Государственный строй Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

цель работы – изучить государственный строй Украины
На основании сформулированной цели предстоит решить следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
• выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
• охарактеризовать органы местного самоуправления.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5
РАЗДЕЛ І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16
1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины …………….7–13
1.2. Конституционные (юридические) признаки унитарного государства…………………………………………………………………...13–16
1.3. Выводы к разделу…………………………………………………………...16
РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23
2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ……………………………………………………...17–20
2.2. АРК, региональные и местные органы государственной власти …...21–23
2.3. Выводы к разделу…………………………………………………...............23
РАЗДЕЛ ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34
3.1.Роль местного самоуправления в политической системе Украины… 24–28
3.2.Местное самоуправление и государственная власть………………… 28–30
3.3.Децентрализация власти как один из принципов местного самоуправления…………………………………………………………… 30–34
3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................37–38

Работа состоит из  1 файл

К. Р. государст. устрой. Укр..doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ  СОКРАЩЕНИЙ..................................................3 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5 

РАЗДЕЛ  І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16

1.1. Понятие  и принципы конституционного  строя Украины …………….7–13

1.2. Конституционные  (юридические) признаки унитарного  государства…………………………………………………………………...13–16

1.3. Выводы  к разделу…………………………………………………………...16 

РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23

2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ………………………………………………………...17–20

2.2. АРК,  региональные и местные органы  государственной власти …...21–23

2.3. Выводы  к разделу…………………………………………………...............23 

РАЗДЕЛ  ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34

3.1.Роль местного  самоуправления в политической  системе Украины… 24–28

3.2.Местное самоуправление  и государственная власть………………… 28–30

3.3.Децентрализация  власти как один из принципов  местного самоуправления……………………………………………………………   30–34

3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34 

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ..............................37–38 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ  СОКРАЩЕНИЙ 

АР  Крым Автономная Республика Крым
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время на территории независимого Украинского государства проживает полиэтническая украинская нация, которая состоит из многих народов и национальных меньшинств, имеет свою государственность на определенной территории, т.е. разрабатывает и воплощает в жизнь систему принципов организации (строительства) и деятельности государства.

      Одним из элементов системы этих принципов  является система распределения территории государства или же самого государства на отдельные единицы для улучшения управления государством в целом, т.е. организация государственного устройства. Территория практически всех современных государств делится на отдельные национально-политические или административные единицы, которые характеризуются соотношением частей государства и его органов с государством в целом и между собой.

      Проблеме  государственного устройства в специальной  научной литературе отводится мало внимания, хотя почти в каждом учебнике из основ государства и права есть отдельный раздел, посвященный определению понятия государственного устройства и характеристике видов государственного устройства. Тем не менее, специальных работ, посвященных проблеме, почти нет. В последние годы научный работники обращались в основном к общей «проблеме создания государства» и, не разделяли эту проблемы по ее составу, хотя проблема государственного устройства является важным элементом «проблемы создания государства»: нахождение и воплощение найлучшего для Украины государственного устройства должно привести к улучшению управления государством в целом и решение насущных задач современного государственного строительства.

      Исторические  факты становления государственности  Украины свидетельствует о том, что это длительный и поэтапный исторический процесс. Украинское государство на протяжении своего существования стремилось зародить процесс формирования модерной политической нации, возродить традицию государственности. О масштабности содеянного можно судить о исторической  роли выдающих деятелей  Украины в формировании украинского государства  и возрождения украинской нации.

      Национально-освободительная война украинского народа стала переломным этапом в жизни Украины, предопределившим направления развития на многие десятилетия. В ходе войны возникла и укрепилась идея борьбы за государственную самостоятельность Украины, были заложены основы украинской национальной государственности. При гетманах Богдане Хмельницком, Иване Выговском, Иване Мазепе на Украине усиливалась тенденция к авторитарному правлению. Находясь у власти, гетманы заботились о создании такой формы украинской государственности, которая возродила бы украинскую нацию.

      Проблема  государственного устройства принадлежит  к общим проблемам конституционно-правовых институтов, которые являются определяющими для конституционной системы определенного государства. Итак, государственное устройство Украины является определяющим для конституционной системы современного Украинского государства. Институт государственного устройства имеет разные формы своего проявления, поэтому одной из проблем конституционного права является определения предмета конституционно-правового регулирования, его дефиниции и системности.

      В связи актуальностью данной тематики, цель работы – изучить государственный строй Украины

      На  основании сформулированной цели предстоит  решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
  • выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
  • охарактеризовать органы местного самоуправления.

      Для написания работы использовались методы отбора, анализа и систематизации документов по соответствующей тематике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ  І. Государственное  устройство Украины

      1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины

      К определению предмета государственного устройства Украины включается народ  Украины как первичный источник распределения территории Украинского  государства на определенные части, вертикальную систему государственной  власти и территориальное построение собственной государственной организации соответственно с Конституцией Украины и системой конституционно закрепленного административно-терри-ториального деления государства.

      Уже много лет существует проблемный вопрос дефиниции разных систем деления государства. Поиски определения этого соотношения длятся и сегодня. В научной литературе встречаются разные определения системы деления государства на определенные части: «территориальное устройство», «государственное устройство», «национально-территориальное устройство», «административно-территориальное устройство», «политико-террито-риальное устройство». Ныне назревшая необходимость изучения соотношения между всеми названными выше понятиями определена для разработки общей концепции развития Украинского государства. В частности, концепция организации и усовершенствования государственного устройства Украины, а также для применения этих концепций в практике украинского создания государства, в частности при создании Закона «О государственном устройстве Украины».1

      Изучение  мирового опыта государственного строительства  показывает, что сегодня почти  все государства делятся на определенные территории, во главе которых центральная  власть ставит свою администрацию и  таким образом в государстве устраивается определенное административно-территориальное устройство. Исходя из этого факта, некоторые научные работники справедливо рассматривают административно-территориальное устройство Украины как составную часть ее территориального устройства. Группа украинских исследователей (С.Гусарев, Р.Калюжный, А.Колодий и др.) считает, что формами территориального устройства является национально-территориальная и административно-территориальная организация государственной власти. Из высказываний указанных научных работников определено, что под национально-территориальной организацией государственной власти в Украине они понимают организацию Крымской автономии как национально-политической единицы, а под административно-территориальной организацией - организацию других территориальных единиц в Украине, образованных за административным признаком: области, районы и т.п..2

      Таким образом, административно-территориальное устройство – это  деления государства на административно-территориальные единицы, соответственно  которым строится система государственных органов местного самоуправления. Сегодня соответственно действующей  Конституции Украины в Украине существует три уровня административно-территориального устройства (ст. 133).

      Первый  уровень состоит из областей (ст. 133), Автономной Республики Крым (раздел X), г. Киев и Севастополь (ст. 133). Второй уровень – это районы и все города, кроме Киева и Севастополя (ст. 133). Третий уровень – районы в городах, города районного подчинения, поселки и села (ст. 133).3

      Разные  мнения научных сотрудников вызывает также дефиниция понятий территориального устройства и государственного устройства. Научный работник В. Ржевский настаивает на том, что понятие территориального устройства надо использовать вместо понятия государственного устройства в его узком значении. Некоторые исследователи вообще отождествляют понятие государственного устройства и территориального устройства государства. Поэтому в Конституции Украины существует ІX раздел под названием «Территориальное устройство», но речь не идет о государственном устройстве.

      Наиболее  основательным и содержательным определением территориального устройства, по нашему мнению, является определение территориального устройства как организации территории государства, которое основывается на началах единства и целостности территории государства, сочетания централизации и децентрализации, в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их особенностей и традиций.

      Установленные конституционно-правовые нормы основа соотношений между центральными и региональными органами и определяют форму государственно-территориального устройства в стране.

      Группа  русских исследователей (В.Ржевский, Т. Райков и др.) определили, что государственный строй является одним из компонентов, который характеризует форму государства и дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти, которая опирается на политико-территориальные принципы взаимодействий между национальными или же территориальными субъектами государства. Соответственно государственное устройство – это способ организации территории государства и населения, которое на этой территории проживает.

      Определение государственного устройства принадлежит группе украинских научных сотрудников: «Под государственным устройством понимают национальную и административно-территориальную организацию государственной власти, которая включает в себя соотношение частей государства и его органов между собой и государством в целом».4

      «Официальное» толкование государственного устройства Украины содержится в Комментарии к Конституции Украины, базируется на определении территории государства как неотъемлемого признака государственности, определения границы государственной власти. Государственное устройство Комментарий толкует как политико-территориальную организацию государства, которое определяется политико-правовым статусом территориальных составных частей и принципами их отношений с государством в целом и между собой.

      Как было указано, территориальное устройство Украины регулируется ІX разделом Конституции. Ст. 132 Конституции Украины провозглашает: «Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации осуществления государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций».5

      Итак, можно обобщить, что в основе государственного устройства лежит территориальное устройство государства и как его составляющая –административно-территориальное устройство, национальный состав населения: наци, народы и национальные меньшинства, которые проживают на территории государства, и их государственное и политическое самоопределения, т.е. понятие государственного устройства является понятием, которые включает в себя и понятие территориального устройства, и понятие административно-территориального устройства.

Информация о работе Государственный строй Украины