Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:51, доклад

Описание

Понятие формы государства.
Форма правления.
Форма государственного устройства .
Государственный (политический) режим.

Работа состоит из  1 файл

2 форма государства.docx

— 36.53 Кб (Скачать документ)

Республика как форма  правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

В президентских республиках  глава государства – президент  избирается на определенный срок: путем  прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине  граждане выбирают выборщиков, а последние  – президента). Президентом может  быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России – 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

В парламентских республиках  исполнительная власть возглавляется  премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом  и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но, с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской  форм правления. При смешанной форме  правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который  наделен широкими полномочиями. При  формировании правительства участвуют  и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед  парламентом (вотум недоверия), и  перед президентом (отставка).

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное  Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и  Государственной Думы. Российской Федерации  присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная  Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о  доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации  относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности  в случае государственной измены или совершения иного тяжкого  преступления. В свою очередь, Президент  Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства в юридической науке  понимается административно-территориальная  организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между  центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве – единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно- территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Разновидностью унитарных  государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе  ряд автономий – Тибет, Гонконг  и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и  др.

Федеративное государство  характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой  государственная власть разделена  между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и  органами власти субъектов, входящих в  федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с  общими для всех членов федерации  федеральными высшими органами государственной  власти аналогичные органы власти имеются  в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации  в целом и высшими органами государственной власти каждого  из субъектов федерации, а также  их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких  государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями  являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Важным признаком федеративного  государства является также наличие  двойного гражданства: гражданства  федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Понятие  «федерация» шире, чем просто форма  государственного устройства. Характеризует  этот феномен всю политическую систему  общества.

Выделяют различные виды федераций:

дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;

национально-территориальные  федерации;

договорно-конституционные  федерации;

симметричные федерации;

асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип  равенства субъектов федерации.

Основной проблемой любой  федерации является разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральным центром и  субъектами федерации. От решения этого  вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации  и характер взаимоотношений между  федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий. В зависимости  от этого в федерации реализуется  либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного  ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения  субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Согласно Конституции  Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию  образований — результат исторического  развития России, особенностей ее национального  состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между  собой равноправны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных  государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые  органы управления. Однако здесь нет  центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в  конфедерацию, обладают суверенитетом  и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в  конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов  не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения  не одобрены их парламентами. Конфедеративные  органы непосредственно не могут  принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным  образованием.

Конфедерация в основном носит временный характер. История  знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после  гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии  в 1815–1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).

В современной юридической  литературе выделяют и содружество  как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как  и конфедерация создается для  достижения определенных целей.

Истории известна также такая  форма государственного устройства, как империя – сложное государство, созданное насильственным путем  в результате завоеваний и присоединения  отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Государственный (политический) режим

Политический режим представляет собой совокупность методов и  приемов осуществления государственной  власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень  политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации  и деятельности государственной  власти, но также ее соотношение  со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в  управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности  функционирования политической системы  общества в целом. Государственный  режим характеризуется правовыми  или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости  от методов осуществления государственной  власти политический режим может  быть демократическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима:

широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;

наличие у властных органов  мандата народа;

Информация о работе Форма государства