Контрольная работа по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:09, контрольная работа

Описание

Выделите основные источники права, дайте их краткую характе¬ристику. Назовите признаки и виды законов, подзаконных актов. Как они действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц?

Содержание

1.Основные источники права, их краткая характе¬ристика
• признаки и виды законов, подзаконных актов.
• действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2. Задача №1.
3. Задача №2.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по правоведению.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: Правоведение 

17 вариант

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Студент:

Специальность:

Группа:

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013


Содержание:

 

1.Основные источники  права, их краткая характеристика                                      

  • признаки и виды законов, подзаконных актов.                                     
  • действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.                         

2. Задача №1.                                                                                                         

3. Задача №2.                                                                                                      

Список использованных источников.                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Выделите основные источники права, дайте их краткую характеристику. Назовите признаки и виды законов, подзаконных актов. Как они действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц?

 

    • Правом называют социально — правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народа на самоопределение. Это считается естественными правами.
  • Под правом также понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
  • Право может обозначать официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация.
  • Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

В каком смысле употребляется  термин «право» в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

 

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения

 

Источники права - это  исходящие от государства или  признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления  норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источники права, следовательно, представляют собой единственное место «пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся, и откуда мы их «черпаем».

Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

 Официальный характер  источникам права придается двумя  путями: путем правотворчества, когда  нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т. е. прямо исходят от государства; путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

 

 

 

 

Существуют три основных вида источников права:

 

1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие и изменяющие действующие нормы). К их числу относятся законы, нормативные указы, постановления, иные документы Президента, правительства, ведомств.

Необходимо обратить внимание на то, что термин «акт» имеет в сфере права два значения:

 а) значение действия, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию изменению или отмене закона;

 б) значение официального  документа, в котором выражаются  и закрепляются результаты тех  или иных действий. Если речь  идет об источниках права, то слово «акт» понимается главным образом во втором из указанных значении (хотя «имеется в виду», что при помощи такого акта устанавливаются, изменяются, отменяются юридические нормы); в нормативном акте как раз и находят официальное закрепление правотворческие действия (акты).

Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например решение суда по конкретному вопросу, либо результаты юридических действии частных лиц  скажем, завещание, договор.

 

2. Санкционированные обычаи - обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. Данный вид источников права свойствен в основном древним, средневековым, застойным, религиозно-традиционным правовым системам. Вместе с тем и в настоящее время значение источников права имеют правовые обыкновенно-деловые, судебные, правовые традиции (они тоже относятся, к числу санкционированных обычаев).

 

3. Судебный и административный  прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам, таким, как Великобритания, США, право которых во многом имеет прецедентный характер, основано на «праве судей».

 

 

Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

 Признаки закона:

1. Закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон-источник права;

2. Закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

3. Закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. акт самого высокого юридического ранга; ему, в принципе, все под силу, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты ниже закона, находятся под законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

4. Закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам.

Законы в демократическом  государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

 

 Виды законов:

    • конституционные (органические);
    • обыкновенные.

 

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, заглавный закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех

 

основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в

Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит  в том, чтобы обеспечивать строгое  соответствие Конституции всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

 Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

 б) законы субъектов Федерации  (республиканские законы) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими Субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

 

 Подзаконные нормативные юридические акты.

 

Характеристика законов  как правовых документов высшей юридической  силы, требование верховенства законов  означают, что все другие нормативные  акты, кроме законов, акты иного юридического качества: все они находятся под законом, т. е. являются подзаконными.

 Вместе с тем  подзаконность нормативных юридических  актов не означает их меньшую юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные нормативные  акты многообразны, между собой они  различаются по своей юридической  силе, образуют довольно сложную иерархическую  систему Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно, строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.

 

 Наиболее важными  подзаконными нормативными юридическими  актами в Российской Федерации  являются:

  • Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;
  • акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации;
  • акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации);
  • ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.

 

Действие закона в пространстве.

 

 Пределы действия  закона в пространстве очерчены  территорией государства и государственным  суверенитетом. Территория Российской  Федерации включает в себя  территорию ее субъектов, внутренние  воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

 Порядок, в соответствии  с которым законы не распространяются  на то или иное пространство  или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное  законодательство может применяться  на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора .

В соответствии с федеративным государственным устройством действует  принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной  компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, <по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации>. Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.

 Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

 

 

 

 

Действие закона по предмету.

 

Пределы действия закона по предмету определяются тем, на какой  предмет - круг общественных отношений - распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности  они относятся - общим, отраслевым, специальным.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву"