Бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:41, дипломная работа

Описание

целью данной работы является достаточно полное изучение бюджетного процесса в РФ, и рассмотрение его основных стадий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный процесс: понятие, задачи, участники и принципы……...……...5

2. Основные стадии бюджетного процесса…………………………………..…..8

2.1 Стадия составления проекта бюджета………………………………………8

2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета…………………………...11

2.3 Стадия исполнения бюджета………………………………………...……..15

2.4 Стадия составления отчета об исполнении………………………………..16

Заключение…………………………………………………………….……...19

Список используемой литературы…………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

Бюджет право.docx

— 37.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

      Введение………………………………………………………………………..3

  1.    Бюджетный процесс: понятие, задачи, участники и принципы……...……...5

2.    Основные стадии бюджетного процесса…………………………………..…..8

  2.1  Стадия составления проекта бюджета………………………………………8

  2.2  Стадия рассмотрения и утверждения бюджета…………………………...11

  2.3  Стадия исполнения бюджета………………………………………...……..15

  2.4  Стадия составления отчета об исполнении………………………………..16

       Заключение…………………………………………………………….……...19

       Список используемой литературы…………………………………..………20 

Введение

 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет.

    Успех экономического реформирования в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

    В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность. Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

    Поэтому целью данной работы является достаточно полное изучение бюджетного процесса в РФ, и рассмотрение его основных стадий.

    Предметом исследования является осуществление  бюджетного процесса в Российской  Федерации, объектом исследования является бюджет государства (региона, муниципалитета).

    Задачи:

1)  Рассмотреть  бюджетный процесс: понятие, задачи, участники и принципы;

2)  Проанализировать стадию составления проекта бюджета;

3)  Раскрыть  стадию рассмотрения и утверждения  бюджета;

4)  Проследить  стадию исполнения бюджета;

5)  Изучить  стадию составления отчета об исполнении.

    В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические, социальные  процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

  1. Бюджетный процесс: понятие, задачи, участники  и принципы
 

    Бюджетный процесс (Бюджетный кодекс РФ (ст. 6)), — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением.

    Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет  составление проекта бюджета, его  рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный  период, — с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — восемь месяцев.

    Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.1

    Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. В то же время  каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году.

    Однако  порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения  бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета остается неизменным.

    На  каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счет процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

    Перед бюджетным процессом стоят следующие  важные задачи:

    1)  максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

    2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также  общего  объема  в  соответствии    с прогнозами   и   целевыми программами социально-экономического развития;

    3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема  исходя  из  потребности  бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

    4) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций   в   экономике   и   обеспечение   устойчивости   национальной денежной единицы;

    5)  сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

    6)  осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами    хозяйства, экономическими регионами;

    7) повышение роли   перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ.

    Участниками бюджетного процесса являются (ст. 152 БК РФ):

    — Президент РФ и органы законодательной (представительной) власти;

    — органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы  местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета, другие уполномоченные органы);

    — органы денежно-кредитного регулирования;

    — органы государственного и муниципального контроля;

    — государственные внебюджетные фонды;

    — главные распорядители и распорядители  бюджетных средств и др.

    Принципы организации бюджетного процесса:

    1) единство, выражающееся   в   единой   правовой   базе,   единой   бюджетной   классификации,   единстве   форм   бюджетной документации,  необходимой  для   статистической  и  бюджетной  информации  при  составлении  консолидированного бюджета РФ  и территорий, единстве денежной системы;

    2) самостоятельность каждого  участника  осуществлять   бюджетный   процесс.   Обеспечивается   наличием   собственных  и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

    3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов.

    Это  должно  обеспечить  устойчивость   бюджета  и   необходимые  пропорции   в  распределении  средств   между  сферами  хозяйства, экономическими регионами.

  1. Основные стадии бюджетного процесса
 
    1.   Стадия составления проекта бюджета
 

    Первый  этап бюджетного процесса - составление  проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также  подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг и  иных установленных нормативов.

    Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством  финансов РФ и территориальными финансовыми  органами.

    Проект  федерального бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ по поручению  Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев  до начала планируемого года.

    Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития, сводного финансового баланса, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

    На  первой стадии формирования проекта  бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные  условия экономического и социального  развития на планируемый год, и в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

    После одобрения Правительством РФ этих сценарных  условий Министерство финансов РФ разрабатывает  основные характеристики доходов и  расходов федерального бюджета на планируемый  год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

    Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они  могут быть представлены в Совет  Федерации и Государственную  Думу по их запросу.

    Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам  и расходам федерального бюджета  федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации  с субъектами Российской Федерации  на плановый год и среднесрочную  перспективу.

    На  второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение  предельных объемов бюджетных средств  по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение  финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики  РФ определяет федеральные целевые  программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной  перспективе.

Информация о работе Бюджет