Анализ прибыли и рентабельноти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям обусловил и изменение подходов к оценке эффективности функционирования субъектов хозяйствования. Если раньше предприятие было полностью подконтрольно государству и результативность его работы характеризовалась в основном объемом выпущенной продукции и выполнением доведенного плана, то в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта (даже находящегося в государственной собственности) является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика показателей прибыли и рентабельности 6
1.1. Сущность и значение показателей прибыли 6
1.2. Сущность и значение показателей рентабельности 9
2. Анализ балансовой прибыли и общих показателей рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода 13
2.1. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия отчетного года 13
2.2. Анализ показателей рентабельности. 15
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и рентабельности.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

, или (1.2.3.)

Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

(1.2.4.)

Однако, пожалуй, важнейшее место среди показателей  рентабельности занимает показатель общей экономической рентабельности или рентабельности производственного капи¬тала, исчисляемый как отношение общей прибыли к средне¬годовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:

, (1.2.5.)

где: F – среднегодовая  стоимость основных фондов;

Е – средние  остатки материальных оборотных  средств.  

В процессе анализа  одним из главных вопросов является вопрос о достоверности и полноте  исходной информации, без чего его  результаты не будут иметь смысла. Чтобы этого не произошло важно грамотно подходить к выбору источников, на основании которых будет вестись анализ.

К основными  источниками информации при анализе  реализации продукции, прибыли и  рентабельности можно отнести:

1. Бухгалтерский  баланс предприятия ф. № 1;

2. данные финансовой отчетности ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках";

3. Отчет о  движении фондов и других средств  ф. № 3;

4. Отчет о  движении денежных средств ф.  № 4;

5. Форма №  5-ф "Краткий отчет о финансовых  результатах";

6. Приложение  к бухгалтерскому балансу ф. №5;

7. данные аналитического  бухгалтерского учета по счету  46, 47, 48 и 80;

8. накладные  на отгрузку продукции; 

9. соответ¬ствующие  таблицы плана экономического  и социального развития предприятия.  

2. Анализ балансовой  прибыли и общих показателей  рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода

2.1. Анализ структуры  и динамики прибыли предприятия  отчетного года  

Рассмотрим формирование прибыли отчетного года государственного предприятия «Минский Тракторный Завод». Для этого на основании данных Отчета о прибылях и убытках Ф. № 2. составим таблицу 1.  

Таблица 1 Состав прибыли отчетного года.

Состав Прибыли  отчетного года На 31.12.2000 На 31.12.2001

Сумма, млн. руб  Структура % Сумма, млн. руб Структура %

Прибыль отчетного  года (стр 130 ф-2) 45179,653 100,00% 38021,868 100,00%

Прибыль от реализации продукции (стр. 50 ф-2) 42975,511 95,12% 44900,148 118,09%

Прибыль (убыток) от прочей реализации (стр.90-100 ф-2 ) 2720,878 6,02% -14,124 -0,04%

Внереализационные финансовые результаты (стр.110-100+80 ф-2) -516,736 -1,14% -6864,156 -18,05%  

На основании  этих данных можно детализировать состав общей прибыли предприятия отчетного  года:

Побщ = Преал + Ппроч  реал +Внереализ.ФР (2.1.1.)

Проанализируем, каким образом повлияли различные  составляющие на размер общей прибыли. Учитывая то, что в данном случае имеет место аддитивная модель взаимосвязи факторов, каждая из составляющих будет оказывать прямое влияние на результативный показатель.

Итак:

1. Прибыль от  реализации составила в отчетном году 44900148 тыс. руб., а за аналогичный период прошлого года – 42975511 тыс.руб. Таким образом, увеличение прибыли от реализации составило 1924637 тыс.руб. Проанализируем, за счет каких факторов произошло данное увеличение.

• Себестоимость  продукции увеличилась в анализируемых периодах соответственно с 153505100 тыс. руб. до 293631197 тыс. руб., что привело к соответствующему снижению прибыли на 140126097 тыс. руб.

• В то же время  выручка (нетто – без НДС, акцизов  и др. обязательных платежей из выручки) увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 142050734 тыс. руб. (с 196480611 до 338531345 тыс. руб. соответственно), что повлияло на размер прибыли в сторону увеличения.

Отсутствие данных по ассортименту и объемам выпуска  конкретных видов изделий не даёт возможности более глубоко проанализировать такие факторы, влияющие на прибыль, как рентабельность отдельных видов продукции, структура реализованной продукции, уровень цен на различные виды продукции и т.д. по методике, изложенной выше (в первой главе). Однако на основании имеющегося можно сказать, что как рост себестоимости, так и рост выручки (в номинальном выражении) обусловлены в первую очередь инфляционными процессами в экономике, вследствие чего рост прибыли от реализации в размере 1924637 тыс. руб. можно считать незначительным, а результаты деятельности предприятия в области производства и реализации продукции – не вполне удовлетворительными в условиях в условиях сложившегося в экономике положения.

2. Прибыль от  прочей реализации оказала значительное влияние на конечные финансовые результаты деятельности предприятия в анализируемом периоде. Судить об этом можно по тому, что если в предыдущем периоде данный показатель составил величину, равную 2720878 тыс. руб., то в отчетном периоде предприятие понесло убытки по данному виду деятельности в размере 14124 тыс. руб., что в конечном итоге снизило размер общей прибыли по сравнению с предыдущим годом на 2735002 тыс. руб.

И наконец, сальдо внереализационных расходов составило  в анализируемом и прошлом периодах соответственно -6864156 и -516736 тыс. руб., то есть на лило серьёзные убытки предприятия, на что руководству следовало бы обратить должное внимание: за счет этого фактора общая сумма прибыли по сравнению с прошлым периодом снизилась еще на 6347420 тыс. руб.

Таким образом, исходя из приведенного выше анализа  можно резюмировать следующее: хотя предприятие в части своей  основной деятельности сработало неплохо (с прибылью в 1924637 тыс.руб.), тем не менее возрастающие убытки по прочим операциям предприятия и отрицательные внереализационные финансовые результаты свели на нет вызванный этим прирост общей прибыли, в результате чего она по сравнению с аналогичным базисным показателем снизилась на 7157785 тыс. руб. Кроме того, тот факт, что предприятие работает в инфляционной экономике, поднимает вопрос о пересмотре результатов анализа с учетом изменения цен, что покажет наличие еще больших проблем, однако автор при написании данной курсовой работы не ставил перед собой таких задач.  

2.2. Анализ показателей рентабельности.  

Как уже отмечалось выше, показатели прибыли недостаточно точно отражают результативность деятельности предприятия. Более объективно это  позволяют оценить различные  показатели рентабельности, показывающие финансовые результаты не в абсолютном выражении, а в соотнесении с факторами, оказывающими непосредственное влияние на их формирование (затраты, выручка, капитал и т.д.). Поскольку в предыдущем пункте были получены не вполне удовлетворительные показатели динамики прибыли, целью дальнейшего анализа будет выяснение причин наметившейся отрицательной динамики: было ли снижение прибыли вызвано объективными причинами, или же это снижение явилось следствием нерационального и неполного использования располагаемого капитала или, иными словами, снижения рентабельности.

Расчет интересующих нас показателей начнем с показателя рентабельности производственного  капитала. Этот показатель наиболее полно  отражает эффективность (отдачу) капитала предприятия. Он рассчитывается по формуле (1.2.3.):

,

где

F – среднегодовая  стоимость основных фондов;

Е – средние  остатки материальных оборотных  средств;

П – прибыль.

Однако эту  модель можно значительно расширить:  

(2.2.1)  

где

R - рентабельность активов (капитала);

Р - прибыль от реализации;

К - средняя за период стоимость активов;

F - средняя за  период стоимость внеоборотных  активов; 

Е - средние остатки  оборотных активов;  

- затраты на 1 рубль продукции по полной  себестоимос¬ти;  

- зарплатоемкость продукции;  

- материалоемкость  продукции;  

- амортизациеемкость  продукции;  

- фондоемкость  продукции по внеоборотным активам;  

- фондоемкость  продукции по оборотным активам  (коэффициент закрепления оборотных  активов).  

Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния от¬дельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оцен¬ки факторных влияний.

Трехфакторная модель анализа рентабельности

, (2.2.2)

где - прибыль  продукции 

; (2.2.3.)

- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

; (2.2.4.)

- оборачиваемость  оборотных активов (капиталоемкость  по оборотному капиталу):

. (2.2.5)

В данной модели фактор оборачиваемости оборотных  активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.

Проведем анализ рентабельности деятельности анализируемого предприятия по описанной модели. Для этого, используя данные из отчетности предприятия, сгруппируем следующие  данные:  

Таблица 2 Исходные данные для анализа рентабельности.

Показатель* Анализируемый период Изменение показателя

Баз. Отч. Δ

N= 196480611 338531345 142050734

F= 151898861 263870634 111971773

E= 124927930 215563884 90635954

S= 180588598 340454690 159866092

U= 27842708 53649785 25807077

M= 148769478 273827007 125057529

A= 3976412 12977898 9001486

U/N= 0,141707153 0,158478043 0,01677089

M/N= 0,757171292 0,808867513 0,051696221

A/N= 0,02023819 0,038335883 0,018097693

F/N= 0,773098476 0,779457022 0,006358546

E/N= 0,635828285 0,636761964 0,000933678  

Рассчитаем, какую же величину составил показатель рентабельности в анализируемом периоде по сравнению с базисным. Получим:

R0 = 5,74077854%  

R1 = -0,40116949%  

ΔR = - 6,14194802% (проц. пункта)  

Проведем факторный  анализ, используя метод цепных подстановок. Для этого рассчитаем значения условных показателей рентабельности. Они будут равны:

Ry1 = 4,55044769% (проц. пункта)

Ry2 = 0,88125618% (проц. пункта)

Ry3 = -0,40324583% (проц. пункта)

Ry4 = -0,40143414% (проц. пункта)  

Теперь на основании  этих данных рассчитаем, как повлияло изменение каждого фактора на значение результативного показателя. Итак:

ΔR(U/N)= -1,19033085 (проц. пункта)

ΔR(M/N)= -3,66919151 (проц. пункта)

ΔR(A/N)= -1,28450201 (проц. пункта)

ΔR(F/N)= 0,00181169 (проц. пункта)

ΔR(E/N)= 0,00026466 (проц. пункта)  

ΣΔR= -6,14194802% (проц. пункта)  

Таким образом, уровень рентабельности производственного  капитала, исчисленный по данной методике, снизился в отчетном периоде на 6,14 процентных пункта со значения 5,74% до отрицательного значения -0,4%. Такое снижение было обусловлено влиянием следующих факторов:

• За счет увеличения значения показателя зарплатоёмкости  на 0,01677089 произошло снижение рентабельности на 1,19033085 процентных пункта.

• Повышение  значения показателя материалоёмкости на 0,051696221 вызвало соответствующее снижение рентабельности - на 3,66919151 процентных пункта.

• Аммортизациеёмкость  в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим возросла на 0,018097693, что  сказалось на результативном показателе рентабельности также в сторону снижения – она снизилась на 1,28450201 процентных пункта.

• Изменение  фондоёмкости выпускаемой продукции  на 0,006358546 вызвало прирост рентабельности капитала на 0,00181169 процентных пункта

• И наконец, изменение значения коэффициента оборачиваемости по оборотным активам на 0,000933678 вызвало незначительное увеличение рентабельности на 0,00026466 процентных пункта.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельноти