Теоретические аспекты налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:59, реферат

Описание

На протяжении ряда лет в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения в области налоговой реформы, указывается на недостаточно эффективное реформирование налогового администрирования. Недостатки налогового администрирования приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

Naidenova.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

    2. Подача уточненной декларации. Такая декларация будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении финансовых операций. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность и не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки. А при соблюдении условий оплаты налоговых обязательств налогоплательщик полностью освобождается от ответственности.

    Эффективная налоговая система, включающая основные элементы налогообложения и процедуры налогового администрирования, должна соответствовать следующим основным требованиям: Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы являются главными исполнителями функций администратора доходов соответствующих бюджетов; уровень и структура налоговой нагрузки не должны ухудшать условия экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций; администрирование налоговых платежей должно исходить из минимизации связанных с ним издержек за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

    Основным  индикатором эффективности налогового администрирования  выступает поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

     Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократились на 27650128 тыс. руб. или на 28%. Сокращение затронуло все налоговые доходы бюджета.

    Снижение  налоговых поступлений в бюджеты  разных уровней бюджетной системы  свидетельствует о том, что налоговая система РФ является не гибкой и неэффективной, не способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

    В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 гг. по большинству налогов прослеживается дальнейшая либерализация налогового законодательства. Предполагается решить проблему трансфертного ценообразования, влияние которого на величину налоговой базы наблюдается почти по всем основным налогам. Если будут четко определены параметры взаимозависимости лиц, определения рыночных цен и их применения, методы контроля за использованием трансфертного ценообразования, то можно будет надеяться на положительные результаты законодательных изменений. Вызывает серьезные сомнения целесообразность введения института консолидированной отчетности по налогу на прибыль, поскольку консолидация отчетности нескольких налогоплательщиков чревата негативными последствиями с позиций определения общего финансового результата и соответственно может сказаться на величине налоговой базы. В странах, где действует этот механизм, консолидация отчетности используется для оптимизации налоговых платежей вполне законно, что в наших условиях не представляется целесообразным.

    В сложившихся условиях необходимым  условием функционирования налоговой системы выступает эффективная система налогового администрирования, значимость которого вытекает из того, что оно является  составной частью процесса управления. Управление постоянный и мониторинг налоговых поступлений напрямую влияют на величину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Для повышения эффективности налогового администрирования целесообразно:

    1. Выработать и законодательно  закрепить определение дефиниции  «налоговое администрирование», что  позволит снизить риски в судебной и налоговой практике.

    2. Повысить эффективность налогового  планирования и прогнозирования,  реализующего не только фискальные  задачи, но и закладывающего основы  оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля. Актуальной задачей, по мнению автора, является внедрение стратегического налогового планирования на региональном уровне. Результатом станет не только определение научно обоснованных подходов к совершенствованию и повышению эффективности налогово-бюджетной политики регионов, но и правильное решение сложных задач, в частности, предоставление налоговых льгот.

    3. Зафиксировать законодательно проведение реструктуризации налоговых обязательств, что позволит крупным компаниям в случае больших налоговых доначислений избежать банкротства, а бюджет получит ранее не уплаченные суммы налогов с рассрочкой платежа по времени.

    4. Обеспечить рост результативности  налоговых проверок, как основного инструмента налогового администрирования, путем улучшения качества аналитической работы, поскольку объективность и своевременность поступлении такой информации позволит сократить число неэффективных выездных налоговых проверок.

    4. Совершенствовать систему отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, позволяющую выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налогового органа, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

       Литература

  1.   Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2. //КонсультантПлюс
  2. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. N 6.
  3. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: дискуссионные вопросы понятийного аппарата // Вопросы теории и практики налогообложения: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры "Налоги и налогообложение" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М., 2005. С. 3 - 7
  4. Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса// Финансы. 2009. № 8. С.23-26
  5. Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006. С. 23
  6. Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах. [www документ]. URL.htth: r11.nalog.ru.

Информация о работе Теоретические аспекты налогового администрирования