Становление системы российского законодательства

Дата добавления: 15 Апреля 2014 в 15:35
Автор работы: b******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (67.09 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

boris_kursovaia_rabota (6).doc

  —  256.50 Кб

В 1810 году началась процедура осуществления проекта, в это же время был создан Государственный совет. Данный орган рассматривал подготовительный проект первой части гражданского Уложения, внесенного Сперанским, несколько позднее – проект второй части. Несмотря на бурную критику обеих частей Государственным советом, в 1812 году был внесен проект третьей части Уложения.

Тем не менее, император Николай I, кодифицирую русское право по стопам своих предшественников, настаивал на создании и реализации Свода законов, а не нового Соборного уложения. В связи с этим Уложенная комиссия была реорганизована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества в 1826 г.

На основании кодекса Юстиниана путем применения подхода к кодификации права – сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений было создано новое Уложение.

На основании изданного в 1811 г. Акта - «Общее учреждение министерств», подготовленного М.М. Сперанским, высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти признавалась власть министров.

В XIX - начале XX в. в России уже была довольно развита система законодательства. Однако множество законов не обеспечивало режима законности, российской действительности было свойственно пренебрежение законом. Народ был убежден, что сами власти злоупотребляли законом.

В результате становления, систематизации и структурирования в период с 1917 года по 1993 год, советского законодательства, во время начала активной социально-экономической перестройки системы законодательства России, последнее включает в себя основные моменты, которые присущи системе законодательства современной России.

Таким образом, глубокая систематизация законодательства, выраженная в разделении всех законодательных норм на отраслевые блоки, была проведена именно в советское время. В результате, законодательство структурно подразделялось на законодательство республик в составе СССР и общесоюзное.

Во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производилось законами РСФСР которые были приняты в соответствии с Конституцией РСФСР, кроме того в законодательство данного периода были включены кодифицированные нормативно-правовые акты, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.

Особая разница наблюдается только в правовых , которые выражены в политических и социально-экономических приоритетах, трактующихся советским правом – как социалистические, а российским – как отношения, построенные на частной собственности.

В первых годах после Октябрьской революции были проделана работа по кодификации советского права. Так, в 1918 году были приняты:

? Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

? Кодекс о труде.

В 1922 году –

? Гражданский,

? Уголовный,

? Уголовно-процессуальный,

? Земельный кодексы ,

в 1923 году - Гражданско-процессуальный кодекс.

Данная кодификация была первой кодификацией социалистического права в истории человечества, причем кодификацией, которая была осуществлена невиданно быстрыми темпами.

Также кодификация 20-х годов воплотила в себе созданную систему социалистического права в результате победы Октябрьской социалистической революции. То обстоятельство, что советское право в первые годы после победы Октябрьской революции было воплощено в кодексах, говорит о том, что уже в эти годы в СССР создается система нового, социалистического права.

Категория “система законодательства” соотносима с “системой права’, что имеет как научное значение, так и практическое. По объему понятия “система права” и “система законодательства” разнятся. Система законодательства – это система законов, которая интерпретируется как субординация всех нормативно правовых актов, их статей и нормативных предписаний.

Строение системы законодательства складывается из нормативного предписания, нормативно правовых актов, обеспечивающих урегулирование

области общественных отношений, субординации и связей между нормативно правовыми актами, которые  образуют их в систему.

Исследование литературы показывает, что понятие «законодательство» проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правом  и характером правового регулирования.  Возможны два варианта  трактовки “законодательства”. При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, акты органов управления и судов.

Отсюда следует его важное значение систематизации, которая осуществляется или как хронологическая или на предметной основе.  Понятие законодательства при узкой трактовке, охватывает только лишь законы, например уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Фактически законодательство можно определить как совокупность всех издаваемых в государстве нормативных актов. Понимание законодательства, вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановке этого вопроса зависит, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, права  может и должно применяться только узкое понимание законодательства, опирающего на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов.

Под системой законодательства понимается группировка правовых норм принятых законодателем, разделяемых на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а так же от места органов, принимающих нормативные акты в общей иерархической системе органов государства.

В результате осуществления первой советской кодификации был накоплен опыт, который широко использовался впоследствии в процессе проведения в других государствах социалистического типа кодификационных работ. 

Значение первых кодексов для Советского государства состояло также и в том, что для соответствующего текущего нормотворчества они явились основой. Так как, данная деятельность опиралась на кодексы, она приобретала более целеустремленный и организованный характер.

Помимо достоинств кодификация советского права, также имела и недостатки.

Данные недостатки относятся, прежде всего, к неполноте первой кодификации - неполноте первоначальной и неполноте последующей.

Неполнота кодификации проявилась в том, что в некоторых отраслях советского права кодексы отсутствовали

Первоначальная неполнота проявляется и при ознакомлении со структурой некоторых кодексов. Так, Гражданский кодекс с самого начала не включал в себя такие важнейшие разделы гражданского права, как авторское и изобретательское право, а также нормы, которые направлены на урегулирование транспортных и некоторых других договорных отношений.

Относительно последующей неполноты, она была обусловлена тем, что уже после кодификации права были созданы важнейшие новые институты советского права, которые остались за пределами кодексов, к которым они, тем не менее, относились по содержанию.

Другой существенный недостаток появился ввиду того, что издание новых, не включенных в кодексы, законов, и внесение некоторых изменений в тексты самих кодексов редко сочетались с проведением необходимых работ по согласованию уже осуществленной кодификации с нововведениями более позднего времени. В связи с этим появились некоторые элементы несогласованности как внутри кодексов, так и между отдельными кодексами .

Даже несмотря на установленную целостность и единство в законодательной системе,  её составляющие нормативные акты выполняют специфические функции,

регулируют различные стороны общественной жизни.   

 

 

2 Понятие системы законодательства и её структура.

 

Текст главы №2

Так как система законодательства носит субъективный характер, то при рассмотрении структуры государства необходимо учитывать субъективные факторы: федеративное устройство государства, сложившуюся структуру  государственного аппарата, степень разработанности уже имеющегося законодательства, волю законодателя и т.д.

Теория права систему законодательства понимает как совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающие согласованностью действий и внутренним единством, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач.

Для обеспечения доступности и удобства пользования субъектами и правом реализации, система законодательства как совокупность нормативных правовых актов связана с классификацией и систематизацией правового материала.

Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

Под законодательством в широком смысле понимается совокупность законов и подзаконных актов. В свою очередь, по уровню юридической силы законодательство делится на:

? законы,

? нормативные указы главы государства и другие.

А по сферам регулирования общественных отношений –

? на гражданское,

? трудовое,

? семейное и другие.

Результатом, следствием систематизации является непосредственно система законодательства (Приложение Б), кроме того она выступает как органическое свойство законодательства.

Федеральное законодательство включает в себя

? Конституцию Российской Федерации,

? нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти

? международные договоры, участниками которых является Россия.

Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя

? конституции (уставы) субъектов Российской Федерации

? иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

? нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации составляют Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт лежит в основе системы законодательства, который оформляет решение полномочного органа государства. Понятие внешней формы права применяется к нормативному акту. Тем, в какую внешнюю форму он облачен, определяется юридическая сила нормативного акта, прежде всего - закона или какого-либо подзаконного акта. 

Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. Конституция государства лежит в основе этой системы, которая является, в свою очередь, важнейшим иерархическим актом.

Так, система законодательства постоянно развивается. Внутренняя согласованность, логичность являются неотъемлемыми атрибутами Законодательства. С помощью систематизации законодательства достигается согласованность правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов.

Основной элемент системы законодательства - отрасль законодательства – это системная совокупность нормативных правовых актов, которая регулирует сферу сходных общественных отношений.

Существуют три основные формы систематизации законодательства:

? кодификация,

? инкорпорация

? консолидация.

Кодификация - подготовка нового комплексного (сводного) законодательного акта, обладающего системным характером, который предназначен для регулирования наиболее важных сфер общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации:

? всеобщая,

? отраслевая

? специальная (комплексная).

Кодификация является наиболее совершенной формой систематизации законодательства.

Инкорпорация - это такая форма систематизации законодательства, которая достигается путем объединения нормативных актов определенного уровня, не внося, при этом, изменений в их содержание в определенном порядке. Виды инкорпорации:

? официальная,

? официозная (полуофициальная)

? неофициальная.

Консолидация - это такая форма систематизации законодательства, которая выражается в объединении, в логической последовательности без внесения изменений в их содержание, блока законодательных актов которые предназначены регламентировать определенный вид общественных отношений в единый документ.

Система законодательства (Приложение А)  носит субъективный характер. Следовательно, рассматривая структуру законодательства необходимо учитывать субъективные факторы:

? федеративное устройство государства,

? сложившуюся структуру государственного аппарата,

? степень разработанности уже имеющегося законодательства,

? волю законодателя и пр.

В зависимости от специфики выделяется:

? отраслевая (горизонтальная),

? вертикальная (иерархическая)

? федеративно-территориальная система законодательства.

Основой отраслевой (горизонтальной) системы законодательства являются два критерия:

? система права

? система отраслей государственного управления.

Исходя из указанных критериев, горизонтальная плоскость системы законодательства делится на:

? отрасли законодательства, которые соответствуют отраслям права (конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство и т.д.),

? комплексные отрасли законодательства, которые выделены относительно сфер государственного управления социальными отношениями и экономикой (транспортное, природоохранительное, сельскохозяйственное законодательство и пр.).

Комплексная отрасль законодательства – это своеобразная нормативная совокупность актов над основной, базовой отраслью либо отраслями законодательства. Последние представлены, как правило, в виде отраслевых кодексов (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.). Следовательно, горизонтальная (отраслевая) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов .

Описание
Цель курсовой работы – совершенствование и становление российского законодательства, комплексное правовое исследование института развития, раскрыть специфику становления российской системы законодательства, рассмотреть виды структурирования, а так же выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства.
Содержание
Введение
Основная часть
1. . История становления Российской системы законодательства.
2. Понятие системы законодательства и её структура.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников