Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции предприятия
1.1 Понятие себестоимости и ее виды
1.2 Калькулирование себестоимости
1.3 Виды анализа себестоимости
2. Анализ себестоимости продукции на примере предприятия «Севмебель»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
2.3 Анализ себестоимости по статьям калькуляции
2.4 Анализ затрат на 1 гривну товарной продукции
3. Пути снижения себестоимости продукции предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Анализ себестоимости продукции.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Прочие производственные расходы              0,58              0,87              1420              1513,11              2250              830              93,11              736,89

Расходы на сбыт              0,05              0,05              120              127,87              141              21              7,87              13,13

Полнаясебестоимость              310,54              325,08              757707              807393              845214              87507              49685,7              37821,3

Выпуск продукции,шт.              2440              2600             

             

             

             

             

             

 

 

 

 

Производственная себестоимость в отчетном году составила 99,98 % полной себестоимости, что говорит о незначительном размере расходов на сбыт (141 тыс. грн.). Рост полной себестоимости на 11,55 % произошел за счет повышения затрат практически по каждой статье.

 

Значительный удельный вес в материальных затратах на производство в целом занимают покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их доля в фактической стоимости материальных затрат 2009 года снизилась на 0,37%, но в полной себестоимости — возросла по сравнению с прошлым годом на 0,67 %, а в абсолютном выражении рост данных затрат составил 63360 тыс. грн.

 

Доля сырья и материалов сократилась как в полной себестоимости продукции (0,07 %), так и в фактической стоимости материальных затрат, хотя и не очень существенно. Это свидетельствует о том, что анализируемое условное предприятие при изготовлении некоторых видов изделий стремится к замене материалов, требующих значительных затрат труда при их обработке, покупными комплектующими изделиями, превращение которых в готовую продукцию является менее трудоемким, но более дорогостоящим. Это подтверждается и изменением доли заработной платы. За 2009 г. расходы на заработную плату и отчисления, связанные с ней, снизились на 0,34 %.

 

Таким образом, можно полагать, что предприятие имеет налаженные, устойчивые связи с поставщиками по кооперированным поставкам. Дальнейшее снижение материальных затрат возможно при выявлении новых резервов их снижения. Основными такими резервами является более рациональное размещение заказов, изыскание более эффективных решений при комплектации изделий, разработка более выгодных условий договорных отношений с поставщиками. В целом же рост уровня кооперации — явление положительное, значительно сокращающее издержки производства.

 

Увеличение прочих производственных расходов свидетельствует о чрезмерном расходовании.

 

Но следует отметить, что некоторые статьи повлияли на снижение себестоимости в результате их экономного расходования. Так, значительная экономия получена по основной и дополнительной заработной плате, расходам на эксплуатацию и оборудование, общецеховым и общезаводским расходам. Наибольшая сумма экономии достигнута по общепроизводственным расходам (2509,48 тыс. грн.) и общехозяйственным (2298,36 тыс. грн.).

 

Перечисленные статьи привели к снижению себестоимости в размере 5901,61 тыс. грн., в то время как значительный перерасход средств составил 43722,90 тыс. грн.

 

Проанализировав себестоимость по калькуляционным статьям можно дать следующую общую оценку: предприятию в первую очередь необходимо пересмотреть нормы и рациональность расходования материальных ресурсов, в частности сырья и материалов, топлива и энергии. Именно перерасход по этим статьям оказал особо сильное отрицательное влияние на снижение себестоимости продукции. По результатам общей оценки можно наметить дальнейшее направление углубления анализа для более полного и всестороннего выявления резервов экономии производственных ресурсов.

 

В общем, сумма резервов за 2009 г. составила 43737,98 тыс. грн., в том числе:

 

ликвидации превышения прямых материальных затрат — 42904,18 тыс. грн.;

 

доведение до нормативных размеров РСЭО — 133,8 тыс. грн.

 

сокращение общецеховых и общезаводских расходов — 70 тыс. грн., в том числе:

 

прочих общецеховых расходов — 32 тыс. грн.

 

прочих общехозяйственных расходов — 18 тыс. грн.

 

ликвидация общецеховых непроизводительных расходов — 20 тыс. грн.

 

 

2.4 Анализ затрат на одну гривну товарной продукции

 

 

Затраты на гривну товарной продукции — важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

 

(2.4.1)

 

 

При исследовании данного показателя применяется факторный анализ, изучающий влияние на него различных факторов.

 

Анализ затрат на 1 гривну проводится по следующей схеме:

 

фактические затраты сопоставляются с базисными;

 

определяется влияние факторов на изменение данного показателя;

 

выявляются причины отклонения.

 

Для анализа необходимы следующие данные из таблицы 2.4.1.

 

 

Таблицы 2.4.1

 

Исходные данные для анализа затрат на 1 грн. товарной продукцииВидпродукции              2008 г.              2009 г.

 

              Кол-во,шт.              Цена,грн.              Себестоимость, грн.              Кол-во,шт.              Цена,грн.              Себестоимость, грн.

А              720              292,5              280,3              738              370,4              328,9

Б              740              340,3              326,7              972              358,6              306,1

В              980              480,6              320,5              890              476,8              342,6

Итого              809658              Х              Х              809658              Х              Х

 

 

 

На основе данных рассчитываем стоимость и себестоимость товарной продукции. Расчеты произведем в таблице 2.4.3.

 

 

Таблица 2.4.2

 

Расчет стоимости и себестоимости товарной продукции за 2008 и 2009 гг.Вид продукции              2008 г.              2009 г.              Товарная продукция 2009 г.

 

              стоимость              себестоимость              стоимость              себестоимость              по ценам2008 г.              по себестоимости 2008 г.

А              210600              201816              273355,2              242728              215865              206861

Б              251882              241758              348559,2              297529              330772              317552

В              470988              314133              424352              304957              427734              285245

Итого              809658              809658              809658              809658              809658              809658

 

 

 

На основе таблиц определим затраты на 1 гривну продукции (см. табл. 2.4.4)

 

 

Таблица 2.4.3

 

Расчет стоимости и себестоимости товарной продукции за 2000 и 2001 гг.Видпродукции              2008 г.              2009 г.              Товарная продукция 2009 г.

 

              стоимость              себестоимость              стоимость              себестоимость              по ценам2008 г.              по себестоимости 2008 г.

А              210600              201816              273355,2              242728              215865              206861

Б              251882              241758              348559,2              297529              330772              317552

В              470988              314133              424352              304957              427734              285245

Итого              809658              809658              809658              809658              809658              809658

 

 

 

На основе таблиц определим затраты на 1 гривну продукции (см. табл. 2.4.4)

 

 

Таблица 2.4.4

 

Затраты на 1 грн. товарной продукцииПоказатели              Выпуск продукции по с/с 2008 г.              Выпуск продукции 2009 г.

 

             

              по с/с и ценам 2008 г.              по факт. с/с и ценам 2008 г.              по ценам и с/с 2008 г.

Полная себестоимость, тыс. грн.              757707              809658              845214              845214

Стоимость продукции, тыс. грн.              933470              974371              974371              1046266

Затраты на 1 грн,              81,17              83,1              86,74              80,8

 

 

 

Анализируя данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на 1 грн. товарной продукции составило:

 

 

 

Рассмотрим методику анализа влияния этих факторов на изменение затрат на 1 грн. продукции.

 

Снижение себестоимости отдельных изделий является интенсивным фактором снижения уровня затрат на 1 грн. товарной продукции. Размер влияния этого фактора определяется путем сопоставления фактических затрат на 1 грн. продукции в ценах прошлого года с затратами на 1 грн. фактически выпущенной продукции исходя из ее фактического выпуска и себестоимости прошлого года. То есть: 86,74-83,1 = 3,64

 

Фактор изменения структуры и ассортимента продукции оказывает различное влияние на себестоимость продукции, вызывает как снижение так и повышение уровня затрат на 1 гривну. На анализируемом условном предприятии вследствие изменения структуры выпуска продукции затраты на 1 гривну увеличились на 1,93 (83,1-81,17). Таким образом, полученный результат позволяет судить об увеличении в общем выпуске доли изделий, по которым предприятие получает относительно меньшую экономию. Иначе говоря, по этим изделиям затраты на единицу продукции при фактической структуре выше затрат на 1 грн., чем при плановой структуре.

 

Влияние фактора изменения цены на готовую продукцию определяется путем сопоставления затрат на 1 грн. фактически выпущенной продукции в действующих ценах с затратами на 1 грн. той же продукции в ценах прошлого года. То есть, на данном предприятии за счет фактора цен на продукцию уровень затрат на 1 грн. товарной продукции снизился на 5,94 (80,8-86,74).

 

Показатель затрат на 1 гривну товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости и его анализ позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 грн. товарной продукции от затрат 2008 г. по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов.

 

 

3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

 

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

 

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

 

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

 

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

 

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли[3].

 

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

 

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции