Выборы в парламент: мажоритарная и пропорциональная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:06, реферат

Описание

Избирательная система - непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом.

Содержание

Введение.

Виды выборов 3
1.1. Функции политических выборов 5

2. Парламент 6

3. Типы избирательных систем 8

3.1. Мажоритарная система 8

3.2. Пропорциональная система 10

4. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в РФ 12

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение.

  1. Виды выборов                                                                                                               3

        1.1. Функции политических выборов                                                                    5

2.   Парламент                                                                                                                     6

3.   Типы избирательных систем                                                                                       8

          3.1. Мажоритарная система                                                                                     8

          3.2. Пропорциональная система                                                                             10

4.   Избирательные системы, применявшиеся на выборах в РФ                                   12

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Избирательная система - непременный элемент современной  цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом. Только в сочетании с непосредственной демократией она обеспечивает цивилизованное развитие общества, создает необходимые условия самореализации народа. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь - политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план. Избирательная система - совокупность юридических, организационных и других средств формирования представительских органов государственной власти и осуществления гражданами своих избирательных прав. Избирательная система строится на таких конституционных принципах, как общее, ровное и прямое избирательное право при тайном голосовании, выдвижение кандидатов общественными организациями трудовыми коллективами, собраниями военнослужащих; свободное и всестороннее обсуждение качеств кандидата в депутаты; предвыборная агитация; проведение выборов на средства государства; обеспечение выборов по округам избирательными комиссиями; приказы избирателей; ответственность за нарушение законодательства о выборах и тому подобное.

     Виды  выборов.

     Выборы - чрезвычайно многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, в общенациональном масштабе выборы - это самый массовый процесс, который знает право. В зависимости от оснований можно различать несколько классификаций видов выборов.

     По  территориальному признаку выборы бывают:

     1) общенациональные (общегосударственные), которые осуществляются на территории всей страны.

     2) местные (иногда их называют  локальными, коммунальными, административными): выборы к представительским органам  местного самоуправления (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов и сельских, поселковых, городских председателей).

     За  объектом, который предусматривает  органы или должности, к которым  входят или на которых избираются представители народа, выборы можно классифицировать как:

     1) выборы парламента;

     2) выборы на должность Президента;

     3) выборы представительского органа  территориальной автономии;

     4) выборы представительских органов  самоуправления городских, сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов;

     5) выборы на должности сельских, поселковых, городских председателей.

     По  времени проведение выборы разделяют  на:

     1) дежурные. Выборы, которые проводятся  в период окончания срока полномочий (легислатуры), предусмотренного Конституцией  и законами для функционирования  определенного вида выборного органа или должности;

     2) внеочередные или досрочные. Выборы, которые проводятся в случае  досрочного прекращения срока  полномочий, предусмотренного Конституцией  и законами для функционирования определенного вида избирательного органа или должности;

     3) повторные. Выборы, которые проводятся  в случаях, когда выборы в  избирательном округе признаны  недействительными или такими, которые  не состоялись;

     4) выборы вместо депутатов, председателей  (сельских, поселковых, городских советов), которые выбыли. Выборы, которые проводятся в одномандатных избирательных округах в случае потери депутатского мандата или досрочного прекращения полномочий депутата или сельского, поселкового, городского председателя на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами;

     5) выборы, которые проводятся в  случае образования новой административно-территориальной  единицы.

     По  количественному признаку участия  избирателей выборы бывают:

     1) общими, основными, когда в них  за законом имеют право принимать  участие все избиратели государства;

     2) частичными (дополнительными), когда  пополняется состав парламента, местных советов, в случае досрочного  выбытия некоторых депутатов,  или признания, выборов, недействительными.

     Учитывая  правовые последствия, выборы разделяют на:

     1) действительные - это выборы, проведенные в порядке, определенном Конституцией и соответствующем избирательном законе;

     2) недействительные - выборы, в ходе  которых имели место нарушения  избирательного законодательства, которые повлияли на итоги выборов.

     Функции политических выборов.

1. Возможный  мирный переход власти от одних  политических сил к другим. 
2. Осуществлять связь политических институтов с избирательными. 
3. Формировать функционирующий в данном обществе общественное представительство власти (парламент). 
4. Выражение доверия личным и деловым качествам политического деятеля.

     Для стран, выступающих за демократический путь, могут быть и другие функции, связанные с политической потребностью. 
1. Узаконить новую политическую систему, основанную на принципе разделения властей. 
2. Формировать новую политическую элиту, и пополнить ее новыми кадрами. 
3. Узаконить многопартийную систему. 
4. Сформировать легитимную аппозицию. 
5. Борьба за политическую власть, которая осуществляется на основе интенсивных программ. 
6. Обеспечение готовности к возможной смене власти мирным путем.

     Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих участие граждан в избирании власти, взаимодействии между избирателями и представительными учреждениями, порядок, организация проведения выборов. Оно может быть активное и пассивное. Активное - участие в референдуме, избрание парламента, президента. Пассивное - право быть избранным. Право выдвигать кандидатуру и давать согласие на ее выборы. Избирательное право, на основе которого проводятся выборы, имеют принципы.

      Принципы  избирательного права. 
1. Принцип всеобщего избирательного права. Все граждане не зависимо от происхождения, расы, пола, возраста, языка, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны как представители органа власти. Оно может быть ограничено рядом цензов: 
- Возрастной ценз - участие в выборах по достижению определенного возраста. 
- Гражданства - лица, в течение определенного срока являются гражданами данной страны. В большинстве стран иностранные граждане не имеют права выбора (кроме Канады, Австралии). 
- Оседлость - требование для избирателей более и менее длительного проживания. Франция - 6 месяцев, Норвегия - 10 лет, в США - 1 месяц. 
- Имущественные. 
- Образовательные 
- Половые (до 40-50 гг. женщины во Франции не ходили на выборы). В Иордании, ОАЭ - женщины не имеют права голоса и сегодня. В РБ ограниченны права граждан недееспособных, в местах заключения, и находящихся под стражей. Существуют дополнительные ограничительные цензы при пассивном избирательном праве. Важное место в системе выборов занимают процедуры выборов. 
           Способы: 
1. Право гражданина выдвигать свою кандидатуру в соответствии с законом.  
2. Выдвижение кандидатов политических партиями, избирательными блоками. 
         Механизм выборов представительных органов власти зависит: 
- национальной формы правления 
- типа государственного устройства 
- разновидности политического режима. 
         Избирательная система - это предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.

     Парламент.

     Парламент - слово впервые появилось в  Англии. История представительных органов  уходит в глубь веков. Они существовали в Древней Греции, Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое избирало и изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы. 
Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в буквальном смысле слова органом народного представительства. Первый парламент представлял высшие сословия. 
          Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права. 
Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия; Кнессет - Израиль, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь. 
            Парламенты бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитарных странах - Дания, Швеция, Греция. 2-х палатная - в федеративных и более крупных государствах (Германия, Россия, Беларусь). Парламент Великобритании состоит из нижней палаты (палата общин) и верхней па-латы (палата лордов). Во Франции - из национального собрания (нижняя палата), сенат (верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата представителей). В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ - нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики. 
Наличие палат имеют положительные и отрицательные черты: 
            Положительные: 
1. Увеличивается народное представительство. 
2. Позволяет представляет народ - регионы, области, местную власть. 
3. Позволяет учитывать ее влияние. 
4. Способствовать разделению властей.

     Отрицательные: 
1. Усложнение бюрократии, принятие законов.

     Верхняя и нижние палаты имеют отличия: 
1. Нижняя палата практически всегда выбирается народом, а верхняя - или выбирает народ (Польша, США); назначается главой государства (Канада), частично избирается или назначается (Беласусь), наследование (Великобритания - 1360 лордов). 
2. Верхняя палата имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя палата - 6 лет, нижняя палата - 2 года. Франция - верхняя палата - 6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4 года. 
3. В верхнюю палату выбираются более опытные, а в нижнюю - с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года. 
4. Верхняя палата по количеству меньше нижней.

     В Западных странах члены парламента не может быть госслужащие, представители  духовенства, силовых структур, т.к. они должны выполнять законы принятые парламентом. 
           Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутатская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен неприкосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого преступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верховный суд. 
Депутаты парламента имеют полномочия: 
1. Право законодательной инициативы. 
2. Право голоса при принятии закона или решения. 
3. Право запроса в устной форме или письменном виде. 
4. Имеют право избирать руководящие органы парламента.

     В больших странах члены парламента имеют право создавать партии, парламентские блок. Руководит парламентом - председатель спикер. Полномочия парламента зависят от формы правления. В президентской республике, монархии - роль парламента меньше. В парламентских - большая. В парламентской республике, парламент формирует внешнюю и внутреннюю политику, выбирает президента.

     Принимаемые законы рассматриваются нижней, а  затем верхней палатой. Все законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за основу; 2) дополнения; 3) согласование и уточнение; 4) устранение шероховатостей. 
            Закон принятый парламентом поступает президенту на подпись. Президент может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75% депутатов. Если в течение 10 дней президент не вернул законопроект, он все равно утвержден. 
Парламент может быть распущен досрочно.

     Не  допускается роспуск парламента: 
- в течение одного года работы; 
- в последние 6 месяцев работы президента; 
- при отсрочке президента от власти (импичмент); 
- в условиях чрезвычайного военного положения.

Типы  избирательных систем.

     Типы  избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная  избирательная система.

     Мажоритарная  избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

     Механизм  выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Информация о работе Выборы в парламент: мажоритарная и пропорциональная система