Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:51, реферат
После правления Хрущева советская экономика пошатнулась, разрушена была российская деревня, раскололось социалистическое содружество Брежневская эпоха, именуемая «периодом застоя», имела отрицательные и положительные стороны. СССР превратился при Брежневе в сверхдержаву, в это время вырос уровень жизни, также развернуто было широкое жилищное строительство. В стране была стабильность, граждане ощущали уверенность в завтрашнем дне.
Введение
В октябре 1964 г., после смещения Никиты Сергеевича Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев. Его многолетнее пребывание у власти (1964 — 1982) публицисты 80-х гг. назвали «периодом застоя».
Действительно, эти 18 лет
советской истории практически
не отмечены выдающимися событиями
и достижениями. После хрущевской
«оттепели» жизнь в стране как
бы застыла на месте. Новое руководство,
провозгласив курс на дальнейшую демократизацию
страны, исправление «волюнтаристских»
ошибок Н. С. Хрущева, очень скоро
свернуло его. И по характеру, и по
интеллекту Брежнев не обладал качествами
руководителя великой державы, необходимыми
для коренного обновления общества.
Его слабость как руководителя открывала
большие возможности для
После правления Хрущева
советская экономика
Одной из первостепенных задач было развитие наук. Гражданский потенциал интеллигенции еще оставался только потенциалом, и класс специалистов не начал превращаться в гражданский слой – основу гражданского общества. Несмотря на то, что нередко возникали трудности, наука и культура продолжали развиваться, чему в немалой степени способствовало стабильное финансирование. На фоне общего отставания ряд направлений советской науки был относительно конкурентоспособен и в мире. Среди социальных болезней советского общества одна из трудноизлечимых его моральная деградация, выражающаяся, в частности, в характере отношений между людьми, учеными, коллективами - влияние КГБ на научную жизнь было разрушительным не только в кадровых вопросах. В 70-80-х годах техника отклонения талантов, особенно в МГУ, стала весьма изощренной. В 70-е гг. политика четко расслаивала научную среду по принципу отношения к власти.
Прямым следствием практической деятельности власти стало вытеснение талантов, многие молодые люди не могли по анкетным или другим причинам занять подобающие места и загонялись в конторы или второстепенные «ящики», туда, где анкетная селекция была не столь жесткой. Так, например, лишь немногие математики 60-80-х гг., составившие славу своей науки, принадлежали к официально поддерживаемому истеблишменту, вполне лояльному к власти. Достаточно сравнить список тех, кого официально выдвигал и поддерживал Национальный комитет советских математиков, со списком тех, чей авторитет был действительно высок.
Существенная примета жизни интеллигенции и, в частности, научной интеллигенции тех лет – эмиграция 70-х гг. Научный потенциал, потерянный страной в 70-80-е гг., огромен. Но и корни послеперестроечной научной эмиграции, имеющей иную мотивацию, также лежат в старой политике. Из всех социальных групп научная среда дала больше всего диссидентов.
Брежневское время - «золотой век» для военных. К началу 70-х годов СССР догнал США по ядерной мощи. На околоземную орбиту регулярно выводились разведывательные и боевые спутники. Разработки армейских конструкторов тех лет до сих пор на вооружении Российской армии. СССР продолжал бороться с США за влияние в мире
Гонка вооружений и
борьба за влияние на мировое общественное
мнение заставили советское
В основном дополнительные ассигнования шли на разработку вооружений. Еще в августе 1945 г. был создан Специальный комитет в составе Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, Н.А. Вознесенского, В.Л. Ванникова, И.В. Курчатова, П.Л. Капицы, М.Г. Первухина и др. На комитет возлагалось «руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана». Военно-научные разработки почти не влияли на технический потенциал гражданского производства, что усиливало отставание СССР от ведущих стран мира.
В 70-е годы темпы роста численности научных работников в нашей стране снизились, стабилизировалась сеть научных учреждений. С 1970 по 1985 г. расходы на науку из государственного бюджета и других источников выросли в 2,5 раза. Шел поиск организационных форм, которые позволили бы объединять научные силы для решения важнейших задач независимо от их ведомственной принадлежности. Создавались региональные межведомственные координационные научные советы. Однако проблема ведомственной разобщенности научных сил решена не была. В 60-е годы появились первые научно-производственные объединения.
Одной из центральных научно-
В области физики успешно
развивались исследования по квантовой
электронике и лазерной технике.
Широкий размах получили работы по
расшифровке структуры белка. Специалистам
Института биоорганической
Успехи в области астрофизики и астрономии связаны с созданием новых мощных астрономических инструментов и космическими исследованиями. Результаты космических исследований земной поверхности использовались в геологии, сельском хозяйстве, рыболовстве.
Были созданы новые мощные телескопы, среди которых радиотелескоп РАТАН стал крупнейшим в мире. Это способствовало развитию науки о Вселенной.
Ученых-обществоведов стали шире привлекать к обсуждению многих конкретных вопросов экономического развития, выработке политических документов. Активное участие они принимали в разработке проекта новой Конституции СССР.
Быстрыми темпами стали
развиваться социологические
В середине 60-х годов были созданы условия для введения всеобщего среднего образования. В течение десятилетия переход к всеобщему среднему образованию был завершен. В 1975 г. 86 % молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием советского общества, проделавшего путь от массовой неграмотности к всеобщему среднему образованию в течение 5 десятилетий. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением престижа среднего образования и др.
В 70-е годы было принято
несколько постановлений, направленных
на улучшение подготовки молодежи к
труду в сфере материального
производства. Создавались учебно-
Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изучение основ наук началось с 4-го класса. В 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. В условиях НТР (научно-технической революции) когда стал быстро расти объем информации и в то же время ускорилось «старение» знаний, вопрос о содержании школьного образования приобрел особую остроту. Но система управления народным образованием не способствовала распространению новых методов обучения в школе. Проблемы народного образования в 70-х начале 80-х годов постепенно накапливались.
Июньский 1983 г. Пленум ЦК КПСС, посвященный идеологической работе, критически оценил положение дел в народном образовании и выдвинул задачу реформы школы. Был разработан проект и принят Закон в апреле 1984 г. Перестройка школы была рассчитана на две пятилетки.
В 50-е годы «оттепели» произошла реорганизация Академии наук. На востоке страны был создан крупный научный центр – Сибирское отделение Академии наук СССР. В 1956 г. в г. Дубне недалеко от Москвы был создан крупный международный исследовательский центр – объединенный институт ядерных исследований.
Всемирную известность получили
работы советских физиков – Л.Д.
Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова,
И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось
производство отечественной вычислительной
техники. Важное теоретическое значение
и прикладное имели работы академика
Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева,
нашедшие применение в области теории
ядерного синтеза, теории поля, гидродинамики
и других областей науки. Научный
прогресс происходил и в военных
областях. Но в прикладных областях,
особенно компьютеризации, мы безнадежно
отставали от Запада. Одной из причин
отставания науки называлось отсутствие
необходимых для деятельности ученых
свободы творчества
и доступа к информации. Ее развитие сдерживалось
также слабой материальной базой, неразвитостью
научного приборостроения.
В то же время широкое признание получили
труды советских исследователей в области
радиотехники и электроники (В. А. Котельников),
термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной
механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский).
В 1978 году за научные открытия в области
физики был удостоен Нобелевской премии
академик П.Л. Капица. Народнохозяйственные
задачи этого периода требовали новых
идей, новых технических решений и технологий.
В связи с этим выход виделся в тесном
соединении науки с производством. Основной
формой их слияния стали научно-производственные
объединения (НПО).
Усиление идеологического
нажима, ужесточение цензуры приводили
к появлению двух видов художественного
творчества. Печатались и становились
известными широкому кругу читателей
лишь литературные работы, не отступающие
от принципов социалистического
реализма, способствующие — в соответствии
с установками сверху — коммунистическому
воспитанию трудящихся. Произведения,
противоречащие этим принципам, не взирая
на их художественные достоинства, не
получали официального разрешения на
публикацию. Не имея возможности печататься
в СССР, некоторые писатели публиковали
свои книги за рубежом. Все подобные публикации
рассматривались официальными властями
как акты «предательства». Именно так
было расценено появление на Западе рассказов
писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля
(произведения обоих были опубликованы
под псевдонимами). Они были арестованы,
преданы суду, а затем
высланы за границу. Процесс над ними вызвал
волну общественного протеста в Советском
Союзе. Некоторые из произведений официального
искусства, высоко оцененные в свое время
руководящими органами культуры, оказались
«однодневками». И, наоборот, многие работы
второго, непризнанного ранее направления
заняли видное место в
отечественной культуре. В творчестве
многих представителей литературы и искусства
в рассматриваемый период занимала тема
Великой Отечественной войны. На экранах
кинотеатров демонстрировались кинофильмы
о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм»
М. И.
Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались
памятники героям и жертвам войны (например,
мемориал «Героическим защитникам Ленинграда»
скульптора М. К. Аникушина). На рубеже
1960–1970-х годов в литературу вошла большая
группа прозаиков, темой творчества которых
являлась современная им деревня. В произведениях
В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина,
В. М. Шукшина центральное место
заняли судьбы русского крестьянства,
взаимоотношения деревни и города. В жанре
научной фантастики работали А. Н. и Б.
Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей
к историческому прошлому страны. Мемуарная
литература пополнилась воспоминаниями
известных военачальников периода Отечественной
войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания
и размышления», А. М. Василевского «Дело
всей
жизни» и др.). Запрещенные властями литературные
произведения печатались, как правило,
в «Самиздате». Этим путем пришли к читателю
впервые книги А. И. Солженицына «Архипелаг
ГУЛАГ», А. Л. Платонова «Чевенгур», Б. Л.
Пастернака «Доктор Живаго». Идеологизация
общественной жизни тяжело отражалась
на развитии живописи,
киноискусства. Как и прежде, пылились
в запасниках музеев полотна художников-авангардистов
30-х годов. Картины и литературные произведения
на исторические темы могли увидеть свет
лишь в том случае, если они соответствовали
сложившимся официальным взглядам на
события прошлого. В 1970-е годы произошли
изменения в системе образования. Развернулась
подготовительная работа для введения
всеобщего среднего образования.