Обязательное медицинское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОМС В РОССИИ 3
1.1 Принципы организации и финансирования ОМС 3
1.2 Модели ОМС 3
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРОГРАММЫ ОМС В РОССИИ 3
2.1 Базовая и территориальная программы ОМС 3
2.2 Правила обязательного медицинского страхования 3

Работа состоит из  1 файл

ОМС.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

 
Показатели объемов бесплатной медицинской  помощи в год (на 1000 чел)

 
Нормативы базовой программы ОМС

 
Нормативы, обеспечиваемые бюджетом

 
Всего 

 
1.     Амбулаторно – поликлиническая помощь:

     

 
1.1 количество посещений

 
8458

 
740

 
9198

 
1.2 количество дней лечения в  дневных стационарах (стационарах  на дому)

 
479

 
98

 
577

 
2.     Стационарная помощь:

     

 
2.1 количество койко-дней

 
1942,5

 
870

 
2812,5

 
3.     Скорая медицинская помощь:

     

 
3.1 количество вызовов

 
-

 
318

 
318


 
 
 
На основе базовой программы  в субъектах РФ разрабатываются  территориальные программы ОМС, объем предоставляемых услуг, в  которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Однако на практике стоимость территориальных программ приходится определять исходя не из стандартов, заложенных в базовой программе, а исходя из фактической суммы средств, собираемых территориальными фондами на реализацию ОМС. Кроме того, в территориальных программах уточняются отдельные базовые позиции. Также помимо нормативов объемов медицинской помощи устанавливаются и стоимостные показатели: территориальные нормативы стоимости единицы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования территориальной программы.  
 
Сводные подушевые нормативы финансирования дифференцируются в соответствии с половозрастными коэффициентами потребления медицинских услуг и используются для финансирования СМО. [10, c. 353] 
 
Например, в территориальной программе Новосибирской области есть меры социальной поддержки малообеспеченным гражданам.[12] Это: 
 
1)       возмещение транспортных расходов гражданам, направляемым в специализированные учреждения здравоохранения на территории и за пределами Новосибирской области; 
 
2)       возмещение транспортных расходов на проезд к месту жительства гражданам, транспортированным в порядке оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в учреждения государственной системы здравоохранения Новосибирской области. 
 
А также, гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, одиноко проживающим гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области (за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством), по заключению врачей предоставляется право на обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами за счет средств областного бюджета Новосибирской области. 
 
Также в территориальной программе Новосибирской области устанавливаются следующие нормативы бесплатной медицинской помощи: 
 
Таблица – 3. Нормативы бесплатной медицинской помощи [3]

 
Показатели объемов бесплатной медицинской  помощи в год (на 1000 чел.)

 
Нормативы территориальной программы  ОМС Новосибирской области

 
1. Амбулаторно – поликлиническая  помощь:

 

 
1.1 количество посещений

 
8468

 
1.2 количество дней лечения в  дневных стационарах (стационарах  на дому)

 
479


 
 
 
Продолжение таблицы – 3.

 
3.     Стационарная помощь:

 

 
2.1 количество койко-дней

 
1965

 
4.     Скорая медицинская помощь:

 

 
3.1 количество вызовов

 
450


 
 
 
Подушевыми нормативами финансового  обеспечения  Новосибирской программы государственных гарантий являются расчетные показатели, отражающие размер финансовых средств на оказание медицинской помощи в расчете на 1-го человека (застрахованного) в год (без учета расходов федерального бюджета), и составляют в среднем: 
 
1)       3 530,96 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования на одного застрахованного; 
 
2)       3 198,17 рубля - за счет средств консолидированного бюджета Новосибирской области на одного жителя, в том числе 2 652,43 рубля на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), неотложной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, оказание медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, а также финансовое обеспечение медицинских учреждений и организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, и 545,74 рубля на содержание медицинских учреждений, привлекаемых к реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования.[3]

2.2 Правила обязательного  медицинского страхования

 
Правила ОМС разрабатываются и  утверждаются в каждом субъекте РФ на основании закона РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» и Типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных в ФФОМС. Если в законе определяются предмет, объект и субъекты ОМС, их права и обязанности, то в типовых правилах устанавливаются основные требования к регулированию взаимоотношений в системе ОМС. 
 
Все отношения между субъектами ОМС строятся на договорной основе, за исключением отношений, возникающих по уплате страховых взносов между страхователями и фондами ОМС. 
 
Взаимоотношения страхователя и страховой медицинской организации возникают при заключении договора обязательного медицинского страхования работников, за которых работодатель – страхователь обязан платить взносы на ОМС. Страховая медицинская организация не в праве отказать в заключении договора обязательного медицинского страхования обратившимся к ней страхователям при условии, что они зарегистрированы в ТФОМС и уплачивают страховые взносы в фонды ОМС. Договор заключается не менее чем на 1 год. 
 
В договоре предусматривается, что СМО обязывается при обращении застрахованного гражданина в медицинское учреждение, включенное в территориальную программу ОМС, за получением  медицинских услуг, также включенных в территориальную программу ОМС, оплатить стоимость предоставленной лечебной помощи. Максимальная ответственность СМО по индивидуальному риску каждого застрахованного не ограничивается. Кроме основных условий страхования договор на обязательное медицинское страхование должен содержать данные о контингенте застрахованных и перечень медицинских учреждений, предоставляющих помощь в рамках территориальной программы ОМС. Страховщик обязан заключить договоры о предоставлении медицинских услуг по ОМС со всеми учреждениями, включенными в данный перечень. 
 
Заключение договоров ОМС работающего населения строится по производственному принципу. В этом случае страхователь вправе обратиться в любую СМО, имеющую лицензию на провидение обязательного медицинского страхования. СМО вправе досрочно расторгнуть договор ОМС, если ею будет получена информация от ТФОМС о том, что страхователь не платит в фонд положенные страховые взносы. При неуплате страхователем взносов ТФОМС должен финансировать страховую организацию за счет собственных резервов в течение не менее 2 месяцев, по истечении которых СМО оплачивает медицинскую помощь застрахованным в полном объеме за счет собственных средств или может расторгнуть договор. В случае досрочного расторжения договора ТФОМС оплачивает экстренную и неотложную помощь гражданам, застрахованным по расторгнутому договору, вплоть до заключения страхователем нового договора обязательного медицинского страхования. [10, c. 355] 
 
Финансирование ОМС осуществляется по договорам, заключаемым между территориальными фондом и страховой медицинской организацией. Фонд обязан заключать договор финансирования со СМО при наличии у последней заключенных договоров ОМС со страхователями и договоров на предоставление медицинских услуг с лечебно-профилактическими учреждениями. 
 
Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи, заключаемый между страховой организацией и медицинским учреждением, также носит обязательный характер. ЛПУ не вправе отказать страховой компании в заключении договора на обслуживание застрахованных граждан, которые в соответствии с порядком организации медицинского обслуживания населения на данной территории имеют право на получение медицинских услуг в этом учреждении. В случае невозможности отказать медицинскую помощь застрахованному гражданину, обратившемуся в данное медицинское учреждение, где ему окажут услуги в полном объеме, предусмотренном территориальной программой ОМС. 
 
Лечебные учреждения несут ответственность перед страховой медицинской организацией в случае нарушений по оказанию медицинской помощи застрахованным гражданам. Типовыми правилами ОМС предусмотрена уплата штрафа за непредставление или предоставление застрахованным гражданам медицинских услуг ненадлежащего объема, качества или в неустановленные сроки. 
 
Страховой полис выдается СМО каждому застрахованному ею гражданину и удостоверяет заключение договора ОМС в его пользу. При обращении в медицинское учреждение застрахованный гражданин обязан предъявлять полис и документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем отсутствие у гражданина, обратившегося за медицинской помощью, страхового полиса не является основанием для отказа или переноса сроков лечения. В таком случае ЛПУ должно известить об этом страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС, которые обязаны определить страховую принадлежность гражданина и предоставить требующуюся помощь. Экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается незамедлительно. В случае необходимости плановой медицинской помощи предполагается наличие очередности. 
 
Работающие граждане получают страховые полисы по месту работы. В случае увольнения они обязаны сдать полис работодателю, который передает его в страховую медицинскую организацию. При трудоустройстве гражданин получает новый страховой полис у нового работодателя или страховой медицинской организации. 
 
Неработающие граждане получают полисы по месту жительства в уполномоченных органах административного управления. При изменении постоянного места проживания неработающие граждане должны перерегистрировать страховой полис в СМО, осуществляющей медицинское страхование неработающего населения, по новому месту проживания.[1] 
 
В целях получения первичной медицинской помощи гражданин должен быть зарегистрирован в базовом амбулаторно-поликлиническом учреждении (АПУ), включенном в программу ОМС. Для граждан, не имеющих регистрации, базовым считается АПУ по месту постоянного проживания застрахованного. Права граждан по выбору медицинского учреждения регламентируются территориальной программой ОМС. Перечень медицинских учреждений, предусмотренных  территориальной программой ОМС и осуществляющих медицинскую помощь по страховому полису, должен быть предоставлен застрахованному страховой медицинской организацией, выдавшей полис. 
 
Медицинское учреждение обязано по требованию застрахованных граждан предоставлять им информацию о: 
 
1)       перечне медицинских услуг, входящих в программу ОМС и оказываемых бесплатно; 
 
2)       правилах выбора врача в данном медицинском учреждении; 
 
3)       льготах по медицинскому и лекарственному обеспечению, предусмотренных законодательством для отдельных категорий населения; 
 
4)       перечне и тарифах на платные медицинские услуги, оказываемые сверх территориальной программы ОМС. 
 
В случае непредставления помощи или несоблюдения медицинским учреждением условий ее оказания застрахованный гражданин вправе обратиться по вопросам защиты своих интересов в страховую медицинскую организацию, которая обязана такую защиту предоставить.


Информация о работе Обязательное медицинское страхование