Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям рынка и активное воздействие на него. В маркетинге как способе организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..3-4
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки
конкурентоспособности предприятия………………………………….…5-44
1.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия…..5-8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….…9-39
1.2.1 Экономические факторы……………………………………………11-14
1.2.2 Региональные…………………………………………………...……15-31
1.2.3 Международные………………………………………………..……32-35
1.2.4 Факторы конкуренции………………………………………………36-37
1.2.5 Факторы социального поведения……………………………..……38-39
1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как один
из способов повышения конкурентоспособности предприятия………40-44
Глава 2. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия……45-51
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»………………………………………………………………...……52-60
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Ротор»…………………………………………………………………...…61-73
Заключение……………………………………………………………………...……..74
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

чистовик.docx

— 541.49 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..3-4

Глава 1. Теоретические основы анализа  и оценки

             конкурентоспособности предприятия………………………………….…5-44

   1.1 Сущность и основные понятия  конкурентоспособности предприятия…..5-8

   1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….…9-39

       1.2.1 Экономические факторы……………………………………………11-14

       1.2.2 Региональные…………………………………………………...……15-31

       1.2.3 Международные………………………………………………..……32-35

       1.2.4 Факторы конкуренции………………………………………………36-37

       1.2.5 Факторы социального поведения……………………………..……38-39

   1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей  потребителей как один 

         из   способов повышения конкурентоспособности предприятия………40-44

Глава 2. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия……45-51

Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»………………………………………………………………...……52-60

Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 ОАО «Ротор»…………………………………………………………………...…61-73

Заключение……………………………………………………………………...……..74

Список используемой литературы……………………………………………...……75 
 
 

     Введение

     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

     Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям  рынка и активное воздействие  на него. В маркетинге как способе  организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли  применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.

     Маркетинг - это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена. Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.

     Современный маркетинг — это не только ориентированный  на рынок образ мышления и действий, но и координация всех без исключения процессов и обстоятельств, так  или иначе связанных с рынком или обществом.

     Успешность  функционирования предприятий легкой промышленности в современных условиях зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ими потребителям. Только выход на рынок с конкурентоспособным  товаром дает возможность предприятию  выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный  товар обречены на гибель.

     Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики, менеджмента, маркетинга и логистики  и других наук.

     Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

     В первой главе «Теоретические основы анализа и оценки      конкурентоспособности предприятия» выделяются факторы, влияющие на конкурентоспосбность предприятия, проводится их классификация.

     Во  второй главе: «Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия» приводятся различные виды и методы анализа факторов конкурентоспособности предприятий.

     В третьей главе: «Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»» производится анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс».

     В четвертой главе: « Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор» производится подробный анализ с составлением необходимых таблиц и сопутствующих выводов.

     В заключении отражены выводы теоретического и практического характера.

     В списке использованных источников приводится перечень монографий и другой литературы, изученной в процессе разработки данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы анализа и  оценки

конкурентоспособности предприятия

     1.1 Сущность и основные  понятия конкурентоспособности предприятия

     В последнее время большое значение приобрела конкурентоспособность  различных предприятий, которые  занимаются в разных отраслях деятельности.

     Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория  характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности.

     Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической  системы и является многоплановой  экономической категорией, в которую  можно рассматривать на нескольких уровнях:

     - конкурентоспособность продукции  (товаров);

     - конкурентоспособность предприятий;

     - конкурентоспособность отраслей;

     - конкурентоспособность страны.

     Под конкурентоспособностью продукции  понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешних рынках.

     Конкурентоспособность производителя (предприятия) можно  определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя  – конкурента. Конкурентоспособность  характеризует возможность и  динамику приспособления производителя  к изменяющимся условиям конкуренции  на рынке.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

     Из  этого определения вытекают следующие  утверждения:

     - полностью конкурентоспособной  может быть признана только  такая продукция, которая обладает  различными по своей природе  показателями, не уступающими (по  крайней мере) соответствующим показателям  проданного товара в условиях  конкретного рынка;

     - основой для оценки конкурентоспособности  любого вида продукции должно  являться комплексное исследование  рынка методами современного  маркетинга, что позволит не просто  определить некоторый абстрактный  «базовый образец», но и правильно  оценить место анализируемого  объекта на данном рынке в  сопоставлении с аналогичными  оценками реальных и возможных  субъектов рынка;

     - при приобретении товара потребитель  останавливает свой выбор на  том образце среди аналогичных,  который в наибольшей степени  удовлетворяет его потребность;

     - для покупателя товара исключительно  важное значение имеет величина  затрат, необходимых для удовлетворения  соответствующих потребностей. При  этом в случае наукоемкой продукции  потребитель обычно несет затраты  как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе  конкурентоспособности называют  «ценой потребления»;

     - доля предприятия на рынке  зависит от ее доли в предыдущий  период и потенциала конкурентоспособности  продукции в данный момент  времени: высокий потенциал способен  нарушить существующее на рынке  равновесие или изменить характер  протекания переходных процессов  перераспределения в свою пользу; низкий потенциал не способен  оказать влияние на рыночные  процессы.

     Выделяют  основные категории  конкуренции:

     - рыночная конкуренция – борьба  предприятий за ограниченный  платежеспособный спрос потребителей  в рамках ограниченного сегмента  рынка или рынка в целом;

     - конкурентоспособность товара –  степень его притягательности  для совершающего реальную покупку  потребителя;

     - потребительская ценность товара  – максимальная цена, которую  покупатель считает для себя  выгодным при оплате за данный  товар;

     - запас конкурентоспособности товара  – разность между потребительской  ценностью товара и той ценой,  за которую он был реально  куплен. Для потребителя представляет  собой неоплаченную, доставшуюся  ему даром долю потребительской  ценности;

     - принцип компенсации для предприятий  – закономерность, состоящая в  том, что стремление придать  товару наилучшие характеристики  в одних отношениях заставляет  в какой-то мере поступаться  его достоинствами в других  отношениях.

     Конкурентоспособностью  еще называется степень притягательности данной продукции для совершающего реальную покупку потребителя.

     Конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками продукции как таковыми, а с  его привлекательностью для делающих покупку потребителей.

     Анализ  конкуренции необходимо проводить  в двух аспектах. Первый аспект –  анализ деятельности конкретных фирм, которых можно рассматривать  как ближайших конкурентов предприятия. Но, помимо непосредственного влияния  определенных предприятий, необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который включает:

     -анализ  основных факторов, определяющих  интенсивность конкуренции на  конкретном рынке;

     -оценку  общего характера конкурентной  среды и интенсивности конкуренции;

     -прогнозирование  тенденций изменения конкурентной  среды и отдельных ее факторов.

     Факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Выделяют шесть основных групп факторов, которые связаны  с различными субъектами микросреды.

     Интенсивность основных факторов определяется группой  экспертов и показывает различное  влияние на ситуацию конкурентоспособности.

     Суммарное же действие факторов определяет характер конкурентной среды, статус конкретного  предприятия на рынке. Существует методика, с помощью которой можно оценить  значимость различных факторов конкуренции  по силе их влияния на рынок товара и сделать общий вывод об уровне конкуренции на данном рынке.

     При рассмотрении основных факторов и тенденций  их изменения можно количественно  оценить значимость (силу влияния) этих факторов по степени проявления их признаков на рынке, возможный характер их изменения.

     Внешне  конкурентоспособность предприятия  проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность. Для оценки конкурентоспособности  могут быть использованы методики финансового  анализа и другие методы количественного  и качественного анализа. 
 
 

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»