Доходы и расходы федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 19:59, реферат

Описание

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики.

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 544.50 Кб (Скачать документ)

2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также  предлагаем динамику структуры расходов по статьям.

Изменения в 2010 году: лидеры роста  и падения

Если  анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).

Статья  межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным  фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем  диаграмму лидеров изменений  среди подстатей расходов:

                             Межбюджетные трансферты

Интересно, что статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли  более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

                           Национальная экономика

Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 млрд. Это можно объяснить  снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

                             

                            Общегосударственные  расходы

Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд.).

Одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные  вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд. руб.

                                                Выводы

Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд., или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов нате или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично. 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

по дисциплине: Финансы и кредиты 
 

Тема: «Подушка безопасности» федерального бюджета РФ.

__________________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________ 

___________________________________________________________________________ 
 

Студент(ка):             Лешкевич Виталий       № группы Ф-31

                              Ф.И.О.  

Подпись студента(ки) _____________________   «_____» ____20___г. 
 
 
 
 

Реферат зачтён _________________ _________________________«___» _____20___ г.

подпись   Ф.И.О. преподавателя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

Стабилизационный  фонд («подушка безопасности» госбюджета) - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.  

 
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.  
В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень в 500 млрд. рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2006-м  на схожие цели было потрачено 605 млрд., а в 2007 году — 12 млрд. рублей.  
На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд. рублей.  
 
За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд. руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд. руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %.

   С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.[1]

   
  Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 февраля 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 069 млрд. руб.  
 
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.  
 
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.  
 
Если величина Резервного фонда превысит 10 % ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.  
 
Резервный фонд формируется за счет:
  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Объем Резервного фонда РФ на 1 января 2009г. составил 4 трлн. 027,64 млрд. руб., что эквивалентно 137,09 млрд. долл., Фонда национального благосостояния - 2 трлн. 584,49 млрд руб., что эквивалентно 87,97 млрд долл., говорится в сообщении Министерства финансов РФ.  
По состоянию на 1 января 2009г. часть резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ), сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 446,88 СДР (специальные права заимствования).  
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары. За период с 30 января 2008г. по 31 декабря 2008г. составила 6,34 млрд. долл., что эквивалентно 186,20 млрд. руб. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 30 января 2008г. по 31 декабря 2008г. составила положительную величину - 509,16 млрд. руб.  
По состоянию на 1 января 2009 г. остатки средств составили:  
1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России:  
        1.1  33,96 млрд. долларов США;  
        1.2  24,13 млрд. евро;                                  
        1.3  4,38 млрд. фунтов стерлингов;  
2) на депозитах во Внешэкономбанке:  
        2.1  400,00 млрд. рублей.  
В соответствии с постановлением N766 со счета по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на депозиты во Внешэкономбанк по состоянию на 1 января 2009г. было перечислено 400 млрд. руб. Из них 225 млрд. руб. перечислено на депозит со сроком до 31 декабря 2019г. и процентной ставкой 7% годовых, 175 млрд. руб. - на депозит со сроком до 21 октября 2013г. и процентной ставкой 7% годовых, в том числе в декабре 2008г. - 35 млрд. руб. (неплохо) :))

Совокупный  объем Резервного фонда на 1 октября 2010 года составил 1 258,26 млрд. рублей, что эквивалентно $41,39 млрд., говорится в сообщении Минфина. По состоянию на 1 сентября 2010 г. объем Резервного фонда составлял 1 трлн. 228,93 млрд. рублей. Таким образом, за сентябрь резервный фонд увеличился на 29,33 млрд. руб.

 Совокупный  объем Фонда национального благосостояния  на 1 сентября 2010 г.  составил 2 722,15 млрд. рублей, что эквивалентно $89,54 млрд.:

- на  отдельных счетах по учету  средств Фонда национального  благосостояния в Банке России  размещено $31,86 млрд.; 24,67 млрд. евро; 4,48 млрд. фунтов стерлингов.

- на  депозитах во Внешэкономбанке  размещено 434,02 млрд. рублей; $2,75 млрд.

За сентябрь ФНБ вырос на 50,61 млрд. руб. (на 1 сентября - 2 671,54 млрд. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета РФ