Источники конституционного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Описание

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4
Глава 2. Источники конституционного права РФ 7
2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. 7
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 8
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10
2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 11
2.5. Декларации. 11
2.6. Постановления правительства РФ. 11
2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 12
2.8. Договора и соглашения. 12
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 13
2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. 14
Заключение 15
Список использованных источников: 16

Работа состоит из  1 файл

Введение в специальность.docx

— 47.28 Кб (Скачать документ)

             Аналогичные правовые  акты  для  своих территорий издают президенты  и главы  администраций  (губернаторы)  республик  и  других   субъектов Российской Федерации.

           2.4. Регламенты палат  Федерального собрания.

 

             Источниками отрасли конституционного  права являются Регламенты палат  Федерального Собрания.    Эти  акты принимаются каждой  палатой   только  для  организации своей  деятельности и не требуют  утверждения другой палатой и  подписи Президента. Этим они  отличаются от законов. Регламенты  регулируют круг вопросов, связанных  с организацией работы палат,  осуществлением законодательного  процесса (создание комиссий и   комитетов,  порядок прохождения  законопроектов и т.д.). Это нормативные  акты с узкой сферой применения.

           2.5. Декларации.

 

             В этой правовой форме были  приняты важные  конституционно-правовые  нормы:  Декларация о государственном  суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в  ряде  республик  -  субъектов   Российской  Федерации,  Декларация о языках  народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим  законодательным органом  страны  - Съездом народных депутатов  или Верховными Советами  республик.

             Декларации обычно  устанавливают   общие принципы конституционно-правового  развития. Эти принципы реализованы  в принятой в 1993г.  Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации,  об их юридической силе и о порядке принятия.  Парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их  высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры.

           2.6. Постановления правительства  РФ.

 

             Поскольку Правительство  осуществляет  исполнительную  власть, оно издает  постановления и распоряжения,  обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст.  115 Конституции).  Не все постановления Правительства имеют нормативное значение и относятся к   числу источников конституционного права. Таковыми являются только те  акты,  которые содержат общеобязательные нормы,  регулирующие  отношения в сфере этой отрасли права.  Все правительственные акты  являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.

             Постановления Правительства России  являются обязательными  для     органов  исполнительной  власти  субъектов Федерации по вопросам,     относящимся к ведению Российской  Федерации (ст. 71 Конституции) и     совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст.  72 Конституции).

           2.7. Постановления Конституционного  суда РФ.

 

             К числу источников конституционного  права относятся  постановления  Конституционного Суда Российской  Федерации, в которых устанавливается  соответствие Конституции России  конституций и уставов субъектов  Федерации, законов и других  нормативных актов, разрешаются  споры о компетенции,  дается  толкование Конституции. С   формальной  точки зрения Конституционный  Суд не относится к числу  правотворческих органов,  акты  которого по юридической силе  стоят   выше актов парламента  и Президента, но по существу  он таковым является.

             Следует оговориться, что Конституционный  Суд толкует Конституцию не  только при разрешении дел,  рассмотренных по пенициальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой.

             Постановления Конституционного  Суда, выносимые в связи с разрешением  споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера.

           2.8. Договора и соглашения.

 

             Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения,  заключаемые между Федерацией  и  ее  субъектами или между субъектами Федерации.  Конституция РФ     (ч.  4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного  права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.  По аналогии с  рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.  Эта конституционная норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское Сообщество,  в котором действует наднациональный парламент,  обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом,  являются источником конституционного права каждой

      входящей  страны.

             К числу источников конституционного  права  относятся  правовые  акты,  принимаемые Содружеством  Независимых Государств,  одним  из членов которого является  Россия.  Такие акты,  еще не  вошедшие  в практику, в будущем,  возможно, будут приниматься Межпарламентской  Ассамблеей и наднациональными  исполнительными и судебными  органами. Процедура их принятия  и юридическая сила пока не  определены.

             В практику Российской Федерации  все шире входят внутренние  до     говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос     тается Федеративный Договор от 31 марта 1992  г.,  которым были      закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов.  Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г.,  которым было проведено разграничение     предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан.

           2.9. Правовые акты  СССР и РСФСР.

 

             Некоторые из этих актов являются  источниками  конституционного     права  России в силу принципа  правопреемственности или на  период,  пока не будет принято  заменяющее их законодательство. В постановлении  Верховного  Совета Российской Федерации  о ратификации Соглашения о  создании Содружества Независимых   Государств  от  12  декабря 1991 г. установлено, что на территории  России до принятия соответствующих  законодательных актов Российской  Федерации  нормы  бывшего  Союза ССР применяются в части,  не противоречащей Конституции  РФ, ее законодательству и настоящему  Соглашению.

             "Заключительные и переходные  положения"  Конституции  1993г.   устанавливают,  что законы и  другие правовые акты,  действовавшие  на территории Российской Федерации  до вступления в силу настоящей     Конституции,  применяются в части,  не противоречащей Конституции     Российской Федерации.  Сохраняют  свое правовое значение ряд  законов  и постановлений,  принятых Съездом народных депутатов  и Верховным Советом СССР и  РСФСР, а также постановлений  Совета Министров  СССР  и  РСФСР,  хотя по мере принятия  новых законов и других  правовых  актов число их постоянно убывает.

2.10. Акты представительных  органов местного

           самоуправления.

 
 
 
 

             Конституция отмечает,  что   местное  самоуправление в  пределах   своих полномочий  самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты.  И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например,  расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

             Органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти.  При  любом толковании этого указания  ясно,     что не может  быть предусмотренных Конституцией  органов самоуправления,  которые  осуществляли бы публичную власть  без издания правовых актов.

             В конституционном праве ряда  зарубежных государств в  качестве     источника  конституционного  права  признают  обычаи  и  доктрины      (взгляды крупных ученых-юристов).  Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике для этого пока нет оснований. 
       
       
       
       
       
       

          Заклюение 

          В свете вышеизложенного можно  сделать вывод, что источники  конституционного права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. 

          Каковы  основные пути усовершенствования источников конституционного права в современном  государстве России? 

          Необходимо  нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права  должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция  государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы  действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. 
       
       
       

           Список  использованных источников:

 
    1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

           2.  Мирошникова В.А. 0   Комментарий к Конституции РФ. - М.: Ассоциа-

           ция авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998 г. 

    1. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-741с.

           4.   Конституция Российской Федерации:  Энциклопедический  словарь.

                 М.-1995 г.

           5.   Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России ”. Учебник   

            М.: Юристъ, 1999 г.

           6.   Федеральное конституционное  право России.  Учебное пособие  для

         студентов  юридических вузов и факультетов.  Сост. Б.А. Страшун. - М.

         Норма, 1996.-385 с. 
       
       
       
       
       
       
       

          

          

          

          

         

          

Информация о работе Источники конституционного права РФ