Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, реферат

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".

Работа состоит из  1 файл

шпора по ФИН. ПРАВУ.doc

— 615.00 Кб (Скачать документ)

4. Помимо бюджета  налоги могут теперь включиться  и в государственные или местные  внебюджетные целевые фонды. Которые'  стали создаваться в последнее  время, в 1990-х гг., в связи  с необходимостью более эффективного использования средств (например, дорожные фонды^).

 

65. Функции налога.

 

Основная роль налогов — фискальная (от лат. Изсиз — государственная казна), соответственно чему они используются как

источник доходов  государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут  использоваться для регулирования  производства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. П.

С помощью налогов  возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут  быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации и т. Д.).

Помимо рассмотренных  функций налогам свойственна  и функция контроля. В ходе налогообложения  со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую  политику, сделает налоги эффективным  механизмом воздействия на экономику страны.

66. Понятие сбора.  Отличие сбора от налога.

 

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершений в  отношении плательщиков сборов госорганами, ОМСУ юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.

 

При этом выделяется публично-правовой характер сбора.

Пошлина государственная  и таможенная – сборы.

Отличия налога от сбора:

 

1) Налоги имеет индивидуально-безвозмездный характер, социальная и государственная направленность, в то время как сбор характеризуется частичной возмездностью.

2) Обязанность  по уплате налога возникает в любом случае, но при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, в то время как обязанность уплаты сбора наступает в результате свободного выбора плательщика непосредственно по поводу получения нужных ему услуг.

3) Налог характеризуется строгим периодическим постоянством внесения определенной суммы, а сбор нет.

67. Законодательство о налогах и сборах.

 

Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  их Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах с сборах.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов РФ (субъектов, МСУ), права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

Действие Налогового кодекса распространяются на отношения  по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это  прямо предусмотрено настоящим кодексом.

Законодательство  Субъектов РФ и ОМСУ о налогах  и сборах состоит из законов и  иных нормативно-правовых актов о  налогах и сборов Субъектов РФ и ОМСУ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования действий органов и ДЛ, и ответственности за налоговые правонарушения.

68. Основные  принципы законодательства о налогах и сборах.

 

К основным принципам  законодательства о налогах и  сборах относятся такие как: 1) верховенство Налогового кодекса над Федеральными законами. 2) всеобщности налогообложения. 3) равного налогообложения. 4) справедливости. 5) соразмерности налогов. 6) принцип равенства налогоплательщиков. 7) принцип экономической обоснованности: а) налоги должны быть эффективны с точки зрения самоокупаемости, т.е. суммы сбора по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание; б) установление налогов не может быть произвольным. 8) единства экономического пространства в России. 9) законного установления налогов и сборов.

 

Налоги и  сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала.

Не допустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

 

 

69. Налоговое  право: понятие, предмет, источники.

 

Общественные  отношения, возникающие в связи  с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один изего институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это  совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.Его особенности состоят в том, что он регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение  круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним  относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Определение  объекта налогообложения, т. Е.  того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных  случаях требуется указать единицу  налогообложения, т. Е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог.

4. Ставка, т.  Е. размер налога, который взимается  с единицы налогообложения или  объекта налогообложения в целом.

5. Определение  сроков уплаты налогов в течение  года. Они предусматриваются по  каждому из видов налогов особо.

6. Установление льгот, т. Е. полного или частичного освобождения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.

70. Элементы  закона о налоге.

 

Существует 7 элементов  закона о налоге:

 

1) Субъект. 2) объект. 3) объект налогообложения. 4) налоговая  база. 5) налоговая ставка. 6) налоговый период. 7) срок оплаты.

 

1) Субъект – налогоплательщик и плательщик, т.е. юридические и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

2) Объект – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ либо иное экономически обоснованное, имеющее стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

3) Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. Различают в зависимости от построения налогового обложения (начислений) – твёрдые (абсолютная сумма) и долевые ставки (определенные доли объекта налогообложения).

4) Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

5) Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

6) Налоговая база - физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения.

7) Срок оплаты – установлены применительно к каждому налогу и сбору, изменение сроков допускается только в порядке, установленном Налоговым кодексом.

71. Налоговые правоотношения: понятие, особенности.

 

Налоговые правоотношения — это урегулированные  нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием  налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.

В налоговых  правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы —банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. Е. субъектами налогового права.

В Законе «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения  таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые  направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; — пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; и пр.

Неисполнение  налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками. — ведении учета налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц; и пр.

 

72. Субъекты  налоговых правоотношений.

 

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы —банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. Е. субъектами налогового права.

В Законе “Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"