Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание

В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Содержание

Введение
 Глава 1. Теоретические основы законности и правопорядка к теории государства и права
o 1.1 Сущность и принципы законности
o 1.2 Понятие, особенности и структура правопорядка
o 1.3 Конституция как основа законности в Российской Федерации
 Глава 2. Реализация законности и правопорядка
o 2.1 Соблюдение законности и правопорядка в экономике
o 2.2 Законность и правопорядок в сфере публичных финансов
 Заключение
 Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Законность и правопорядок.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Законность и правопорядок в сфере публичных финансов как условие и результат финансово-правового регулирования являются составляющими процесса воздействия финансового права на соответствующие общественные отношения. Следовательно, основными методами обеспечения законности и правопорядка нужно признать убеждение и принуждение, которые современной отечественной и зарубежной наукой рассматриваются в качестве базисных методов государственного и общественного воздействия на поведение людей.

Традиционно отечественная правовая наука ставила на первое место убеждение, указывая, что именно оно, воздействуя на сознание людей, создает у них потребность в правомерном поведении. Вместе с тем в последнее время и за рубежом, и в нашей стране прослеживается тенденция преувеличения эффективности убеждения как средства направлять поведение людей. Пропаганда представляется могучим инструментом. Искусному применению пропаганды приписывается многие поразительные успехи. Как отмечает американский социолог Эрик Хоффер: «мы стали бояться слова так же, как меча». На самом же деле сказочные результаты, приписываемые пропаганде, совсем не похожи на падение стен Иерихона, приписываемое трубным звукам Иисуса Навина. Будь пропаганда сама по себе хотя бы на одну десятую так сильна, как ее изображают, тоталитарные режимы России, Германии, Италии, Испании были бы значительно мягче. Они были бы крикливыми и бесстыдными, но без страшных зверств секретной полиции, без концлагерей, без массового истребления людей. Правда заключается, по-видимому, в том, что одна пропаганда не может насильно овладеть не принимающими ее умами; пропаганда не способна внедрять совершенно новое, а потерявших веру привести к ней не может. Пропаганда проникает в уже открытые умы и утверждает в них не новые мысли, а только оформляет те, которые уже существовали. Умелый пропагандист заставляет кипеть мысли и страсти, бродившие в умах слушателей. Он только отзывается на их сокровенные чувства. Добровольно верить можно заставить только в то, что люди уже «знают».

Не принижая значения убеждения в правовом регулировании, следует признать, что сила права состоит и в принуждении. Именно оно делает право тем уникальным инструментом воздействия на общественные отношения, коим оно является на протяжении последних нескольких тысяч лет. Отличие права от иных социальных регуляторов, например, от морали, нравственности, религии, состоит в его обязательности, подкрепленной принуждением. Абсолютно справедливо утверждение В.Н. Кудрявцева, что «право не просто информирует граждан и коллективы о полезных, возможных или вредных для общества формах поведения, не только указывает на одобряемые социальные ценности, но и делает это властным образом, устанавливая правила поведения, которые необходимо исполнять, в том числе под угрозой применения санкций».

Сами по себе средства убеждения, как бы ни были привлекательны, не могут удерживать в людях потребность в правомерном поведении, если они утратили убежденность в его необходимости. Поэтому лиц, утративших убежденность в необходимости правомерного поведения, заставляют вести себя надлежащим образом силой. Обеспечивая законность и правопорядок, государственное принуждение само должно оставаться легитимным, т.е. должны применяться исключительно специально уполномоченными лицами в пределах норм, предусмотренных законом.

Заключение

Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами - всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности - соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок). Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

- во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

- во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

- конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.

Правовое воздействие на публичные финансы будет эффективным, если финансово-правовая норма будет принята в соответствии с действующей законодательной процедурой и получит поддержку важнейших социально-экономических групп. Без такой поддержки акты финансового законодательства окажутся малоэффективными, поскольку будут предприниматься многочисленные попытки пересмотреть нелегитимную норму через реализацию права законодательной инициативы, что повлечет за собой неустойчивость нормативной правовой базы, а также следует ожидать учащения случаев совершения финансовых правонарушений (уклонение от уплаты налогов, неисполнение требования репатриации валютной выручки и т.д.) Наконец, «навязанный» публичной властью финансовый закон, противоречащий основным объективным потребностям социально-экономического развития, может вызвать заметное снижение деловой активности в стране вследствие неэффективности предпринимательства в заданных параметрах финансового регулирования. Одним из наиболее частых следствий замирания деловой активности является «бегство» капитала за границу. Неконтролируемое «бегство» капитала угрожает экономической безопасности государства и может привести к необратимым негативным процессам в финансово-кредитной сфере.

В современном российском обществе обеспечение законности в сфере экономики рассматривается в качестве задачи преимущественно правоохранительных органов. Они действительно ведут большую работу по наведению порядка в хозяйственной практике. Прокурорами ежегодно проводятся десятки тысяч проверок, в ходе которых выявляется масса нарушений законов. Благодаря усилиям прокуроров были пресечены многочисленные попытки причинения ущерба государству при осуществлении операций по приватизации государственных и муниципальных объектов, внешнеэкономических сделок, при проведении земельной реформы. Значительный вклад в борьбу с экономическими преступлениями вносят органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, следственные аппараты органов прокуратуры, налоговые и таможенные органы. Однако главная роль в обеспечении законности в сфере экономики принадлежит, тем не менее, органам исполнительной власти, контролирующим органам, банкам и, конечно же, коммерческим организациям. Забота о законности хозяйственной деятельности составляет их важнейшую обязанность. Эти органы непосредственно заинтересованы в ликвидации правонарушений, ибо, чем выше уровень законности, тем стабильнее экономические достижения предприятия, региона.

Органы исполнительной власти, контроля, хозяйствующие субъекты располагают наиболее широкими возможностями раннего предупреждения правонарушений. Этот крупный резерв пока не используется в полной мере.

Список использованных источников и литературы

1. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации (под ред. проф. д.ю.н. А.Н. Козырина). 2009. 304с.

2. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 364-365.

3. Борисов В.В. Правовой порядок/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т / Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 2008. 214с.

4. Емельянов Б.М., ПравкинС.А. Теория государства и права Часть 2 Учебный курс. // www.e-college.ru

5. Казарина А.Х. Законность как правовая категория и социальное явление. // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5. С.9-14.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. Учебник М. 2007. 305с.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001. // Правовая система « Гарант».

8. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние// Законность в РФ. М.: Приор, 2008. С. 21-24.

9. Лазарев В.В., Липень В.В. Теория государства и права. - М.: «Спарк», 1998. С. 369.

10. Лейст О.Э., Марченко М.Н., Воротилин Е.А. Теория государства и права. Часть 2. Теория права. Учебник. М., Зерцало, 2009. С. 210.

11. Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993 № 5. С. 12-18.

12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. 407с.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 15.

14. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 1. С. 6-9.

15. Мелехин А.В. Теория государства и права (Часть 2) М., 2004. С. 157.

16. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 39.

17. Тагиев А.С. Соблюдение законности и правопорядка в экономике. Гражданин и право. 2010. № 7. С. 23-27.

18. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. 2004. Исследования.

19. Хабриева Т.Я. Конституция и законность // Законность в Российской Федерации. М., 2008. С. 59-73.

20. Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3, С. 18-23.

21. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2010. 449с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение

Глава I. Законность - понятие, основные принципы, требования и гарантии.

1.1. Признаки, требования и принципы законности.

1.2. Гарантии законности: понятие и виды.

Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.

2.1. Соотношение правового и общественного порядка.

Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и

государственной дисциплины.

Заключение.

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ.

Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых - юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок.

Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.

Глава I. Законность - понятие, основные принципы, требования и гарантии.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон-ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра-ведливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возни-кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно-го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус-ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от-ношениями, при которых свобода частой собственности ставится рав-ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ-водства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое ка-чество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и уг-нетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас-твующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодей-ствие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Информация о работе Законность и правопорядок