История отечественных служб принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ололо.docx

— 86.35 Кб (Скачать документ)

     Завершилась реформа созданием в столичной  полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат», в непосредственном ведении военного губернатора и обер-полицеймейстера. Из состава этой команды в каждую часть города в оперативное подчинение частных инспекторов были переданы особые команды: конные в составе четырех унтер-офицеров и 24 драгун и пешие по 4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат. Они предназначались как резерв для усиления патрулирования, для подавления возможных массовых беспорядков, захвата вооруженных преступников и т.д. Практически это были полицейские отряды особого назначения (предтечи будущего ОМОНа).

     С 1799 года во всех губернских и уездных  городах стали открываться ордонансгаузы – военно-полицейские управления, возглавляемые полицеймейстером, городничим и комендантом и имевшие военный суд и тюрьму. Компетенция полиции расширяется посредством возложения на нее функций контроля за исправным несением службы чиновниками, исполнения ими предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицеймейстеров возлагалась материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи государственного имущества.

     В удельных волостях крестьяне под  руководством чиновников избирали сельский приказ, исполнявший функции принуждения, возглавляемый головой, избираемым на волостном сходе, сотские и десятские избирались на сельском сходе из наиболее зажиточных крестьян.

     Как и прежде инквизиционный процесс  продолжает доминировать. Но телесные наказания уже практически не применяются. Но от подследственного прежде всего стали требовать раскаяния, превратившимся в высшую форму признания виновности под воздействием религиозного чувства. Следствие, особенно по политическим делам, протекало в обстановке большой секретности: у подследственных брались подписки о неразглашении ставших известными им следственных обстоятельств.

     Государственное принуждение выходит на новый  уровень именно в эпоху дворцовых  переворотов. Частые перевороты вынуждали главу государства принуждать своё подчинение, – дворянство, к порядку. Сначала для этого использовался метод «пряника» - улучшение положения, дарование массы прав и свобод, а потом метод «кнута» - отбирание этих прав, усиление полицейского надзора. Оба этих способа успеха не принесли и привели к перевороту. Появляется необходимость в реорганизации органов государственного принуждения. 
 
 
 
 

Первая  половина 19 века.

     Манифестом 8 сентября 1802 года в Россииской Империи создавались первые восемь министерств, среди которых было и министерство внутренних дел. Во главе каждого из них стоял министр, ответственный лишь перед императором, которому предписывалось создать канцелярию и иметь товарища. Первым министром внутренних дел стал граф В. Кочубей, член негласного комитета, а его товарищем – П. Строганов.

     В ведении этого министерства кроме  карательных функций, направленных на пресечение нарушений «тишины  и благоустройства», оказались и  некоторые административно-хозяйственные  дела. В его ведомство попали разнообразные  учреждения: местные административно-полицейские  учреждения и сословные органы дворянства и городских сословий, органы благотворительности, управление иностранными поселенцами, продовольственное дело, Медицинская  коллегия, Главное почтовое управление, управление некоторыми отраслями промышленности. В 1803 году по инициативе министра они  были упразднены и создан построенный  на принципе единоначалия департамент.

     Важную  роль играла особенная канцелярия, созданная в 1805 году – орган политического  сыска, осуществлявший борьбу с общественными  движениями, цензуру, расследование  важнейших уголовных дел, а также  функцию контрразведки. В 1807 году он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.

     Третье  отделение – орган политического государственного принуждения, созданный по записке генерала А. Бенкендорфа («Проект об устройстве высшей полиции»). Его учреждением были ликвидированы организации, дублирующие соответствующие функции: Комитет 13 января 1807 года «для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия», Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, органы политического сыска при штабе Гвардейского корпуса, командующего южных военных поселений, главнокомандующего Петербурга.

     Третье  отделение имело широкую компетенцию, распределенную между пятью экспедициями. Первая ведала организацией политического  сыска и следствия, вела наблюдение за революционерами и организациями, общественными деятелями, деятелями  культуры. Осуществляла следствие по политическим делам, ссылку и заключение, ежегодные отчёты перед Императором. Вторая занималась расколом и сектантством, должностными и уголовными преступлениями, а так же содержание некоторых  общеполитических тюрем. Третья наблюдала  за проживающими в Российской Империи  иностранцами, позднее осуществляла контроль и за передвижениями российских подданных, чему способствовало принятие «Свода уставов о паспортах и беглых» в 1833 году.  Четвертая рассматривала крестьянские дела, в том числе борьбу с крестьянским движением и вела архив всех происшествий в государстве (пожары, бандитизм и т.д.).

     17 августа 1810 года по проекту  М. Сперанского из него выделилось  Министерство полиции, состоявшее  из министра и трёх департаментов  и двух канцелярий (общей и  особенной). Новый орган, кроме всего прочего, следил и за исполнением законов всеми другими государственными учреждениями и принуждал их к исполнению.

     В первую четверть XIX в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет высшей полиции, «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел, секретные службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец, секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимы друг от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной безопасности. С этой целью в 1817 году учреждается корпус внутренней стражи, который в административном отношении, а также в вопросах финансирования и снабжения был подчинен военному министерству. Но его подразделения, расквартированные в губерниях (гарнизонные батальоны и уездные воинские команды), в оперативном отношении подчинялись губернаторам и уездным исправникам.

     В 1819 году Министерство полиции вновь  включается в состав Министерства внутренних дел, в 30-40 годах в нем проводится ряд организационных мер, направленных на усиление полицейско-принудительных функций за счёт сокращения хозяйственных, а особенная канцелярия упраздняется в 1826 году в связи с существованием Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

     В 1828 году при Третьем отделении  создаётся должность цензора и его помощника, на которого возлагается функция театрального ценза.

     Исполнительным  органом Третьего отделения с 1828 года были органы и воинские соединения корпуса жандармов, преобразованного 1 июля 1836 года «Учреждением» в отдельный корпус жандармов. Главный начальник Третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов. Эти должности исполняли: граф А.Х. Бенкендорф (1826- 1844), граф А.Ф. Орлов (1844-1856), граф  В.А. Долгоруков (1856-1866), П.А. Шувалов (1866-1874), А.Л. Потапов (1874-1876), Н.В. Мезенцов (1876-1878), А.Р. Дрентельн (1878-1880), П.А. Червин (1880).

     Аппарат отдельного корпуса жандармов состоял  из штаба, нескольких окружных жандармских  генералов, подчинённых им жандармских  офицеров, жандармских дивизионов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, 126 команд, расквартированных по всем губерниям, жандармского полка и лейб-гвардии полуэскадрона в армии. Корпус имел чисто военную организацию в административном, строевом и хозяйственном отношении.

     Вся деятельность Третьего отделения и жандармерии обобщалась в ежегодных «отчётах о действиях». Они часто сопровождались «Нравственно-политическими» обозрениями, в которых освещались вопросы политического состояния России, настроения различных классов и групп населения. Вело оно контроль и за Министерством внутренних дел, поэтому оно было независимо от местных властей, в том числе и от губернаторов, а начальник Третьего отделения и корпуса жандармов подчинялся только Императору.

     Надзор  за общественно-политическим движением  осуществлялся с помощью таких  источников информации, как сообщения  с мест жандармскими офицерами, материалов, изъятых при обысках, показаний  арестованных, перлюстрации писем и  таких источников как «толки и  слухи». Существовала агентура в России и заграницей.

     Третье  отделение вело «безгласно» следствие  по некоторым делам, оглашение которых  в общих делах подрывало авторитет  существующего строя. Фактически, оно  стояло над всем правительственным  аппаратом России, было органом внесудебной  расправы. 

     Местные органы жандармерии примыкали к  органам администрации и полиции. С 1827 года вся страна была разделена  на 5 жандармских округов, во главе  каждого из которых стоял жандармский  генерал. Округ делился на «отделения», во главе которых стоял жандармский  штаб-офицер, в подчинении у которого находились жандармские части. Жандармы приводили в исполнении законы и  приговоры суда, посылались на поимку беглых крестьян и воров, на «рассеяние законом запрещённых скопищ», на препровождение особо важных преступников и арестантов, а так же осуществляли организацию правопорядка на ярмарках, гуляниях, парадах.

     Политическая  полиция того времени начинает активно  использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В. Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студент Петербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В. Буташевича-Петрашевского.

       Производство по уголовным делам  тогда подразделялось на три  этапа: следствие, суд, исполнение  приговора. Кроме осуществления  следствия и исполнения приговора,  на полицию возлагались также  и судебные функции, правда по незначительным, маловажным правонарушениям. Следствие как этап производства по уголовному делу дифференцировалось на предварительную и формальную стадии.

     Предварительное следствие начиналось по жалобе потерпевшего, донесению прокуроров, явке с повинной, а также по собственному усмотрению полиции. В ходе его полиция должна была установить, действительно ли имели место деяния, заключавшие  в себе признаки преступления, и  провести необходимые розыскные  действия.

     На  формальной стадии устанавливались  личность преступника и обстоятельства преступления. Доказательства фиксировались  в протоколах, подписываемых лицом, производящим следствие, и обвиняемым. На этой стадии следствия допускалось  присутствие депутатов от сословий для наблюдения за правомерностью следственных действий. Важное значение в процессе расследования придавалось получению собственного признания подозреваемого, но пытки уже в 1801 году были запрещены законодательно.

     В уездах во главе полиции стоял  уездный исправник, при котором  находилось полицейское управление, называемое земским судом, в состав которого входили 4-5 дворянских заседателей, а так же с 30-х годов, два заседателя от государственных крестьян. Канцелярия земского суда возглавлялась секретарём и состояла из двух столов: исполнительного  и следственного. До 1837 года уезд являлся  мельчайшей административной единицей, но впоследствии были учреждены станы, делившие уезды.

     В каждый стан губернатором назначался становый пристав, опиравшийся на выборную полицию удельных и государственных крестьян – сотских и десятских, а так же на вотчинную полицию помещиков.

     В городах охрана правопорядка возлагалась  на полицию, сохранившую устройство, данное «Уставом благочиния», но существовали и исключения: в ряде городов сохранились  комендантские управления и орданансгаузы, в торговых городах функции полицеймейстера получали градоначальники, имевшие больше полномочий.

     В 1842 году при Третьем отделении создаётся пятая экспедиция,  наблюдавшая за периодическими изданиями. В 1848 году создаётся орган надзора за пятой экспедицией Третьего отделения – секретный комитет 2 апреля 1848 года.

     Недовольство  дворянского класса общества ощущалось  всё сильнее и для предотвращения повторения декабрьского восстания  органы государственного принуждения  продолжают эволюционировать.

Вторая  половина 19 века.

     В 60-70 годах произошла реорганизация Третьего отделения, начавшаяся с перераспределением компетенций между экспедициями. Теперь первая экспедиция вела дела, связанные с оскорблением Его Императорского Величества и членов его семьи, а так же следствия по государственным преступлениям, вторая заведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о религиозных сектах, изобретениях, культурно-просветительских, экономических и страховых обществах, фальшивомонетчиках, третья руководила всеми карательными мерами по борьбе с массовым движениям крестьян, наблюдением за общественным и революционным движением, за деятельностью революционных организаций, за общественным мнением, давала распоряжения о высылке, ссылке и заключение под стражу. Здесь составлялись обозрения общественно-политической жизни страны. Существовавшая до 1872 года четвёртая экспедиция сохраняла весь свой прошлый функционал, а так же руководила борьбой с контрабандой, собирала сведения о злоупотреблении местных властей, о «беспорядках в городах». Дела пятой экспедиции в 1865 году поступили в Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. Исполнительным органом Третьего отделения оставался аппарат Корпуса жандармов.

Информация о работе История отечественных служб принуждения