Система и источники финансового права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:08, реферат

Описание

Система финансового права имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств.

Содержание

1.Понятие системы финансового права
2.Элементы системы финансового права
3.Понятие и источники финансового права
4.Особенности системы источников финансового права
5.Классификация источников финансового права

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 432.26 Кб (Скачать документ)

 Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением  Совета Министров СССР от 24 января 1980г.).   

 Немаловажную роль  в регулировании финансовой деятельности  государства занимают и такие  подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.  

 Нормативными актами  являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.  

 К источникам финансового  права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.  

 Федеративное устройство  России обусловливает трехуровневую  систему источников финансового  права, в которой выделяются  правовые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- муниципальном уровнях. 

 Конституция РФ в  силу ее юридических свойств  является главным источником  финансового права и основой  нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.   

 В механизме правового  регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право. Подобное воздействие Основного Закона называется конституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права.  

 Конституционные основы  финансовой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования.  

 Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др. 

 Экономико-правовые основы базируются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». 

 Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере. 

 Направляющее воздействие  Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).  

 Конкретизация правового  регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.  

 Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:   

1) на федеральном уровне: 

= федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); 

= федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); 

= указы и распоряжения  Президента РФ (ч. 1 ст. 90); 

= постановления Совета  Федерации и Государственной  Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты  палат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101); 

= постановления и распоряжения  Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); 

= Федеративный договор  и иные договоры о разграничении  предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),  

2) на уровне субъектов РФ: 

= конституции (уставы), 

= законодательство и 

= подзаконные акты субъектов  РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125); 

3) на муниципальном уровне: 

 = решения органов местного самоуправления (законы МСУ и 

= подзаконные акты главы  муниципального образования). 

 Нормативные финансово-правовые  акты субъектов РФ по форме  выражения аналогичны федеральным,  поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов  РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит предварительно санкционированный характерсо стороны государства. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. 

 Региональное и муниципальное  правотворчество по финансовым вопросам осуществляется различными методами. В финансовой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям финансового законодательства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе. 

 Во многих субъектах  РФ и муниципальных образованиях  принятие нормативных правовых  актов по вопросам финансовой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.  

 В качестве источников  финансового права финансовые  нормативные правовые акты субъектов  РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки: 

- обязательное соответствие федеральному законодательству; 

- пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования); 

- обязательность для  исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования; 

- в некоторых случаях  существует необходимость регистрации  федеральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ); 

- возможность со стороны  субъектов финансового права  обжалования в судебном порядке  или опротестования в порядке  прокурорского надзора.  

 Отношения в сфере  публичной финансовой деятельности  регулируются и локальными нормативными  правовыми актами, содержащими финансово-правовые  нормы. Таковыми, например, являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений в части, устанавливающей порядок финансовой деятельности конкретного вуза.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация источников финансового  права  

 

 

 

  Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами.

  

 Финансово-правовые акты  можно классифицировать по различным  критериям: 

- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение. 

- субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные. 

- по  компетенции: общей и специальной. 

- по  сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые. 

- по принципу разделения властей:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

в) акты органов судебной власти. 

- по  форме  

 закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др. 

- по  уровню правотворчества

= федеральные;

= региональные (субъектов  РФ);

= муниципальные;

= локальные (предприятие, учреждение).  

 Наличие системы правовых  источников, их соподчиненность  и согласованность свидетельствуют  о самостоятельности отрасли финансового права в системе российского права. 

 При этом не следует  отождествлять финансовое право  и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законодательство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные акты

 

1. "Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) // "Российская  газета", № 237, 25.12.1993

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями,  вступившими в силу с 1 января 2005 года) // Правовая справочно-информационная  система “Консультант Плюс”

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // "Российская газета" от 6 августа 1998 г.

Литература

4. Апель А. Основы финансового права - краткий курс лекций, СПб, 2003г.

5. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право:  Словарь -справочник -М., 1997

6. Карасева М.В. Финансовое  право. Общая часть. М., 1999.

7. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

8. Соколова О.В. Финансы,  деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

 

 


Информация о работе Система и источники финансового права России