Сбалансированность бюджета

Дата добавления: 16 Февраля 2015 в 15:12
Автор работы: a**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (325.05 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Содержание 1.docx

  —  366.54 Кб

Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги: с наследства, дарений, поимущественный налог с земли, домостроений и т.д.

Коль скоро налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть государственного бюджета, являются основным финансовым источником производства ВНП, по сути дела, они выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики.

Расходы государственного бюджета

Вторым важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.

Расходными статьями бюджета являются:

- на здравоохранение, образование, пособии, субсидии, региональным властям на эти цели. Составляет 50% всех расходов госбюджета;

- на поддержание конъектуры  и экономического роста: инвестиции, дотации, на ценовые программы, развитие  сельского хозяйства. Составляет 15% расходов госбюджета;

- на оборону. Составляет 12% расходов бюджета;

- на материальное обеспечение  внешней политики. Составляет 3% расходов  госбюджета;

- содержание аппарата  государства, милиции, юстиции, полиции  и др. Составляет 10% расходов госбюджета;

- платежи по государственному  долгу. Составляет 8% расходов госбюджета;

- прочие расходы – 2%.

Важная роль в национальной экономике принадлежит местным бюджетам.

За счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, средств связи и т.д.

Бюджеты местных органов власти используются также на социально культурные нужды, содержание местной администрации, полиции, органов суда, прокуратуры и т.д.

На западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. При этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные средства выделяются в форме кредитов, субсидий, дотаций предпринимателям, участвующим в выполнении государственных программ экономического развития.

Бюджет выступает основным инструментом социальной политики государств. С его помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов).

 

 

 

 

 

2.1 Дефицит бюджета КР.

 

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%).[4] Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

 Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек  общественного производства

. массовый выпуск «пустых»  денег

. излишне, неоправданно раздутые  социальные программы

. возросшие затраты на  финансирование ВПК

. оборот «теневого» капитала  в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного  дефицита являются огромные непроизводительные  расходы, приписки, хищения, потери  произведенной продукции и многое  другое, пока не поддающееся общественному  учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, анти циклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет анти циклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно.

Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в  бюджет автоматически возрастают  по мере экономического роста  и процветания, а макроэкономическая  сбалансированность стимулирует  этот рост, следовательно, дефицит  бюджета будет автоматически  самоликвидироваться.

2. При определенных правах  правительства в установлении  налогов и создания денег способность  его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным  долгом, не столь обременительны  для нормальной экономики. Можно  смело утверждать, что богатая  нация имеет большую возможность  выдержать относительно безболезненно  бюджетный дефицит значительных  размеров по сравнению с бедной  нацией.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственный долг КР.

 

     Все заимствования государства, вызванные нехваткой средств в бюджете, образуют государственный долг.

     Государственный долг - это долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами.

Различают два вида государственного долга:

     Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.

     Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте сом.

Выработкой общей политики в области государственного долга занимается Управление государственного долга при Министерстве финансов Кыргызской Республики.

     Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний  и   2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

     По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство   для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.  

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

·        Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

·        Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

·        Усиливается неравенство в доходах;

·        Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного потенциала страны;

·        Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

Описание
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………………...3
1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения………………………...7
1.3 Сущность и особенности государственного бюджета………………………...9
1.4 Доходы и расходы бюджета………………………………………………........16
ГЛАВА II. Проблемы госбюджета Кыргызской Республики
2.1 Дефицит бюджета КР. ………………………………………………………….19
2.2 Государственный долг КР. …………………………………………………….24
Глава III. Сбалансированность бюджета.
3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета……29
3.2 Перспективы госбюджета КР. ………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы