Анализ ликвидности и платежеспособности (на примере ООО «Караван»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание

Торговля является составной частью экономики в составе непроизводственной сферы. Торговые предприятия выполняют функции обслуживания населения, осуществляют продажу товаров населению за наличные деньги, с помощью которых происходит удовлетворение их потребностей. Через механизм товарного обращения происходит движение материальных благ из сферы производства в сферу потребления.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…. 3
I Теоретическая часть
1. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия ……….….. 4
1.1 Анализ ликвидности баланса ……………………………………….….. 6
1.2 оценка платежеспособности предприятия ……………………….……. 9
II Практическая часть ……………………………………………….……… 12
III Организационная часть …………………………………………………. 16
Заключение ………………………………………………………….………. 19
Список литературы …………………………………………………….…… 20
Приложения ………………………………………..……………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

Курс. раб. Анализ.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Экономический факультет

Предмет

Финансовый анализ в менеджменте

 

Курсовая работа

Анализ ликвидности и платежеспособности (на примере ООО «Караван»)

 

Студентка 6 курса

Заочной формы обучения

по специальности

“ Менеджмент организации”

Потапова Елена Олеговна

Проверил:

Погорелова Ю.Ю.

к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

   Санкт - Петербург

2007

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….…. 3

I Теоретическая часть

1. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия ……….….. 4

1.1 Анализ ликвидности баланса ……………………………………….….. 6

1.2 оценка платежеспособности предприятия ……………………….……. 9

II Практическая часть ……………………………………………….……… 12

III Организационная часть …………………………………………………. 16

Заключение ………………………………………………………….………. 19

Список литературы …………………………………………………….…… 20

Приложения ………………………………………..………………………..  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Торговля является составной частью экономики в составе непроизводственной сферы. Торговые предприятия выполняют функции обслуживания населения, осуществляют продажу товаров населению за наличные деньги, с помощью которых происходит удовлетворение их потребностей. Через механизм товарного обращения происходит движение материальных благ из сферы производства в сферу потребления.

              Хозяйственный механизм торговых предприятий представляет собой совокупность форм и методов организации торговой деятельности. Основными чертами хозяйственного механизма торговых предприятий в условиях формирования рынка являются:

1) ориентация всех звеньев хозяйственного механизма на удовлетворение

    потребностей населения;

                            2) самостоятельность и самоокупаемость каждого хозяйственного звена  и                                    структурного подразделения торговли;

                            3) планирование деятельности каждого предприятия и подразделения                                                       торговли, в том числе разработка бизнес-плана;

                            4)стремление к получению выгоды от торговой деятельности, к                                                                        максимизации прибыли на основе экономии и оптимизации затрат;

                    5) сочетание личных и общественных интересов в трудовых коллективов.

              В настоящее время процесс торговых отношений усложняется, это вызвано повышением требований потребителей к качественным характеристикам товара, к процессу обслуживания потребителей, к сервису и гарантиям которые предлагают торговые предприятия, реализуя товар. Также усложняются взаимоотношения конкурирующих торговых предприятий за потребителя, поэтому в данной ситуации необходимо разрабатывать и применять конкретные мероприятия которые бы повлияли на эффективность коммерческой деятельности торговых предприятия.

 

I Теоретическая часть

1. Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия

     Одним из индикаторов финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Различают текущую платежеспособность, которая сложилась на текущий момент времени, и перспективную платежеспособность, которая ожидается в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     Текущая (техническая) платежеспособность означает наличие в достаточном объеме денежных средств и их эквивалентов для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Отсюда основными индикаторами текущей платежеспособности является наличие достаточной суммы денежных средств и отсутствие у предприятия просроченных долговых обязательств.

     Перспективная платежеспособность обеспечивается согласованностью обязательств и платежных средств в течение прогнозного периода, которая в свою очередь зависит от состава, объемов и степени ликвидности текущих активов, а также от объемов, состава и скорости созревания текущих обязательств к погашению.

     При внутреннем анализе платежеспособности прогнозируется на основании изучения денежных потоков. Внешний анализ платежеспособности осуществляется, как правило, на основе изучения показателей ликвидности.

     В экономической литературе принято различать ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность предприятия.

     Под ликвидностью актива понимается способность его трансформации в денежные средства, а степень ликвидности актива определяется промежутком времени, необходимым для его превращения в денежную форму. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. При этом следует различать понятие ликвидности совокупных активов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятия и понятие ликвидности оборотных активов, обеспечивающей текущую его платежеспособность. Здесь имеется в виду, что каждый вид оборотных активов должен пройти соответствующие стадии операционного цикла, прежде чем трансформироваться в денежную наличность.

     Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Качественное отличие этого понятия от ликвидности активов в том, что ликвидность баланса отражает меру согласованности объемов и ликвидности активов с размерами и сроками погашения обязательств, в то время как ликвидность активов определяется безотносительно к пассиву баланса.

     Ликвидность предприятия – более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Поэтому, оценивая ликвидность предприятия надо учитывать его финансовую гибкость, т.е. способность занимать средства из разных источников, увеличивать акционерный капитал, продавать активы, быстро реагировать на конъюнктуру рынка и т.д.

     Таким образом, понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Рис. 1. Взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятия.

     На рис. 1 показана блок-схема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса, которую можно сравнить с многоэтажным зданием, где все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий без первого и второго. Если рухнет первый, то и все остальные развалятся. Следовательно, ликвидность баланса, которая базируется на равновесии активов и пассивов, является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность – это способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность.

 

1.1 Анализ ликвидности баланса

 

     Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

     Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

     Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары, отгруженные, дебиторская задолженность по срокам погашения до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

     Значительно больший срок понадобится превращения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).

     Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев.

     Пятая группа (А5) – неликвидные активы (безнадежная дебиторская задолженность, неходовые, залежалые материальные ценности, расходы будущих периодов).

     Соответственно на пять групп разбиваются и обязательства предприятия:

     П1 – наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);

     П2 – среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

     П3 – долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);

     П4 – собственный акционерный капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия;

     П5 – доходы будущих периодов, которые предполагается получить в перспективе.

     Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

     А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≥ П4; А5 ≥ П5.

     Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.

     При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостает высоколиквидных средств для погашения обязательств, и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквидных активов, которые, как правило, являются низкодоходными, происходит потеря прибыли для предприятия.

     Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

     Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.

     Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.

     Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

     Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.

      Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.

     Однако обосновать единый норматив данного показателя для всех отраслей практически невозможно, так как его уровень зависит от сферы деятельности, структуры и качества активов, длительности операционного цикла, скорости погашения кредиторской задолженности и т.д.

 

1.2 Оценка платежеспособности предприятия

Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности (на примере ООО «Караван»)