Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:41, реферат
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Введение. 3
1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление. 4
2. Осуществление валютного контроля при экспортных операциях. 7
3. Проблемы валютного регулирования. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16
С 1 января 2000 г. неопределенность в данном вопросе устранена: за непоступление выручки от экспорта товаров штрафовать будут только таможенные органы, а за непоступление выручки от экспорта работ и услуг - налоговые органы. Этому в определенной степени поспособствовало и письмо ГТК России от 23декабря 1999 г. N 11-15/32225 "О разграничении компетенции органов валютного контроля".
В отличие от Инструкции №19, банк может отказать в подписании паспорта сделки, например, в случае несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям нормативных актов. В таком случае можно либо внести необходимые изменения в контракт, либо обжаловать действия банка в суде, если экспортер считает, что валютные операции соответствуют законодательству, либо получить положительное разъяснение от учреждений Банка России по возникшему вопросу. Однако целесообразнее до заключения контракта провести предварительные консультации с обслуживающим банком.
С 1 января 2000 года экспортер таже вправе самостоятельно распределять поступающую выручку по произведенным отгрузкам либо предоставить банку право распределять полученную выручку исходя из более ранних отгрузок.
Инструкцией от 12 октября 1993 г. устанавливалось, что зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет, указанный в контракте,допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России. В действующей в настоящее время Инструкции поступление выручки на иной счет рассматривается как вполне допустимая ситуация, не приводящая к нарушению. Вместе с тем поступившая выручка в целях контроля перечисляется на счет в банке, оформившем паспорт сделки.
Инструкцией 1999 года предусмотрено автоматическое закрытие паспорта сделки по истечении установленного срока. Ранее паспорт сделки закрывался либо в случае полного поступления выручки, либо в случае предоставления документов, подтверждающих обоснованность ее непоступления. Необходимо иметь в виду, что согласно рассматриваемой Инструкции закрытие паспорта сделки не означает прекращения таможенно-банковского контроля за поступлением выручки. Поэтому в случае непоступления или просрочки поступления выручки необходимо принять все меры к зачислению выручки или обоснованию ее непоступления (направить претензии, иски,получить заключение соответствующего подразделения Министерства торговли и т.п.).
С этого года срок в 90 дней для зачисления валютной выручки отсчитывается не с момента принятия решения о выпуске товаров и не с даты отгрузки товаров, а с даты фактического пересечения товаром российской границы. Тем самым срок зачисления выручки увеличивается на срок перевозки товара по территории России, нахождения товара на складе временного хранения и т.д. Порядок подтверждения даты фактической отправки предусмотрен для экспортеров,использующих льготу по НДС в связи с экспортом товаров. Поскольку иной порядок в настоящее время не предусмотрен, отметки пограничных таможенных органов на ГТД или иных документах могут быть использованы и для предъявления их в банк, оформивший паспорт сделки. Доказательствами могут служить ответы пограничных таможенных органов на запросы экспортера.
С этого года также не предусматривается ответственности за непредоставление информации о внесенных в контракт изменениях. В связи с этим штраф в размере 10 руб., в том числе наложенный до 1 января 2000 г., с экспортеров не взыскивается.
В паспорте сделки, оформляемом в соответствии с Инструкцией №86П, не указывается валюта платежа. Это позволяет сторонам определять денежные обязательства в соответствии с п.2 ст.317 ГК РФ, а валюту платежа в случае необходимости уточнять (заменять на иностранную) непосредственно перед оплатой.Особенно это актуально в связи с тем, что, как следует из п.5 «Положения о порядке применения Инструкции…» от 22декабря 1999 г., «в случае, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, оформление ПС производится уполномоченным банком без представления экспортером специального разрешения». Поскольку превышение срока в 90 дней при расчетах в рублях не является неправомерным, можно сделать вывод, что экспортер не может быть оштрафован за непоступление рублевой выручки от экспорта товаров в срок, предусмотренный контрактом (полгода, год и т.д.). Значит, если в экспортном контракте в качестве валюты платежа были указаны рубли и при этом произошла просрочка расчетов, независимо от того, в какой валюте поступит плата,экспортер не может быть оштрафован за непоступление валютной выручки или просрочку поступления валютной выручки. Следует подчеркнуть, что у таможенных органов по данному вопросу может быть иная позиция.
В паспорт сделки введена новая графа, содержащая информацию о наличии или отсутствии в контракте штрафных санкций. В случае отсутствия штрафных санкций в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»сделка рассматривается как подозрительная, поэтому в контракте желательно предусматривать штрафные санкции иностранного покупателя.
Пунктом 6 Положения от 22 декабря 1999 г. подтверждается, что при наличии у собственника товара договора комиссии именно комиссионер является экспортером для целей валютного контроля (для целей использования льготы по НДС экспортером признается собственник товара). Ответственность за непоступление выручки несет данный комиссионер. Этот момент производители продукции (как правило, крупные предприятия) могут использовать с целью минимизации рисков ответственности за непоступление экспортной выручки, заключив экспортные контракты через комиссионеров,дочерние организации.
В соответствии с п.11 Положения от 22 декабря 1999 г. уполномоченные банки вправе издавать внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного контроля, которые не могут изменять правила, установленные Инструкцией от 13 октября 1999 г. Как правило, такие инструкции предусматривают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта на соответствие законодательству,оперативное информирование и т.п.).
Плата за выполнение уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, возможность взимания которой предусмотрена п.11 Положения от 22декабря 1999 г., по своей природе является платой за гражданско-правовые услуги банка клиенту. Инструкцией от 12 октября 1993 г. был предусмотрен верхний предел такой платы - не более 0,15% от суммы контракта. Инструкция от 13 октября 1999 г. не предусматривает такой платы и не устанавливает ее размер.Размер такой платы должен быть связан с предоставлением клиенту реальных услуг (консультации, информирование и т.п.). Одно лишь оформление паспорта сделки, по моему мнению, не является основанием для взимания платы, поскольку осуществляется исключительно в целях государственного контроля. Выполнение банками функций агентов валютного контроля должно финансироваться не за счет экспортеров, а за счет государства.
3. Проблемы валютного регулирования.
Нет смысла оспаривать мнение о том, что внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Считается, что заниженный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам объективно играет на руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономической деятельности. И действительно, до кризиса 1998 года объем экспорта постоянно рос, не смотря на меры государственного валютного контроля, явно ущемляющие права экспортеров.
Однако если рассмотреть структуру российского экспорта, то легко заметить, что львиная доля экспорта приходится на топливно-энергетический комплекс: нефть и газ. Кроме того, практически вся остальная доля также приходится на сырье.
Нельзя не отметить, и это продемонстрировал 2000 – ый год, рынок сырья очень чувствителен к конъюнктуре мирового рынка и зависим от него. Глубокая сырьевая зависимость от конъюнктуры мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его резкоменяющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.
Проследив историю развития валютного контроля и контроля при экспортных операциях, можно отметить следующие моменты:
До 1998 года государственная политика в этой области была направлена, в первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставлена задача по обязательному возвращению валютной выручки и по недопущению использования фиктивных контрактов в экспорте и импорте. Действительно, принятые правительством меры дали некоторые результаты.Однако наверное никто не сможет подсчитать ущерб, причиненный экспортно-импортному бизнесу ввиду применения хотя бы одной 19-ой Инструкции –признанной незаконной лишь спустя пять лет после ее выпуска.
С 1998 года приоритеты в области валютного контроля поменялись. Главной задачей в самом начале кризиса стало поддержание курса рубля. И все последующие документы, принимаемые Правительством, Президентом, ЦБ РФ были направлены на достижение этой цели. Здесь можно упомянуть Инструкцию №80-И, которая устанавливает обязательную продажу валютной выручки в размере 50% резидентами,осуществляющими возврат кредитов; Указание ЦБР №500-У, по которому ужесточился контроль уполномоченных банков за правомерностью осуществления клиентами валютных операций и усиливается контроль над самими уполномоченными банками; Положение №57-П, в котором говорится, что экспортная выручка продается только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другие документы были призваны получить максимально возможный объем валюты, причем быстро. Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей Правительство РФ приняло меры по временному введению вывозных пошлин на основные товары российского экспорта, что в определенной степени должно было восполнить нехватку средств в результате изъятия части сверхприбыли экспортеров,образовавшейся в результате резкого подорожания доллара относительно рубля в 1998 году.
В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Получив валютную выручку, экспортеры продают ее через уполномоченные банки на специальной сессии, на которой, кроме ограниченного числа импортеров валюту покупает ЦБ РФ. За счет данных операций на протяжении всего 2000-го года Центробанк успешно пополнял валютный и золотой запас, и одновременно за счет этого ЦБ погашал внешний долг. Однако данные шаги призваны решить лишь конкретные сиюминутные задачи, стоящие перед правительством и ЦБ РФ.
Главной же проблемой, на мой взгляд, следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики в целом.
Издание Инструкции от 13 октября 1999 г., безусловно, создает благоприятные условия для изменения практики применения ответственности за непоступление валютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципами справедливой и обоснованной административной ответственности. Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.
Заключение.
Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу.
В настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступлением выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Банка России; незачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ.
Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природными ресурсами, поэтому экспорт России в основном является ресурсным, до 90% приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается, что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такие как торговля машинами и оборудованием, оружием, технологиями. Это позволит не только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять и развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге,превратить Россию в действительно сильное государство.
Список используемой литературы.
1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.)
2. Распоряжение Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
3. Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)"
4. Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.)
5. Распоряжение ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"
6. Распоряжение ГТК РФ от 31 мая 1999 г. N 01-14/640 "Об организации проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров"
7. Письмо ГТК РФ от 14 марта 2000 г. N 13-15/6194 "Об информационном обмене документами валютного контроля"
8. Телеграмма ГТК РФ от 3 февраля 2000 г. N ТФ-222 О валютном контроле за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров
Информация о работе Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление