Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа
Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения. Данные цели определили задачи исследования:
- изучить налоговое законодательство;
- изучить основные институты налогового права
- определить правовой статус и функции налоговых органов РФ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предмет и система правового регулирования налоговых отношений 5
2.Юридическое содержание налоговых отношений 7
3.Основные институты налогового права 17
4.Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
В соответствии со ст.2 Налогового кодекса РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Нетрудно заметить, что перечисленные в данной статье отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в основном соответствуют структуре Кодекса. При этом первые две группы отношений наряду с НК РФ регулируются иными актами законодательства о налогах и сборах, к которым в настоящее время относятся отдельные федеральные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных видов налогов, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах6. При этом необходимо учитывать, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное специально не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Системный анализ данной нормы, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что термины «налоговые отношения» и «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» тождественны и равнозначны.
Иначе говоря, если попытаться классифицировать те отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:
Первая группа – отношения,
связанные с установлением
Вторая группа – отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно.
Установление налогов и сборов - это определение в актах законодательства о налогах и сборах элементов налогообложения и сборов, а введение налогов – это решение того или иного публичного субъекта о взимании у него на территории налогов и сборов. Отношения по установлению и введению налогов и сборов образуют важную группу общественных отношений, без которой функционирование налоговой системы невозможно, поэтому нормы, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, направленные на регулирование этих отношений, относятся к нормам налогового права, а сами отношения входят в предмет регулирования налоговым правом.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Третья группа – отношения
по взиманию налогов и сборов, которые
проявляются в процессе исполнения
налоговых и квазиналоговых отношений,
т.е. при исчислении и уплате конкретных
видов налоговых платежей налогоплательщиками
и плательщиками сборов, а также
при исполнении обязанностей иными
обязанными лицами — налоговыми агентами,
банками и т.д. (условно данные
обязанности, непосредственно не связанными
с исчислением и уплатой
Обязанность по уплате налога предусмотрена ст. 57 Конституции России, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы»7. В результате реализации данной нормы, закрепляющей обязанность граждан и организаций уплачивать законно установленные налоги, возникает группа правоотношений между публичными и частными субъектами в связи с выполнением последними своих обязанностей по взносу в бюджет (во вне-бюджетный фонд) налоговых платежей. Таким образом, вторая группа отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговым правом, - правоотношения, возникающие между частными субъектами и публичными субъектами по поводу взимания налоговых платежей в централизованные де-нежные фонды. Указанная группа налоговых правоотношений, безусловно, относится к имущественным правоотношениям. Субъектами имущественных правоотношений по поводу уплаты налогов в бюджет или внебюджетный фонд являются налогоплательщики, с одной стороны, и публичные субъекты, с другой стороны. Именно публичные субъекты, а не органы власти являются управомоченной стороной в налоговых правоотношениях, возникающих в связи с уплатой налогов. Субъективное право истребовать налог является следствием наличия фискального суверенитета, которым обладает только публичный субъект. Данное право, которое можно именовать фискальным правом, неразрывно связано с суверенитетом, и в этой связи названное право не может быть делегировано какому-нибудь органу власти
Четвертая группа – отношения, возникающие по осуществлению на-логового контроля со стороны соответствующих государственных органов.
Специфика налоговых правоотношений
такова, что отношения, возникающие
в связи с уплатой налогов,
могут быть эффективно реализованы
только при наличии особой формы
государственного контроля – налогового
контроля, который принципиально
отличается от общего контроля со стороны
государственных органов за соблюдением
иного законодательства. Налоговый
контроль является составной частью
финансового контроля государства.
Сущность налогового контроля выражается
в том, что при его проведении
проверяется соблюдение налогоплательщиками
(плательщиками сбора) и налоговыми
агентами норм налогового законодательства.
Таким образом, к предмету налогового
права вполне правомерно отнести
и те отношения, которые возникают
в процессе осуществления компетентными
государственными органами контрольных
функций за выполнением юридическими
и физическими лицами своих налоговых
обязанностей. Реализация государством
функции налогового контроля заключается
в осуществлении на постоянной основе
специализированными органами контроля
за соблюдением
Пятая группа – отношения,
возникающие в процессе привлечения
соответствующих к
Наконец, государство, добиваясь
защиты своих фискальных прав, использует
различные формы
Безусловно, в случаях, когда
отношения хозяйствующего субъекта
и государственного органа возникли
в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействия) их должностных
лиц и привлечения к
На неправомерность такого подхода обратил внимание Пленум ВАС РФ в Постановления от 28 февраля 2001 года № 510, указав, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ч.1 ст.2 НК РФ. В связи с этим НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.
Основным содержанием
налогового правоотношения является обязанность
налогоплательщика внести в бюджетную
систему или внебюджетный государственный
фонд денежную сумму в соответствии
с установленными ставками и в
предусмотренные законом сроки,
тогда как государственные
Объект налогового правоотношения
– это сам налог как
Субъект налогового права -
это внешне обособленное, способное
самостоятельно вырабатывать, выражать
и осуществлять единую волю лицо, которое
налоговое законодательство наделяет
налогово-правовым статусом, то есть потенциальной
способностью участвовать лично
либо через представителя в
Участник налогового правоотношения
– правосубъектное лицо, у которого
в рамках налогового правоотношения
возникают субъективные юридические
права и обязанности. Как видим,
понятия «субъект налогового права»
и «участник налогового правоотношения»
близки, но не тождественны. Эти категории
соотносятся как целое и часть
(общее и частное): участник налогового
правоотношения всегда выступает субъектом
налогового права, поскольку обладает
соответствующей
Основными субъектами налоговых
правоотношения являются налогоплательщики
- физические лица, индивидуальные предприниматели
и юридические лица, и публично
– территориальные образования
– Российская Федерация, Субъекты Российской
Федерации и муниципальные
Как уже отмечалось в первой
главе, классификация налоговых
правоотношений возможна по различным
основаниям. На наш взгляд логичной
и обоснованной является классификация,
установленная
Налоговое право как отрасль
права входит в единую систему
российского права, и в свою очередь
является системой более низкого
уровня, т.е. сама представляет собой
систему последовательно
Нормы налогового права группируются в две части – общую часть и особенную часть:
1.Общая часть налогового
Таким образом, в общую часть налогового права входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части.
2.Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса РФ.
3.И общая и особенная часть
налогового права, являясь
Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.
Входящие в систему налогового
права субинституты в свою очередь
являются составными частями(элементами)
институтов. Например, институт защиты
прав налогоплательщиков, являющийся
субинститутом общей части
Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в РФ