Правовое регулирование деятельности органов налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:26, реферат

Описание

Своевременное и полное формирование доходов бюджетной системы государства обеспечивается с помощью налогового контроля. Сущностно-содержательная характеристика эффективной деятельности органов налогового контроля зависит от правового обеспечения самой контрольной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Пр рег-е деят орг нал контроля.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

Курстак Е. С.

Правовое регулирование  деятельности органов налогового контроля

Своевременное и полное формирование доходов бюджетной  системы государства обеспечивается с помощью налогового контроля. Сущностно-содержательная характеристика эффективной деятельности органов налогового контроля зависит от правового обеспечения самой контрольной деятельности.

Вопрос о понятии  налогового контроля является дискуссионным  в науке финансового (налогового) права. А.В. Брызгалин считает, что налоговый  контроль это установленная законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд. [5, с. 169] Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов. По их мнению, налоговый контроль    относится к общегосударственному финансовому контролю и  может  быть  определен  как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных   органов,   обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и  правильность исчисления,    полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный  фонд. Аналогичного  мнения  придерживается [4, c. 95] и О.А. Макарова, понимая под налоговым контролем деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей  компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки  правильности исчисления и уплаты налогов и  сборов, а также выявления и устранения  налоговых правонарушений  и причин,  их  порождающих,  соблюдения законодательства о налогах и сборах [6, с. 112].

В пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса Республики Беларусь дано определение налогового контроля. Это система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. [3, c. 40]

Цели финансовой деятельности государства обуславливают цели налогового контроля: реализация задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использование финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Таким образом можно сказать, что налоговый контроль направлен на создание финансовых условий для осуществления функций государства, на осуществление своевременной «оплаты» государству тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства. Еще одной целью налогового контроля является обеспечение законности и эффективности процесса налогообложения, результатом чего должно стать понимание налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений добросовестности исполнения своих налоговых обязанностей посредством соблюдения налоговой дисциплины и формирования налоговой культуры в обществе. [1, с. 68]

Значение налогового контроля отражается в его задачах:

  • обеспечение правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налоговых платежей в бюджет;
  • предупреждение нарушений налогового законодательства, а также возмещение ущерба причиняемого государством в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиками своих обязанностей;
  • выявление резервов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью сохранения и увеличения последними объектов налогообложения с последующей повышательной тенденцией формирования доходной части бюджета. [1, c. 69]

Статья 64 Налогового Кодекса  определяет следующие формы налогового контроля: учет плательщиков (иных обязанных лиц); налоговые проверки; опрос плательщиков и других лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли); другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка. В статье 69 Налогового кодекса Республики Беларусь говорится: порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. [3, c. 47]

В соответствии с настоящим  Налоговым кодексом налоговые органы проводят следующие проверки: камеральные  и выездные проверки, в том числе  дополнительные проверки: проверки, проводимые при ликвидации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей; проверки государственных органов, нотариальных контор; тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями; выездные встречные проверки плательщиков.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Выездные проверки, в  том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его  заместителем) налогового органа, проводящего  проверку.

Выездная проверка проводится, как правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). В выездной проверке, назначенной руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, могут принимать участие должностные лица нижестоящих налоговых органов. [3, c. 49]

В последние годы в Беларуси проделана большая работа по совершенствованию налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Такая работа будет продолжаться и в дальнейшем. Об этом сказал первый заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко. Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие является повышение конкурентоспособности национальной экономики, совершенствование налоговой системы. В национальной налоговой системе предусмотрено дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. С 2012 года Министерство по налогам и сборам предлагает внести в Налоговый кодекс положения, предусматривающие обязанность для организаций с численностью работников от 50 человек подачу налоговых деклараций в электронном виде. Предлагается снизить налоговую нагрузку по налогу на недвижимость и упростить налоговое администрирование по земельному налогу.

Таким образом из всего вышеизложенного следует, что налоговый контроль – это контроль соблюдения налогового законодательства должностными лицами налоговых органов. А уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения с большой вероятностью будет обнаружено, приводит к добровольному выполнению налогоплательщиками обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

 

Список литературы:

  1. Пилипенко, А.А. Краткий курс лекций по дисциплине «Налоговое право» / А.А. Пилипенко. – Минск: Амалфея, 2011. – 104 с.
  2. О совершенствовании контрольной  (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 марта 2010 г. -  Минск: Дикта, 2010. – 62 с.
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая и особенная части) с изменениями и дополнениями на 1 января 2012 г.: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст кодекса по состоянию на январь 2011 г. – Минск: Информационно-издательский центр по налогам и сборам. – 816 с.
  4. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: Учебник / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова. — Москва: Юристъ, 2005. — 223 с.
  5. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право / А.В. Брызгалин. – Москва: Аналитика-Пресс, 1998. – 608 с.
  6. Макарова, К.С. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Часть 1 / О.В. Агабекян, К.С. Макарова. – Москва: Издательский дом АТИСО, 2009. – 172 с.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности органов налогового контроля