Сущность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 05:48, контрольная работа

Описание

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Контр по политологие.rtf

— 103.48 Кб (Скачать документ)

1. Сущность политической власти, ее признаки

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть - это:

способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;

механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;

система властных органов;

лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;

знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).

В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.

По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.

По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.

По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.

По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)

Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.

Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.

Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты.

Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.

Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.

Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта. Во-вторых, это реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях.

Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания и рассмотрения власти:

бихевиористское (поведенческое): власть - особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

инструменталистское, воздействующее: власть - возможность использование определенных средств, в частности насилия;

структуралистское: власть - особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;

функционалистское: власть - способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;

конфликтное: власть - возможность принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;

телеологическое: власть - это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;

коммуникативное: власть - феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.

Источник власти заключается в существующих в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает решающее воздействие на сущность и характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так и в составляющих его общностях.

 

Признаки политической власти:

 

1)       легальность- это использование силы в пределах государства.

 

Т.е., люди в повседневной жизни отождествляют власть и силу. Но, политическая власть не сводится к насилию, оно служит часто показателем кризиса власти.

 

Например, выдающийся политический деятель Франции Талейран писал:

 

«Штыки, государь, годятся для всего, но вот сидеть на них нельзя».

 

2)       верховенство - это обязательность решений для любой иной власти.

 

Т.е., политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и др. учреждений, или же вовсе ликвидировать их.

 

3)       публичность - это  всеобщность и безличность.

 

Т.е. политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать, или противопоставлять людей друг другу.

 

4)       моноцентричность - это наличие единого центра принятия решений.

 

5)       многообразие ресурсов.

 

Т.е политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. 

 

Структура политической власти

 

 

Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.

 

Власть может осуществиться только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через приказ (распоряжение, команду), что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения.

 

Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-нибудь информацией. Например, жрецы в Древнем Єгипті использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.

 

Рост роли экспертов-носителей уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению таких разновидностей власти, как експертократія і меритократія. Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Е.Канетті. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, который создал тайну вокруг жизнь вождей, умел скрывать свою сущность, насаждал культ доносов, отказал общественности в праве на доступ к информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Е.Канетті, - распространение тайны (информации) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М.Фуко. Он утверждал, что власть производит знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.

 

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня-политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть рассмотрены через призму их публичности, открытости для общества.

 

С этой позиции можно выделить:

открытую (видимую) власть: непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и т.п.;

напівприховану власть, под которой понимаются группы давления, которые используют разные каналы влияния - от законных (через СМИ, взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп, шантаж) на официальную власть. В связи с этим употребляется понятие лоббизм, под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственной и исполнительной власти с целью принятия выгодных для групп решений. Лобби, в первую очередь, выражено наиболее зажиточными слоями общества, что контролируют ведущие секторы экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагнатами, военными. Классический лоббизм предусматривает, что группы интересов и власти взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста (такая практика широко распространена на Западе), депутата, какого-нибудь политика. Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров;

теневую власть, которая себя не афиширует. К подобному "теневого сектора" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.

 

Власти не может быть без подчинение объекта. Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми обладает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:

страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ;

привычку выполнять приказы;

апатией;

убеждением в необходимости подчинения;

заинтересованностью, чтобы быть в подчиненности;

чувством долга;

авторитетом субъекта власти.

 

Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, потому что предусматривает добровольное исполнение распоряжений, что делает лишним применения негативных санкций. Одной из наиболее приемлемых для властей мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает желание объекта "уйти" с поля власти.

 

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы влияния.

 

В первом случае используются такие ресурсы, как:

силовое принуждение - потеря каких-либо благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничения свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнения с работы и т.п.;

закон - традиция, обычай;

стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и иные блага, что ими объект власти награждается в обмен на поведение, что требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

 

Скрытое влияние предусматривает использование методов убеждения, то есть рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: власть, влияние и стимулирования.

 

Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы делятся в зависимости от сфер жизнедеятельности.

 

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и др.

 

Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Информация о работе Сущность политической власти