Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия с использованием международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:09, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью постоянного мониторинга доходов и расходов хозяйствующего субъекта, а также эффективной политикой их управления с целью достижения главной цели коммерческого предприятия – получение максимальной прибыли.
Целью настоящей работы является изучение сущности анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия с использованием международных стандартов.
Основные задачи, стоящие перед работой:
- раскрыть понятие прибыли, охарактеризовать ее виды и источники формирования; определить цели и задачи анализа прибыли;
- установить назначение оценки рентабельности предпринимательской деятельности предприятия;
- проанализировать уровень прибыльности и рентабельности хозяйственной деятельности, в том числе с использованием международных стандартов;
- выполнить практическое задание.

Работа состоит из  1 файл

АХД_ДВПИ-курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

      Анализ  структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета  и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является, пожалуй, наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышения рентабельности компании. В зависимости от величины компании и ресурсов, которые она может направить на проведение аналитических процедур и сбор информации, анализ может проводиться очень подробно или по укрупненным статьям, однако в том или ином объеме, с той или иной регулярностью анализ структуры расходов и затрат проводится практически всеми предприятиями.

      Целью анализа доходов является изучение и выявление основных источников формирования, и выявление резервов повышения доходности предприятия.

      Источниками информации для анализа доходов служат [15, с.55]:

  • оперативные данные бухгалтерского учета;
  • статистическая отчетность;
  • материалы документальных ревизий;
  • инвентаризации проверок, результаты наблюдений;

      Этапы анализа [15, с.56]:

      1 этап – подготовительный. Он подразумевает  определение цели анализа доходов  – выявление резервов роста  рентабельности и улучшения работы предприятия на основе комплексного анализа доходов.

      2 этап – основной. Он включает  в себя:

  1. Анализ общей суммы доходов торгового предприятия по сумме и по уровню.
  2. Анализ дохода по видам
  3. Анализ валовой прибыли по сумме и по уровню
  4. Анализ структуры валовой прибыли (по отдельным товарным группам)
  5. Факторный анализ валовой прибыли

      3 этап – заключительный – выявление  тенденций развития доходов и  рентабельности торгового предприятия; определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей; выявление резервов роста доходов и увеличения рентабельности; разработка плана мероприятий по повышению доходности и рентабельности, и контроль за его осуществлением.

      Для анализа валовой прибыли используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический метод цепных подстановок, балансовый.

      Достоверность результатов анализа валовой  прибыли находятся в прямой зависимости  от качества его информационного  обеспечения.

      Перед анализом необходимо тщательно проверить  все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.

      В процессе анализа валовой прибыли  устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнение заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины её роста или снижения. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли. К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валовой прибыли, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, состав товарооборота и др.

      Завершается анализ прибыли расчетом упущенных  возможностей в росте валовой  прибыли и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установлением мер ответственности за их реализацию.

      Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в обеспечении  действенности анализа хозяйственной  деятельности. Поэтому для анализа используют плановые, учетные и внеучетные источники информации [7, с.91].

      К плановым источникам относятся все  типы планов, принятых на предприятии.

      Источники информации учетного характера –  это все данные оперативного, бухгалтерского и налогового учета, первичная учетная документация и отчетность  предприятия. 

      К неучетным источникам относятся  документы, регулирующие деятельность предприятия непосредственно и  косвенно.

      Эффективное функционирование предприятия достигается  за счет рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности.

      Очевидно, что управление прибылью подразумевает  такие воздействия на факторы  финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

      В рамках решения первой задачи –  повышение доходов – должны проводиться оценка анализ и планирование:

  • выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;
  • ритмичности производства и продаж;
  • достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности;
  • эффективности ценовой политики;
  • влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и т.д.) на изменение величины продаж;
  • сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п.

      Результаты  планово – аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

      Вторая  задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

      Для повышения доходности предприятиям следует осуществлять следующие  меры (при выполнении общего правила  – прибыль должна быть обеспечена при любых затратах):

  • разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в магазин: проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов в магазине; продлевать часы торговли магазина в предвыходные и предпраздничные дни;
  • повышать квалификацию работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;
  • широко использовать средства внутримагазинной рекламы и информации, для повышения информированности покупателей о предлагаемых товарах для способствования формированию новых направлений спроса и экономии времени на приобретение товаров, проводить выставки-демонстрации, выставки-продажи;
  • постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;
  • снижение уровня издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности.

    §2. Сущность оценки и анализа рентабельности

 

    Рентабельность  – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

    Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной) окупаемость затрат и т.д. [3, с.222]

    Они более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

    Анализ  рентабельности базируется на зависимости  между выручкой от реализации, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

    В основе анализа рентабельности лежит деление совокупных затрат по снабжению, производству и реализации продукции на постоянные и переменные.

    Задачами  анализа рентабельности являются:

  • Выявление наиболее рентабельного вида хозяйственной деятельности (если предприятие занимается несколькими) или наиболее рентабельного вида продукции
  • Определение точки безубыточности;
  • Определение количества единиц продукции, которое надо реализовать для получения запланированной прибыли;
  • Установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированной прибыли;
  • Выбор наиболее эффективных технологий производства;
  • Принятие оригинального производственного плана.

    Таким образом, анализ рентабельности позволяет  определить наиболее рентабельные виды продукции, т.е.  по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.

    На  современных предприятиях в настоящее  время используется целая система  показателей рентабельности.  Одним  из наиболее обобщающих и часто встречающих  является показатель рентабельности реализованной продукции (продаж) [20, с.83].

    Рентабельность  продаж (реализованной продукции) –  отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг к  сумме полученной выручки:

                                РПр = Ппр / В х 100                                       (5)

где РПр - рентабельность продаж

    Ппр - прибыль от продаж

    В - выручка     

    Данный  коэффициент показывает, какая доля с каждого рубля выручки (нетто) была израсходована на покрытие прямых затрат, а какая доля выручки возвращается в качестве прибыли.

    Для предприятий торговли не менее важным является показатель рентабельности окупаемости  затрат. 

     Рентабельность  окупаемости  издержек – отношение  валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной  продукции (Зрп):

                        Рок. = Ппр. / Зрп.                                             (6)

    Самым значимым в процессе анализа уровня доходности является показатель чистой рентабельности реализованной продукции (доля чистой прибыли), определяемый как  отношение чистой прибыли (после уплаты налога) к объему реализации продукции:

                        ДЧП = ЧП /В                                                   (7)

где  ДЧП - Доля чистой прибыли 

        ЧП - Чистая прибыль 

      В –  выручка (Объем реализации  продукции)    

    Это итоговый показатель рентабельности реализованной  продукции. Он характеризует способность  предприятия генерировать прибыль  из всего объема реализованной продукции  и показывает, сколько в среднем  чистой прибыли приносит каждый рубль  реализованной продукции.

    Рост  данного показателя означает эффективное  ведение хозяйства.

    Снижение  показателя за отчетный период может  свидетельствовать о возрастающей конкуренции в той сфере, где  ведет свою деятельность анализируемое  предприятие, и о падении спроса  на продукцию.

    Кроме доходности реализационной деятельности, руководства предприятия, в первую очередь, интересует, сколько чистой прибыли приносит в деле каждый рубль  использованного капитала.

    С этой целью определяется чистая рентабельность активов:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия с использованием международных стандартов