Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
• дать общее понятие себестоимости продукции, определить основные показатели производственных затрат;
• охарактеризовать методы анализа себестоимости продукции
• произвести анализ себестоимости продукции по данным предприятия и сделать выводы.
.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность себестоимости продукции на
ОАО «Витебские ковры»……………………………………………….5
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии
ОАО « Витебские ковры»………………………………………………14
2.1. Анализ технико-экономических показателей…………………..14
2.2. Общая оценка показателей себестоимости
продукции............................................................................................15
2.3. Анализ состава и структуры затрат на производство
продукции……………………………………………………………20
2.4. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным
статьям………………………………………………………………21
2.4.1. Анализ прямых материальных затрат………………………..22
2.4.2. Анализ прямых трудовых затрат……………………………...24
2.4.3. Анализ косвенных и переменных затрат……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсач АХД (1).doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

При оценке показателей себестоимости целесообразно провести анализ  производственной и реализованной продукции с изменением выручки от реализации. (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции.                                             В млн. руб.

Показатель

2010г

2011г

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, товаров, работ

(за минусом налога на добавленную  стоимость и

аналогичных обязательных платежей)

43983

65221

148,3

Себестоимость реализованной продукции

31342

46560

148,6

Себестоимость произведенной продукции

31562

48480

153,6


       

          В анализируемом периоде наблюдается значительный рост выручки от реализации продукции, которая увеличивается с 43983 млн.руб. в 2010 году до 65221 млн.руб. в 2011 году—более чем на 48%. Затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж снизилась, а темп роста затрат на реализованную продукцию (48,6%) ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции (53,6%).

На следующем этапе  анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого  вида ресурсов, непосредственно задействованных  в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования  ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на рубль выручки от реализации (таблица 2.3). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.

Данные таблицы 2.3 показывают, что в расчете на 1 руб. реализованной продукции, общая сумма затрат на производство имеет тенденцию к увеличению на 0,007 руб. в 2011году. Материальные затраты и затраты на оплату труда также возросли на 0,011 руб. и 0,002 руб. соответственно. Это связано с ростом объема выпуска продукции и свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов. По другим элементам затраты снизились: отчисления на социальные нужды—на 0,001 руб..

Таблица 2.3 - Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.

Показатели

2010г

2011г

Отклонение

2010г от

2011г

1. Затраты на производство

 в расчете на 1 руб.вы-

ручки от реализации продук-

ции (за вычетом НДС и других обязательных платежей) В т.ч.

0,874

0,881

+0,007

1.1. Материальные затраты

0,672

0,683

+0.011

1.2. Затраты на оплату труда

0,092

0,094

+0,002

1.3. Отчисления на социальные

 нужды

0,037

0,036

-0.001

1.4. Амортизация основных 

фондов

0,049

0,046

-0,003

1.5. Прочие затраты

0,023

0,021

-0.002


 

Амортизация основных средств—на 0,004 руб.; прочие затраты—на 0,002 руб.

Материальные затраты  увеличились за счет увеличения закупочных цен на сырье и материалы. Для того, чтобы выявить, с чем это связано, следует более детально проанализировать отдельные статьи затрат. В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на рубль произведенной продукции, так и по основным группам расходов. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают три фактора:

1) изменение структуры  выпущенной продукции;

2) изменение уровня  себестоимости отдельных изделий;

3) изменение цен на  продукцию.

Расчет названных факторов произведен при помощи приема цепных подстановок в таблице 2.5, а информация для него приведена в таблице 2.4.

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 - Исходная информация для анализа затрат на 1 руб. выпущенной продукции

Показатель

Алгоритм 

расчета  

Уровень показателя

1

2

3

1.Себестоимость выпущенной продукции по плану,

млн.руб.

КоСо

40127

2.Себестоимость фактически выпущенной продук-

ции:

а) по плановой себестоимости, млн. руб.

 

 

К1Со

 

53866

б) по фактической себестоимости, млн.руб

К1С1

65040

3.Стоимость выпущенной продукции по плану,

млн.руб.

КоЦо

47350

4. Стоимость фактически выпущенной  продукции:

   

а) в плановых ценах, млн.руб.

К1Цо

63562

б) в ценах, действующих в отчетном году, млн.руб.

К1Ц1

73020

5. Затраты на рубль продукции  по плану, руб.

(стр.1/стр.3)

КоСо

КоЦо

0,847

6. Затраты на рубль фактически выпущенной

продукции, руб.:

а) по плану, пересчитанному на фактический

 выпуск                         (стр.2а/стр.4а)

К1Со

К1Цо

0,847

б) фактически в ценах на продукцию, принятых

 в плане (стр.2Б/стр.4а)

К1С1

К1Цо

1,023

в)фактически в ценах, действовавших в отчет-

ном году (стр.2Б/стр.4Б)

К1С1

К1Ц1

0,891


 

Обозначения в алгоритме:

Ко, К1 — плановое и  фактическое количество выпущенной продукции;

Со, С1 — себестоимость  единицы продукции по плану и  фактически;

Цо, Ц1 — цена единицы  продукции по плану и фактически.

 

Таким образом, как видно  из расчетов, произведенных в таблице 2.5, фактические затраты на рубль выпущенной продукции в отчетном периоде по сравнению с величиной прошлого года увеличились на 0,044 руб. Следует отметить, что структура продукции не изменилась.

 Вследствие снижения цен на продукцию затраты на рубль выпущенной продукции сократились на 0,133 руб. За счет увеличения себестоимости отдельных видов продукции затраты на 1 руб. продукции увеличились на 0,167 руб.

Таблица 2.5 - Расчет факторов, влияющих на изменение затрат на 1 рубль товарной продукции

Фактор

Влияние факторов

Размер влияния

 

алгоритм расчета

                                       расчет

 

1

2

3

4

1.Изменение 

структуры продук-

ции

К1Со/К1Цо – КоСо/КоЦо

0,847-0,847

0

2.Изменение себестоимости

 отдельных изделий  

К1С1/К1Цо-К1Со/К1Цо

1,023-0,847

+0,167

3.Изменение

цен на продукцию

К!С1/К1Ц1-К1С1/К1Цо

0,891-1,023

-0,132

4.Отклонение 

фактических

затрат на рубль

 продукции от 

плановых

К1С1/К1Ц1- КоСо/КоЦо

0,891-0,847

+0,044




Предприятию необходимо обратить особое внимание на себестоимость  отдельных видов продукции, т.к. именно структурные сдвиги в себестоимости отдельных видов продукции ОАО “Витебские ковры” привели к увеличению затрат на рубль продукции.

Снижение затрат на 1 руб. продукции непосредственно связано  с увеличением прибыли. Расчет изменения прибыли приведен в таблице 2.6

 

Таблица 2.6- Расчет влияния снижения затрат на 1 руб. продукции на прибыль

Факторы

Расчет влияния

Размер влияния, млн.руб.

  1. Изменение структу-

ры продукции

0*63562

0

      2. Изменение себесто-

имости отдельных изделий

+0,167*63562

+10614,8

  1. Изменение цен на

продукцию

-0,132*63562

-8390,2

Итого

+0,035*63562

+2224,67


 

Анализ данных таблицы 2.6 показывает, что прибыль увеличилась на 2224,67 млн.руб. в результате снижения цен на продукцию (на 0,132 руб.). Структура продукции осталась неизменной. При прочих равных условиях можно сделать вывод что снижение цен на продукцию принесло экономию в размере 8390,2 млн. руб. , а изменение себестоимости отдельных изделий принесло затраты в размере 10614,8 млн. руб.

Оценку выполнения плана  и динамики себестоимости продукции  по обобщающим показателям необходимо дополнить изучением отдельных  статей и элементов затрат.

 

 

 

        2.3 Анализ состава и структуры затрат на производство продукции

 

При анализе затрат на производство в первую очередь необходимо определить удельный вес отдельных  элементов затрат  в общей сумме (в процентах) и изменения за отчетный период.

          Показатели таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что значительную долю затрат в 2010–2011 годах составляют материальные и трудовые затраты. Материальные затраты занимают более 70%от общей суммы затрат, а трудовые—более 10%. Доля  материальных и трудовых затрат в 2011 году увеличилась, по сравнению с предыдущим годом на 0.6% и 0.9% соответственно.

 

Таблица 2.7 - Анализ состава и структуры затрат на производство продукции

Элементы за-

трат на производ-

ство

2010г

2011г

Отклонения

сумма , млн

руб.

удельный 

вес,%

сумма,

млн.руб.

удельный

вес,%

сумма,

 млн.руб.

удельный

 вес,%

Материальные 

затраты

24283

76,94

37591

77,54

+13308

+0,6

Расходы на

 оплату труда

3318

10,51

5189

10,70

+1871

+0,19

Отчисления на социальные нужды

1336

4,23

1984

4,09

+648

-0,14

Амортизация

основных средств

1798

5,70

2544

5,25

+746

-0,45

Прочие затраты

827

2,62

1172

2,42

+345

-0,2

Итого

31562

100

48480

100

+16918

-----------


 

Анализ таблицы 2.7 показывает, что затраты на производство увеличились на 16918 млн.руб., что было обусловлено, прежде всего, увеличением расходов на оплату труда (на 1871 млн.руб. или на 0,19 %), отчислений на социальные нужды (на 648 млн.руб. или на 0,14%), амортизацию основных средств (на 746 млн.руб. или на 0,45%), а также прочих затрат (на 345 млн.руб. или на 0,2%).

В связи с инфляцией абсолютные отклонения не дают полного представления о динамике элементов затрат, что, в свою очередь, делают относительные показатели. Удельный вес материальных затрат вырос на 0,6% и составил 77,54%. Также произошло незначительное увеличение (с 10,51% до 10,70%) удельного веса расходов на оплату труда.

 

2.4 Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям

 

При анализе себестоимости  продукции по калькуляционным статьям, в

первую очередь, необходимо определить удельный вес отдельных статей

затрат в полной себестоимости.

Показатели таблицы 2.8  свидетельствуют о том, что значительную долю затрат в 2010–2011 годах составили вспомогательные материалы. В  2011 году они занимают  8.1%, и их доля возросла на 2.4%, по сравнению с предыдущим годом. Также увеличились затраты на заработную плату в 2011 году 0.2% и составили 5.4%. Следует отметить, что в 2011 году произвели страховой взнос, доля которого составила 0,2%. Доля коммерческих расходов, общепроизводственных и налогов от заработной платы осталась неизменной.

Из таблицы 2.8 видно, что затраты 2011 года выше затрат 2010 года на 16918 млн.руб. Перерасход произошел по всем видам и особенно по сырью (на 10479 млн.руб.).

 

 

Таблица 2.8- Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции

Статьи

затрат

     2010г.

2011г.

  Отклонения

Сумма,

млн. руб.

Удельный 

вес, %

Сумма,

млн. руб.

Удельный 

вес, %

Сумма,

млн.руб.

Удельный 

вес, %

Сырье

20423

64,7

30902

63,7

+10479

-1,0

Вспомогательные

материалы

1811

5,7

3942

8,1

+2131

+2,4

Энергия

1196

3,8

1560

3,2

+364

-0,6

Заработная

плата

1630

5,2

2595

5,4

+965

+0,2

Налоги от заработ-

ной платы

95

0,3

167

0,3

+72

__

Общепроизводствен-

ные расходы

3307

10,5

5078

10,5

+1771

__

Общехозяйственные

расходы

2399

7,6

3147

6,5

+748

-1,1

Страховой взнос

__

__

81

0,2

+81

+0,2

Отчислен. на соц.

нужды

666

2,1

954

2,0

+288

-0,1

Коммерческие

расходы

35

0,1

54

0,1

+19

__

Полная себестоимость

31562

100

48480

100

+16918

__

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)