Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, автореферат

Описание

Целью работы является решение научной проблемы развития машиностроительного комплекса посредством формирования рациональной инвестиционной политики, предполагающей выстраивание приоритетности инвестиционных проектов, реализуемых в нем.
Для достижения цели исследования следует решить следующие задачи:
показать основные тенденции экономического развития машиностроительного комплекса, его отличительные особенности, выявить возможности повышения эффективности и конкурентоспособности машиностроения;
разработать принципы координации экономической деятельности в области машиностроения;
проанализировать специфику формирования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе;
выявить основные проблемы, препятствующие функционированию эффективной инвестиционной политики машиностроения, предложить пути решения проблем;
определить основные методологические подходы к обоснованию целей, принципов и приоритетов инвестиционной политики машиностроения на современном этапе развития;

Работа состоит из  1 файл

makarenko (1).doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Традиционно машиностроительный комплекс является основой промышленной индустрии страны. Направления развития других отраслей во многом зависят от направления развития машиностроения. К началу 90-х гг XX века накопилось очень много своевременно не решенных проблем. В результате экономический кризис, затронувший в начале 90-х гг многие сферы экономической, социальной и политической жизни не мог обойти и машиностроительные предприятия. Итогом кризисных явлений стал спад производства в машиностроении, продолжавшийся более 10 лет.

К наиболее общим структурным  проблемам машиностроительного  комплекса можно отнести следующие: перераспределение инвестиционных ресурсов в пользу сырьевого сектора экономики; низкий уровень конкурентоспособности российской машиностроительной продукции; неспособность машиностроительных предприятий адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды; предельный износ основных производственных фондов (по различным оценкам после начала 90-х гг. уровень износа критический – около или более 50%); низкая кредитоспособность машиностроительных предприятий, которая усугубляется наличием высокого риска; низкая рентабельность и убыточность машиностроительных предприятий; недогрузка производственных мощностей машиностроения при достаточной дороговизне содержания простоя оборудования; недостаточный уровень партнерства и сотрудничества машиностроительных предприятий, производящих взаимосвязанные продукты, отсутствие гибких производственных комплексов. Очевидно, что все представленные проблемы так или иначе затрагивают вопрос разработки адекватной инвестиционной политики машиностроительного комплекса, которая учитывала бы ключевые особенности и способствовала развитию столь важного для страны комплекса, которым является машиностроение. При разработке и внедрении единой  инвестиционной политики машиностроения со стороны государства должна применяться определенная методика, включающая комплекс взаимосвязанных непротиворечивых мероприятий с привлечением различных государственных организаций и институтов в качестве исполнителей. Учитывая все перечисленные проблемы в настоящее время, остро назрели вопросы: «Выгодны ли инвестиции в российское машиностроение?», «Как наиболее эффективно инвестировать средства с тем, чтобы они, помимо положительных результатов для конкретных инвесторов еще и способствовали экономическому росту промышленности страны?», «Какие модели промышленной и инвестиционной политики наиболее приемлемы для развития машиностроительного комплекса в настоящее время?». Очевидно, что дальнейший экономический рост, его темпы и качество зависят главным образом от инвестиций.

Главной задачей оздоровления экономики в России, по нашему мнению, является возрождение и развитие обрабатывающих отраслей экономики, значительную часть которых составляет машиностроительный комплекс. Для этого необходим эффективный механизм инвестиционной политики, который бы позволил оздоровить предприятия, переживающие кризис, но потенциально способные работать эффективно, либо создать на новой основе высокотехнологичные производственные инновационные предприятия, с одной стороны, также обезопасить средства инвесторов и обеспечить прибыльность инвестиционных проектов, с другой стороны.

Формировать единую согласованную модель инвестиционной политики машиностроительного комплекса необходимо при условии участия различных партнеров инвестиционных процессов машиностроения: государственных структур, машиностроительных предприятий и их объединений, коммерческих банков, инвестиционных фондов, иностранных инвесторов и других участников.

Основные задачи и  направления, которые следует осуществлять предприятиям машиностроительного комплекса для улучшения своего инвестиционного микроклимата, инвестиционной привлекательности представлены на рис. 1. Роль коммерческих банков в осуществлении инвестиционной политики машиностроительного комплекса можно определить в рамках направлений, представленных на рис. 2.

При разработке единой инвестиционной политики машиностроительного комплекса следует принимать во внимание накопленный отечественный и зарубежный опыт и воплотить те аспекты, которые представляются полезными и возможными для реализации.

Таким образом, машиностроительный комплекс является одним из основных промышленных комплексов РФ, поэтому необходимо в первоочередном порядке решать накопленные структурные проблемы комплекса. В целях более эффективного решения проблем машиностроения необходимо определиться с основными направлениями инвестиций, для этого следует формировать единую согласованную инвестиционную политику машиностроительного комплекса при участии всех заинтересованных сторон инвестиционных процессов. Это является первым защищаемым положением.

Во второй главе «Анализ и тенденции инвестиционного развития машиностроительного комплекса» анализируются тенденции развития машиностроительного комплекса, проблемы, сопутствующие этому развитию, инвестиционная деятельность предприятий, общее состояние инвестиционных процессов и инвестиционной политики машиностроения.

Машиностроительный комплекс на современном этапе развивается, но результаты деятельности нельзя назвать  успешными. Основные показатели деятельности машиностроения приведены в табл.1. Представленные данные позволяют сделать следующие выводы: количество машиностроительных предприятий с 1995 года в целом остается примерно одинаковым (увеличение числа предприятий в 2000 – 2001 годах не повлияло на динамику и может означать не абсолютное увеличение числа предприятий, а  изменения в структуре – реорганизация предприятий, выделение отдельных производств в самостоятельные предприятия и т.п.); объем промышленной продукции стабильно увеличивается, однако рентабельность проданной продукции стабильно уменьшается; сальдированный финансовый результат нестабилен: наибольшего размера достигал в 2001 г. – 69 млрд. руб., затем наблюдается его снижение, к 2003-2004 году уровень составляет около 45 млрд. руб. Среднегодовая численность персонала постепенно снижается, но это снижение с 2000 г. не носит резкого характера (от 4 млн. человек в 2000 г. до 3 млн. человек в 2004г.) и может быть обусловлено структурными изменениями штата предприятий.

 

Таблица 1

Показатели работы машиностроения в 1995 – 2004 гг.

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Число действующих организаций (на конец года), тыс.

47,7

54,7

51,8

48,0

46,8

48,4

Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 2000 г. – трлн. руб.)

177

780

1015

1191

1483

1748

Среднегодовая численность  промышленно-производственного персонала, тыс. человек

4876

3842

3618

3490

3313

3180

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. (до 2000 г. – млрд. руб.)

22512

61670

69431

51319

44021

46640

Рентабельность проданных  товаров, продукции (работ, услуг), процентов

21,2

14,1

14,5

12,2

9,3

8,2


Источник: Росстат

 

Производство продукции машиностроительного комплекса в общей структуре промышленного производства в целом не превышает 20-21% (табл. 2).

 

Таблица 2

Структура производства продукции машиностроения в общей 

структуре промышленного производства (в % к итогу)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Вся промышленность

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе  

   машиностроение  и металлообработка

 

19,2

 

20,5

 

20,8

 

20,5

 

21,1

 

22,2


Источник: Росстат

 

Динамика машиностроительного  производства по отраслям машиностроения за период 1999-2004 гг. представлена в табл. 3.

Анализ динамики в  целом показывает рост производства по промышленным отраслям, но при этом темпы роста машиностроения в 2004 г. по сравнению с 1999 г. снизились: 111,7% в 2004 г. против 115,9% в 1999 г.

Как видно из табл. 3, снижение темпов роста происходило в период 2000-2002 гг., в 2003-2004 гг. наметились тенденции к увеличению роста  производства,   но   эти   темпы  пока слишком малы. Если судить по темпам роста отдельных отраслей машиностроения, то в целом картина не столь оптимистична: по сравнению с 1999 г. темпы роста производства в 2004 г. снизились в следующих отраслях: электротехническая промышленность, химическое и  


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  Основные направления улучшения  инвестиционного микроклимата и инвестиционной привлекательности

предприятий машиностроительного  комплекса

 


 


 



 

 

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 2.  Роль банков в осуществлении  инвестиционной политики машиностроительного комплекса

 

Таблица 3

Динамика производства по отраслям машиностроения в 1999 – 2004 гг

(% к предыдущему году)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Промышленность –  всего 

108,1

109,0

104,9

103,7

107,1

106,1

Машиностроение

115,9

115,5

107,2

101,9

109,2

111,7

Из него:

   железнодорожное  машиностроение

 

108,9

 

107,4

 

126,0

 

121,7

 

135,8

 

122,8

металлургическое машиностроение   

91,8

130,2

86,1

82,6

94,0

123,9

электротехническая промышленность

127,0

130,1

112,6

93,8

105,5

106,7

химическое и нефтяное машиностроение

120,7

119,5

121,6

96,0

93,0

105,9

станкостроительная и  инструментальная промышленность

 

99,6

 

111,5

 

99,4

 

81,7

 

100,5

 

95,1

приборостроение

140,8

118,4

98,0

90,9

144,8

112,7

автомобильная промышленность

114,7

103,3

101,7

97,8

106,0

109,3

промышленность средств  связи

95,7

330,0

90,0

174,6

118,0

193,0

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

 

159,3

 

148,4

 

129,1

 

77,6

 

76,4

 

130,5

машиностроение для  легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов

 

115,8

 

109,5

 

107,1

 

115,9

 

106,6

 

119,0


Источник: экономический обзор  «Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27)» – М.: ИЭПП, 2006

 

нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; за этот же период темпы роста незначительно увеличились в машиностроении для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; рост производства происходит в отраслях: железнодорожное машиностроение,    металлургическое     машиностроение,      промышленность средств связи (с 95,7% в 1999 г. до 193,0% в 2004 г.). Почти все представленные отрасли в период 1999-2004 г. демонстрировали «неровные» темп роста производства: то увеличение, то уменьшение.

Таким образом, следует  констатировать, что, несмотря на определенную положительную динамику развития машиностроительного комплекса, имеет место системный кризис, который следует преодолеть. При прогнозировании  темпов развития данного комплекса следует иметь в виду, что на нынешнем этапе явно заметна отсталость российских машиностроительных предприятий от выпускающих подобную продукцию зарубежных предприятий. Российские предприятия выпускают, в основном, продукцию четвертого, частично пятого технологического уклада (некоторые продолжают выпускать продукцию третьего технологического уклада), тогда как западные предприятия давно выпускают продукцию пятого технологического уклада и наращивают мощности для выпуска продукции шестого технологического уклада.

Очевидно, что решение  указанных проблем невозможно без  привлечения необходимого объема инвестиций. Структура инвестиций в машиностроительный комплекс в общем объеме инвестиций в промышленность достаточно низок – не превышает 7-8%. В табл. 4 представлена структура инвестиций в основной капитал по машиностроению в общем итоге инвестиций в промышленность.

 

Таблица 4

Структура инвестиций в основной капитал  по машиностроению

(в % к итогу)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Инвестиции в основной капитал – всего 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Промышленность –  всего

34,4

38,5

38,7

37,2

36,4

41,0

Из нее:

   машиностроение и металлообработка

 

3,1

 

2,9

 

2,9

 

3,1

 

3,1

 

3,0

Информация о работе Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса