Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определяется возможностью использования разработанных методических подходов к организации анализа и контроля дебиторской и кредиторской задолженности в деятельности экономических субъектов различных отраслей народного хозяйства. Сделанные в ходе исследования выводы могут быть использованы в процессе совершенствования отечественных стандартов бухгалтерской отчетности.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Печатный салон Максим»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Печатный салон Максим»
2.2 Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью
2.3 Оценка кредиторской задолженности
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности
3.2 Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности
3.3 Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

анализ мой.docx

— 120.80 Кб (Скачать документ)

- ООО «Тандер» г.Энгельс;

- ООО «Алло-Такси» г.Саратов.

Отношения с поставщиками необходимого сырья, оборудования и  материалов организация строит на принципах  надежности и стабильности партнеров  с учетом их финансовой устойчивости.

Изменения состава основных поставщиков  в ближайшем будущем предприятие  не планирует.

Далее рассмотрим основные показатели работы ООО «Печатный салон Максим» за 2010-2011 гг., которые представлены в таблице 4, проведем анализ и дадим характеристику этих показателей. Что позволит нам дать полную характеристику предприятия, его кредиторской и дебиторской задолженности, и как эти показатели повлияли на рентабельность предприятия.

 

Таблица 4 - Основные показатели работы ООО «Печатный салон Максим», 2010–2011 гг.

 

№ п/п

Наименование

2010 год

2011 год

Отклонения

+/-

1

Выпуск продукции, тыс. руб.

2174,55

1681,79

-492,76

2

Выручка от продажи товаров и  услуг, тыс. руб.

1961,00

1537,00

-424,00

3

Себестоимость, тыс. руб.

1502,00

1149,00

-353,00

4

Валовая прибыль, тыс. руб.

459,00

388,00

-71,00

5

Рентабельность продаж, %

3,77

4,88

+1,11

7

Чистая прибыль, тыс. руб.

74,00

75,00

+1,00

9

Фондоотдача, руб./руб.

3,05

2,12

-0,93

10

Фондоемкость, руб./руб.

0,33

0,47

+0,14

11

Коэффициент абсолютной ликвидности = (стр.1240 + стр.1250) / (стр.1510 + стр.1520)

0,008

0,013

+0,005

12

Коэффициент текущей ликвидности = стр.1200 /(стр.1510 + стр.1520)

0,929

0,928

-0,001

13

Коэффициент оборачиваемости активов = стр.2110 / сред.стр.1200

0,600

0,424

-0,176

14

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = стр.2110 / сред.стр.1300

2,51

1,80

-0,71

15

Коэффициент финансирования =  стр.1300 / (стр.1400 + стр.1500)

0,221

0,218

-0,003

16

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования = (стр1300-стр.1100) / стр.1200

0,077

0,077

-

17

Коэффициент финансовой устойчивости = (стр.1300 + стр.1400) / стр.1600

0,182

0,179

-0,003

18

Коэффициент финансовой независимости = стр.1300 / стр.1700

0,182

0,179

-0,003


 

Таким образом, за рассматриваемый период с 2010 по 2011 годы выручка от продажи товаров уменьшилась 424 тыс.р. в связи с уменьшением выпуска продукции на 492,76 тыс.р.

Объем валовой прибыли также имеет  отрицательную тенденцию, его уменьшение с 2010 по 2011 гг. составило 71 тыс.р.Факторами  такого уменьшения является уменьшение объема производимой продукции в  соответствии с договорными условиями, в следствии оно влечет и снижение себестоимости продукции, что уменьшает эффективность использования производственных фондов и снижение роста производительности труда.

Уменьшение  фондоотдачи в 2011 г. по сравнению  с 2010г. на 0,93 является одним из факторов и уменьшения объема выпуска продукции и свидетельствует об уменьшении уровня эффективности использования производственных основных фондов. Такое уменьшение  может быть связанно с  уменьшением времени работы отдельных станков.

Фондоёмкость  увеличилась, так как уменьшилась  фондоотдача.  Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. 

По данным таблицы рост коэффициента рентабельности продаж ООО  «Печатный салон Максим» в 2011 году составил на 29,44 % по сравнению  с 2010 годом, что говорит о росте  прибыли с каждого рубля проданной  продукции. Растущие показатели рентабельности свидетельствуют о повышении  эффективности бизнес-процессов, снижении затрат, расходов на продвижение и  продажу продукции.

В рассматриваемом  периоде абсолютная ликвидность  предприятия увеличилась с 0,008 в 2010 году до 0,013 в 2011 году. То есть по итогам работы в 2011 году предприятие способно было погасить 1,3 % своих краткосрочных  обязательств за счет денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений.

Коэффициент текущей ликвидности предприятия  уменьшился с 0,929 до 0,928 (Нормальным считается значение коэффициента 1.5 - 2.5, в зависимости от отрасли экономики). Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

Анализ  показателей, приведенных в таблице, свидетельствует об уменьшении оборачиваемости  капитала ООО «Печатный салон  Максим». Так, если за 2010 год капитал  предприятия сделал 0,6 оборота, то в 2011 году – 0,42. В то же время наблюдается замедление оборачиваемости собственного капитала предприятия (с  2,51 оборота в 2010 году, до  1,80 оборота в 2011 году).

В 2011 году наблюдается повышение коммерческого кредита, предоставляемого ООО «Печатным салоном Максим» своим потребителям, в результате средний срок погашения дебиторской задолженности вырос с 89 дней в 2010 году до 128 дней в 2011 году.

Одновременно  со снижением коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, в 2011 году наблюдается повышение коммерческого кредита предоставляемого предприятию ООО «Печатного салона Максим». Так, средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился с 585 дней в 2010 году до 869 дней в 2011 году. Наблюдаемая тенденция свидетельствует об увеличении возникновения штрафов и пеней за неуплату, предприятию необходимо соблюдать график платежей с целью недопущения возникновения неустоек. 

Динамика  показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о том что  ООО «Печатный салон Максим»  работает за счет заемных источников финансирования: коэффициент финансирования с 2010 года уменьшился с 0,221 до 0,218 при нормативном значении не менее 1.

В 2010 году 7,7 % оборотных активов предприятия  финансировались  за счет собственных  источников. При этом данная тенденция  сохранилась и в 2011 году.

За  счет устойчивых источников (собственные  средства, долгосрочные кредиты и  займы) финансируются 17,9 % активов (в 2010 году – 18,2%).

Собственный капитал ООО «Печатный салон  Максим» в общей величине источников финансирования составил в 2011 году 17,9%. Данный коэффициент отражает степень независимости организации от заемных источников. Международной практикой принято считать финансово независимой фирмой ту, где удельный вес собственного капитала составляет 50% (критическая точка) и более. Таким образом, ООО «Печатный салон Максим» относится к зависимым финансовым предприятием.

В рыночной экономике главным мерилом эффективности  работы организации является результативность, которая измеряется комплексом показателей: показателями деловой активности, экономическим  эффектом (прибылью), экономической  эффективностью (рентабельностью).

Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей,  скорости оборота средств  организации. Скорость оборота средств  организации измеряется показателями оборачиваемости. Чем выше оборачиваемость  средств, тем выше размер годового оборота, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит, тем лучше финансовое положение  организации, ее платежеспособность.

Коэффициенты автономии  и обеспеченности оборотных активов  собственными средствами неудовлетворяют оптимальным значениям, что говорит об неустойчивом финансовом положении организации, при этом у коэффициента автономии наблюдается отрицательная динамика, за год его значение уменьшилось на 0,003.

Таким образом, данные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что ООО «Печатный салон Максим» является зависимым финансовым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет заемных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

 

 

2.2. Анализ дебиторской задолженности 

 

Состояние дебиторской задолженности, его  размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние  организации.

Для улучшения  финансового положения любой  организации необходимо:

- следить  за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности.  Значительное превышение дебиторской  задолженности над 

кредиторской  создает угрозу  финансовой устойчивости организации, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;

- контролировать  состояние расчетов по просроченным  задолженностям;

- ориентироваться  на увеличение количества заказчиков  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчикам.

В соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, все взаиморасчеты  между производителем и потребителем должны быть проведены в течение трехмесячного срока со дня фактического получения товаров дебитором. В противном случае задолженность считается просроченной.

Для оценки состава и движения дебиторской  задолженности на основании данных бухгалтерской отчетности составим аналитическую таблицу о дебиторской задолженности ООО «Печатный салон Максим» за 2011 год (табл. 5). Где подробно рассмотрена структура дебиторской задолженности и определим влияние каждого фактора на общую сумму задолженности и ее тенденцию на рост или снижение, и дадим рекомендации по оптимизации задолженности.

 

 

 

 

 

Таблица 5 - Анализ движения дебиторской задолженности за 2011г.

 

 

Показатели

Движение дебиторской задолженности

Темп роста остатка,

%

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Остаток на конец года

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Дебиторская задолженность, всего

551,00

100,0

3262,90

100,0

3273,90

100,0

540,00

100,0

  98,00

из нее

                 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

549,35

99,7

3259,64

99,9

3273,90

100,0

536,22

99,3

97,61

   в том числе просроченная

164,75

29,9

854,88

26,2

825,02

25,2

191,70

35,5

116,36

      из нее длительностью  свыше 3 месяцев

107,99

19,6

140,30

4,3

121,13

3,7

122,58

22,7

113,51

Долгосрочная дебиторская задолженность

1,65

0,3

3,26

0,1

0

0

3,78

0,7

в 2,3 р.

   в том числе просроченная

0

0

0

0

0

0

0

0

0

      из нее длительностью  свыше 3 месяцев

0

0

0

0

0

0

0

0

0

задолженность, платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты

1,65

0,3

3,26

0,1

0

0

3,78

0,7

в 2,3 р.


 

Выводы:

Данные, приведенные в таблице 5, показывают, что за год сумма дебиторской задолженности уменьшилась  на 2,0%, что, в общем, влечет за собой положительные тенденции , так как предприятие может вовлечь в оборот средства ранее из которых были погашены дебиторами, что может привести к уменьшению кредиторской задолженности для поддержания непрерывности производственного цикла. В структуре дебиторской задолженности преобладает краткосрочная дебиторская задолженность, на долю которой приходится 99,3% общей задолженности. Ее величина за год уменьшилась на 2,36%: с 551 тыс. рублей на начало года до 540 тыс. рублей на конец года. В то же время, ее доля в общей величине дебиторской задолженности уменьшилась на 0,4 процентных пункта и составила 99,3%, на что оказало влияние увеличение в 2,3 раза долгосрочной дебиторской задолженности (с 1,65 тыс. рублей до 3,78 тыс. рублей). В результате доля долгосрочной дебиторской задолженности увеличилась с 0,3% до 0,7% на конец года.

Несмотря на то, что компании  не удалось увеличить выручку (она составила 1681,79 тыс. руб. в 2011г.), краткосрочная дебиторская задолженность уменьшилась на 2,36 %. Это может свидетельствовать о том, что с уменьшением выручки компании пришлось пойти на изменение своей кредитной политики в сторону уменьшения количества дней отсрочки при оплате за реализованный товар. Таким образом, анализ движения дебиторской задолженности свидетельствует о ее уменьшении, что могло быть вызвано:

- осмотрительной кредитной политикой по отношению к покупателям, и разборчивым выбором партнеров;

- наступлением платежеспособности потребителей.

 В целях улучшения  управления дебиторской задолженности в ООО «Печатный салон Максим» необходимо порекомендовать:

- применение факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности;

-разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться на большое  число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплат одним или несколькими покупателями;

- отслеживать соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности;

-осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать своеобразное  досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия