Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Содержание

Теоретическая часть.


Практическая часть:


Задача


Тестовые задания


Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Вариант 4 (2).docx

— 36.57 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Теоретическая часть.
 
    1. Практическая  часть:
 
    • Задача
 
    • Тестовые  задания
 
    1. Список  использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 4.

1.Теоретическая часть 

    Дайте письменный развернутый ответ. 

   В современной науке принято классифицировать все теории происхождения государства  на две большие группы: органические и неорганические.

   Какой критерий положен в основу такого деления? Перечислите теории относящиеся  к первой и ко второй группе. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства (основные идеи, представители теории). 

   Проблема  возникновения государства и  права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая  науки дают все новые знания о  причинах происхождения государства  и права.

   Современная материалистическая наука связывает  процесс возникновения государства  и права (особенно в европейских  странах) главным образом с развитием  производства, с переходом от присваивающей  к производящей экономике.

   В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих  потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы  и производство орудий труда, пищи и  др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к  трем крупным разделениям общественного  труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла  и обособлению слоя людей, занятых  в сфере обмена — торговли (купцов).

   Таким образом, на этапе производящей экономики  под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных  захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность. [1, с. 42]

   Теории  о происхождении государства  стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.

   В современной науке выделяются следующие основные теории происхождения государства:

    • теологическая теория;
    • патриархальная теория;
    • органическая теория;
    • договорная теория;
    • теория насилия;
    • психологическая теория;
    • материалистическая (классовая) теория.
 

   Теологическая теория. Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла происхождение государства в результате божественной воли. Еще в Древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

   Наиболее  известными представителями этой теории Ф.Аквинский, Ж.Маритен, Ф.Лебюфф. Например, ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения мира богом.

   Наиболее  прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

   Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры. [3, с. 27] 

   Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

   Смысл этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

   Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

   Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья - мельчайшая частица  общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства. [2, с. 26] 

   Органическая  теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнили государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

         Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

         В соответствии с  органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению  людей в процессе естественного  отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет  функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как  передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

         Некорректность органической теории происхождения государства  и определяется следующим. Все сущее  имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными  этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного  мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого  общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства. [2, с. 27]

   В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе. 

   Договорная  теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. [3, с. 39]

   Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. софистами в Древней Греции. Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

   Сторонники  названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали  по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому  договору люди передают часть своих  прав государственной власти и берут  обязательство подчиняться ей, а  государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

   Теория  договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна. [1, с. 46] 

   Теория  насилия. Эта теория возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

   Оценивая  эту теорию, следует отметить, что  она описывает один из частных  случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств. [2, с. 27]

         Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX веке, были Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.). Они объясняли появление государства через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

   Общество  и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия. [3, с. 39]

   Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь. [2, с. 27] 

   Материалистическая (классовая) теория. Основные положения этой теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. Определенный теоретический и практический вклад в эту теорию внесли В.И.Ленин и И.В.Сталин. Базовые положения рассматриваемой теории с учетом складывающихся политических и экономических реалий они положили в основу практики строительства государства нового типа – социалистического государства. [3, с. 33]

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"