Правовая культура в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является уточнение сущности правовой культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть структуру правовой культуры;
- определить понятие виды правовой культуры;
- рассмотреть механизм формирования правовой культуры.
Объект исследования – система отношений связанных с правовой культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
2. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 9
3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

orders_w_86011_86011_Pravovaja_kul_tura_v_obschestvennoj_zhizni.docx

— 59.08 Кб (Скачать документ)

Средствами трансляции правовой культуры являются правовое воспитание, обучение и образование.

Правовое воспитание — это вид воздействия общества и его социальных институтов на индивидуум, в результате которого у последнего формируются определенные отношения к праву в целом и к правовой действительности в частности, вырабатываются необходимые для жизни в данном обществе социоправовые качества.

Правовое обучение — это специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого у обучаемых формируются определенные знания, умения и навыки в правовой сфере как результат их собственной учебно-познавательной деятельности.

Правовое образование — это признаваемый обществом институционально регламентированный процесс по системному усвоению индивидуумом специально отобранной информации о правовой действительности, в результате которого у него формируются определенные знания, умения и навыки11.

Осуществление трансляции правовой культуры также предполагает использование механизмов информационного и ценностно-мотивационного правового воздействия.

Механизм информационного  воздействия права представляет собой систему средств, направленных на доведение содержания правовых норм до субъекта права, и включает в себя следующие этапы:

а) обнародование  нормативного правового акта, международного договора. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом, все нормативные правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию.

Локальные нормативные  акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации. Например, согласно абз. 3 ст. 68 ТК РФ «работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором»12;

б) восприятие правовой информации. В психологии восприятие толкуется как «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств». «Восприятие — непосредственно-чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков»13.

Когда мы говорим  о восприятии правовой информации, то имеем в виду комплекс психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируются определенные знания и представления о действующем праве;

в) формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии).

Если информационное воздействие имеет своим объектом главным образом сознание, выраженное в форме знаний и представлений о действующем праве, то ценностно-мотивационное — сознание, выраженное в форме мыслей, убеждений, чувств, установок, и поведение. Необходимость рассмотрения поведения в качестве объекта ценностно-мотивационного воздействия права связана с тем, что результатом последнего является соответствующая мотивация правомерного поведения, и, как утверждают психологи, мотивация является составной частью поведения, а не только сознания.

Целью информационного  воздействия права является информирование субъектов права о содержании нормы права, в результате чего у последних формируются знания и представления о действующем праве, практическом его применении, о правотворческой практике и практике толкования права. Целями же ценностно-мотивационного воздействия права являются осознание права как ценности и формирование у индивидуума правовой мотивации, т. е. обусловленного актуализированной потребностью стремления соблюдать нормы права. Таким образом, если цель и результат информационного воздействия права однозначны и не могут быть противоположны друг другу, то цель и результат ценностно-мотивационного воздействия права могут не совпадать. Результат может быть противоположен поставленной цели. Например, существование преступности и правового нигилизма наряду с правомерным и даже социально активным поведением14.

Под механизмом ценностно-мотивационного воздействия права мы понимаем систему приемов, факторов, способов, направленных на осознание права как ценности, формирование у индивидуума мотивации, проявляющейся в стремлении субъекта действовать в соответствии с правом. Механизм воздействия включает в себя ряд стадий15.

Первой стадией  является осознание ценности права. В философии под ценностью понимается «объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека». Ценность права — его способность содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути. Она проявляется через создание условий, при которых «произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Данное понимание ценности права характерно прежде всего для «западного» понимания ценности права, тогда как для «восточного» понимания ценность права (закона) заключается в том, что право содействует установлению определенного порядка. Для «русского» же понимания ценность права — в том, что оно способствует торжеству правды (справедливости). Как отмечает А. В. Петровская, «Идея правды является доминантной в русском правовом сознании; ее можно считать близкой к смыслу и духу правового закона. Правда — есть высшее благо, полнота удовлетворения, а, следовательно, ее нужно искать. Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлением о лучшем устройстве общества, месте человека в нем. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются закон и благодать»16.

Таким образом, на наш взгляд, ценность права состоит в том, что оно содействует удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права, путем установления определенного порядка и обеспечения справедливости. Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости17.

Если индивидуум не осознает ценности свободы, то он не может осознать и ценности субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения. Но если индивидуум не осознает ценности субъективного права, то он не может осознать и ценности объективного права, поскольку основным содержанием последнего являются субъективные права и обязанности.

Второй стадией  рассматриваемого механизма является осознание не только своей, но и чужой свободы, т. е. признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого»18.

Без этого осознания  субъект права будет постоянно предъявлять к другим претензии и одновременно нарушать чужие права, что может сформировать у него негативную установку по отношению к действующему праву.

Третьей стадией  является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости.

Все эти стадии обеспечивают понимание ценности права. К стадиям ценностно-мотивационного воздействия права можно также отнести:

а) анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость;

б) оценку значимости данных положений для индивидуума;

в) формирование соответствующего отношения к действующему праву, деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права;

г) осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае и воплощение этого элемента в поведении субъекта права. Указанные механизмы, по нашему мнению, способствуют формированию духовных элементов правовой культуры, без которых она не может существовать19.

На правовую культуру оказывает влияние множество факторов, обусловливающих динамику правовой культуры. Под ними следует понимать все те обстоятельства, которые вызывают в правовой культуре определенные изменения.

К числу факторов, влияющих на правовую культуру, можно отнести:

а) экономические;

б) политические (внутренние и внешние);

в) социальные;

г) этнические;

д) технические и иные20.

При этом динамика правовой культуры возможна при условии, что суммарное влияние этих факторов на правовую культуру не равно нулю, т. е. под воздействием различных факторов правовая культура выходит из состояния равновесия, и тем самым обеспечивается ее движение и развитие21.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовая культура – это часть культуры общества, которая создавалась в период всего его развития, и включает в себя нажитый опыт предыдущих поколений  и прочих мировых культур.

Согласно истории, правоприменительная и правотворческая  деятельность эффективна только в том  случае, когда в этих процессах  вышестоящее место занимает интеллектуальная работа, организующее, созидательное  творчество. Анализируя эти сознательные и созидательные процессы в правоприменении и правотворчестве, объясняется понятие правовой культуры и правосознания.

Правовая культура довольно тесно пересекается с духовной нравственностью и политическими  видами культур. В первую очередь, естественно, поведенческой, которая связана  с воспитанием людей, их адаптированностью к уважению, организованности, дисциплине, порядку и законам страны. Невозможно называть культурным того человека, который не подготовлен в правовом отношении. Также важным элементом правовой системы общества является юридическая культура – обязательное условие для нормального функционирования страны.

Правовая культура поддерживает все соответствующие  ценности, которые в данный момент существуют в государстве. Однако при  этом учитывается и опыт мировой.

Правовая культура – это не только деятельность людей  в правовой сфере, но также за её пределами, которая так или иначе имеет отношение к применению правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы многими специальностями, науками и дисциплинами как гуманитарного, так и негуманитарного направления. Данные знания востребованы в тех областях, где существуют юридические нормы и законы, недаром практически во всех ВУЗах нашей Родины образовательная программа учащихся включает в себя правовую, поскольку без нее не обходится ни одна профессия, ни один вид деятельности.

Не последнее  место правовая культура занимает в  реализации знаменитого правового  принципа «что законом не запрещено, то разрешено». Человек с недостаточным  уровнем нравственности и правовой культуры без труда может пойти  путем злоупотребления таким  принципом. Или же он просто не будет  до конца понимать, что именно разрешено, а чего делать не стоит. В нашей  стране данная аксиома, в силу правовой неграмотности большинства наших  граждан, уже породила и продолжает порождать существенные негативные последствия. Даже несмотря на то, что в условиях рыночных отношений, которые предполагают предприимчивость субъектов и их личную инициативу, она просто необходима.

Первоочередной  задачей проведения реформ в нашем  государстве должно быть усиление морального, а также культурного фактора. Это поможет навести порядок  в стране, повысить сознательность и ответственность каждого гражданина, утвердить идеи дисциплины и законности, преодолеть юридический, политический и нравственный нигилизм.

Культура является духовной базой всех преобразований. Здесь большое значение приобретает  правовая культура и правовое воспитание населения. Не зная своих прав и не имея привычки соблюдать закон, невозможно решать серьезные проблемы.

Кроме всего прочего, правовая культура является понятием многоуровневым. Существует таковая  всего общества и отдельно взятого  индивида, культура разнообразных групп  и слоев населения, работников государственного аппарата, должностных лиц, а также  профессиональная культура, внешняя  и внутренняя. Еще Гегель говорил  о несовпадении практической и теоретической  культуры. Что же касается правовой, то сюда входят такие показатели, как  уважение законов, четкая и отлаженная работа правоохранительных органов, юридическая грамотность населения, прочные правовые традиции. А также широкий спектр прав и свобод граждан и их гарантии, развитая правовая система, полноценное законодательство, достигнутый уровень правового сознания и многое другое, что определяет развитие и жизнь государства.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова, [и др.]  - М.: ЮНИТИ, 2010. - 447 с.
  2. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Аврутина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 503 с.
  3. К вопросу о понятии правосознания. / Больсунов М.А. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право, 2011. - № 2. - С. 112-118.
  4. К вопросу о понятии правовой культуры. \ Соболева М.А. // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук, 2010. - № 1. - С. 10-15.
  5. О целостном понимании правосознания. / Демченко Т.И. // Право и образование, 2011. - № 9. - С. 70-79.
  6. О сущности правосознания. / Ильин И.А. // Вопросы правоведения, 2011. - № 4. - С. 139-331.
  7. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики. / Тугуз С.Б. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. - № 2. - С. 122-125.
  8. Понятие и виды структуры правовой культуры. / Карпунина В.В. // Вестник Владимирского юридического института, 2010. - № 4. - С. 104-106.
  9. Понятие правовой культуры как реализация правосознания. / Байниязов Р.С. // Правовая культура, 2011. - № 1. - С. 8-12.
  10. Понятие, сущность и содержание правовой культуры с позиции теории права: история и современность. / Карлагин О.Н. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики, 2010. - № 2. - С. 53-55.
  11. Понятие, структура и общая характеристика правовой культуры. / Скобелев А.Е. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2009. - Т. 9. - № 1. - С. 110-114.
  12. Понятие правовой культуры. / Бондарев А.С. // История государства и права, 2011. - № 6. - С. 13-18.
  13. Правовая культура и правосознание: взаимодействие и эволюция понятий в российской правовой доктрине. / Голенкова Т.А. // Мир юридической науки, 2012. - № 11-12. - С. 11-18.
  14. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общечеловеческого. / Синюкова Т.В. // Правовая культура, 2011. - № 2. - С. 6-17.
  15. Понятие «правовая культура»: вопросы содержания и структуры. / Амиров К.Ф. // Право и образование, 2012. - № 8. - С. 88-101.
  16. Правовая культура: элементы и понятие. / Самутин Д.С. // Общество и право, 2011. - № 3. - С. 67-69.
  17. Правосознание (теоретико-философский аспект). / Фролова Е.А. // Государство и право, 2011. - № 7. - С. 14-22.
  18. Правосознание, его правореализация и роль в правотворческом процессе. / Короткова О.И. // Государственная власть и местное самоуправление, 2013. - № 1. - С. 5-8.
  19. Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества. / Чупанова А.Ч. // Юридический вестник ДГУ, 2012. - № 4. - С. 39-41.
  20. Правосознание в истории права и философии России. / Рязанцев С.В. // Научно-методический электронный журнал "Концепт", 2012. - № 5. - С. 105-112.
  21. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения. / Ефремов А.В. // Вестник Московского университета МВД России, 2011. - № 6. - С. 80-84.
  22. Развитие взглядов на содержание понятия правовой культуры. / Груздева T.C. // Образование.Наука. Научные кадры, 2011. - № 2. - С. 169-171.
  23. Регулирующая роль правосознания. / Рыбаков В.А. // Вестник Омского университета. Серия: Право, 2011. - № 3. - С. 6-12.
  24. Теоретический экскурс исследования правосознания. / Есикова Т.В. // Педагогический журнал Башкортостана, 2011. - № 5. - С. 174-177.
  25. Теоретический аспект понятия «правовая культура». / Теребенина А.В. // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2012. - № 1. - С. 158-162.

Информация о работе Правовая культура в общественной жизни