Исторический опыт систематизации российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Введение.
Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица. Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней - и федерального, и регионального, и

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие “систематизация законодательства”………………………………..3
Глава 2. История систематизации законодательства с XVII в. до начала XXв……...6
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г………………………………………………..6
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1754-1766 гг……………………………………..9
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 г…………………………………………...11
КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в……….16
КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг……….17
КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в…………………………………………………………………………………..20
РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА……………………21
РАЗВИТИЕ ПРАВА В НАЧАЛЕ XX в………………………………………...24
Заключение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

В 1755 г. первая и четвертая  части «Уложения» были представлены Сенату, которые после обсуждения их совместно с Синодом передал  на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями - семилетней войной - работа над «Уложением» приостановилась.

С 1760 г. она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены  изменения, в частности, связанные  с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издает указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и  утверждения проекта. К весне 1762 г. сложилась ситуация, при которой  стал возможным созыв всесословного  уложенного земского собрания. В 1762 г. была доработана третья часть проекта - о правах дворянства, о расширении его привилегий, о правах других сословий. Государственный переворот, в результате которого Екатерина II взошла на престол, вновь прервал  работу над «Уложением». Комиссия была переведена в Москву, а в начале 1763 г. распущена. Официально она была ликвидирована в 1766 г.

Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей:

1)"О суде"

2) "О состоянии подданных вообще"

4) "О розыскных делах"

Манифест о вольности дворянской 1762 г.11

Был непосредственно связан с третьей частью проекта «Уложения» 1754-1766 годов и отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало  закрепление принципа вольного характера  государственной службы. Служба монарху  и государству стала рассматриваться  как почетный долг дворянства и гарантировала  ряд привилегий, но уже не считалась  обязанностью. Считалось, что стремление к государственной службе "вкоренилось" в сердце дворянства и принуждать к этому больше нет смысла. Однако круг дворянского сословия постепенно сужался.

Уложенная комиссия 1754-1766 гг. не закончила свою деятельность - по результатом ее работы не было создано «Уложение», однако подготовленные и систематизированные в процессе ее работы нормативные акты были использованы в дальнейшем.

 

3.УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 г.12

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков  русской жизни является устарелость  законодательства: сборник законов  был издан еще при Алексее  Михайловиче, а жизнь с тех  пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость  большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить  новое «Уложение». Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.

В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был  создан ряд специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности  дворянской (позже ставшая советом  при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции, в 1762 г. - комиссия о церковных  имениях. Комиссии готовили проекты  законов, определявших государственный  строй: от фундаментальных законов  отличались законы текущие.

Императрица считала, что  законы должны быть согласованы с  потребностями страны, с понятиями  и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства  для выработки нового «Уложения». Это собрание выборных было названо  «Комиссией для составления проекта  нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем  выработать проекты новых, лучших законов.

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта  нового уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. “Наказ” был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится  в юрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над  “Наказом” Екатерина II трудилась  более двух лет. В “Наказе” Екатерина II говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ”  был встречен с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения  наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей - “лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”.

Текст "Наказа"13 состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пять разделов:

а) общие принципы устройства государства;

б) основы государственного законодательства и общие формы правовой политики;

в) уголовное право и судопроизводство;

г) основы сословно-правовой организации;

д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.

В 1768 г. текст "Наказа" был  дополнен двадцать первой главой, содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцать второй о регулировании государственных  финансов. "Наказ" обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система  организации, сословное деление  общества. Эти признаки выводились из "естественного" положения  России и обосновывались ссылками на русскую политическую историю. Девизом  Уложенной комиссии называлось стремление обеспечить "блаженство каждого  и всех" в обществе, однако никаких ограничений для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура общества соотносилась с "естественным" делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются "Наказом" как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.

В "Наказе" была разработана  юридическая техника, ранее не известная  российскому праву, выработаны новые  представления о системе законодательства:

а) законов должно быть немного  и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов  и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Комиссия разделилась  на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела Комиссию в Петербург, однако и в  Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового «Уложения», но даже не разработала  ни одного вопроса. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила «Уложения», но зато она  ознакомила Императрицу с нуждами  страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она “получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Итак, в 1766 г. после подготовки "Наказа" в Москве создается  новая Комиссия по подготовке проекта  нового «Уложения». В состав комиссии направлялись депутаты от разных районов  страны, однако более 70% населения в  выборах депутатов не участвовали. Депутатский ценз устанавливался для  каждого сословия отдельно. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Выборы были многоступенчатыми и проходили  под контролем местной администрации.

Комиссия была открыта  торжественно в 1767 году самой Екатериной II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев.

В 1768 г. в Уложенную комиссию было направлено "Начертание о приведении к окончанию комиссии проекта  нового уложения", в котором были сформулированы теоретические принципы будущего «Уложения». Все норма права  подразделялись на "право общее" и "право особенное".

В конце 1771 г. работа частных  комиссий была прекращена, однако Уложенная  комиссия 1767 г. продолжала существовать, и Екатерина II даже предполагала превратить ее в постоянно действующий при  Сенате орган.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских  философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями  в области внутренней политики.

 

4.КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.14

После вступления на престол  Павла I вновь был поставлен вопрос о новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой  было не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права.

За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав из сферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права.

В 1801 г. с приходом к власти Александра I создается новая комиссия, однако в 1803 г. дело систематизации права  было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей кодификационной  деятельности до 1801 г., объяснялась  тем, что комиссии бессистемно соединяли  все старые законы или занимались сочинением новых. Новыми задачами кодификации  объявлялись:

а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

б) они определять все  части государственного управления, пределы компетенции государственных  органов, права и обязанности  подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

в) они должны располагаться  по строгой системе;

г) они должны содержать  в себе правила для отправления  правосудия.

Комиссии поручалось составить  общие государственные законы, действующие  на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих законов надлежало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны».

Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:

-«законы органические  и коренные», определяющие правовой  статус императора, его отношения  с правительственными органами  и подчиненными;

-«общие основания и  начала права», т.е. формы права,  его действие в пространстве  и во времени, принципы толкования  закона, перечень санкций, понятия  лица, вещи, действия и обязательства,  владения и собственности, способы  их приобретения и прекращения;

-общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам,  действиям, обязательствам, владению  и собственности;

-уголовные законы и  устав благочиния;

-способы приведения законов  в исполнение, применения их на  практике, а также законы о  судоустройстве, о разделении судебного  процесса на части;

-местные законы, применяемые  при особых условиях, существующих  в отдельных регионах страны.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 г. он становится директором комиссии.

 

5.КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг. 15

В основу реформы государственного устройства и правления М.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип  разделения властей. Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II. Для того, чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений. Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения собственной его величества канцелярии.

Информация о работе Исторический опыт систематизации российского законодательства