Анализ отклонений фактических расходов от назначенных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, здесь надо учитывать следующие моменты. Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

Содержание

1 Финансы жилищно-коммунального хозяйства 3
1.1 Характеристика рынка жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений 3
1.2 Содержание и особенности финансовых потоков жилищно-коммунального хозяйства 6
1.3 Понятие и направления финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства 7
1.4 Современное состояние и правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса 9
1.5 Тарифная политика в коммунальной сфере и ее совершенствование 15
1.6 Органы местного самоуправления и тарифное регулирование 17
1.7 Совершенствование механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы 22
1.8 Приоритеты и резервы финансового оздоровления предприятий ЖКХ 23
2 Анализ отклонений фактических расходов от назначенных 26
2.1 Факторный анализ отклонений 26
2.2 Классификация отклонений. Расчет отклонений 27
3 Задача 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Финансы бюджетных организаций_Вариант 7.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1 Финансы жилищно-коммунального  хозяйства

      1.1 Характеристика рынка жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений

     Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и  всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, здесь надо учитывать следующие моменты. Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

     Региональные  различия по уровню доходов определяют и неодинаковую динамику развития рынка  жилищных услуг на территории субъектов  федерации, а это означает, что  быстрый и местный переход  на принципы 100%-ной платности услуг невозможен. Реальная обстановка диктует, что здесь должен быть дифференцированный подход к населению различных регионов.

     Платежеспособный  спрос на жилищно-коммунальные услуги в России, как и уровень доходов  населения, характеризуется исключительной полярностью. В то время как значительная доля населения не платит или задерживает платежи за жилье (колебания в Ростовской области составляют от 10 до 30%), некоторые группы населения, имея высокие доходы, могут позволить себе строить дорогое жилье (1 кв.м. обходится в 1-2 тыс. долларов США). Соответственно имеется спрос на услуги, которые вызваны необходимостью сохранения и дифференцирования этого дорогого жилья. В итоге в рамках общего платежеспособного спроса на услуги будет происходить рост платежеспособного спроса на элитные услуги (домашние солярии, спортивные залы, плавательные бассейны и т.д.).

     У представителей нарождающегося среднего класса заметны тенденции к увеличению расходов на жилищные услуги, что связано  с возможностью использовать все расширяющуюся номенклатуру новых строительных материалов, сантехники, обогревательных приборов, охранных устройств. Имеет место развитие соревновательных начал у представителей этого класса, стремление не отстать в образе жизни от себе подобных. Таким образом, поведение на рынке жилищных услуг владельца жилья определяется не только материальным, но и психологическим фактором поддержания имиджа преуспевания. Спрос на услуги определяется не только степенью платежеспособности граждан, но и размерами той социальной помощи, которую оказывает государство малоимущим слоям населения, а также тем, которые имеют определенные льготы (военнослужащие, ветераны, инвалиды и т.д.). Рывок продовольственных и непродовольственных товаров такой специфики не имеет.

     Говоря  о жилищно-коммунальных услугах, надо рассматривать этот вопрос, во-первых, с точки зрения потенциальных  возможностей производителя услуг  выполнить определенный объем услуг  в натуральном и стоимостном  выражении; во-вторых, какова номенклатура юридических лиц (здесь представлены предприятия различных форм собственности) и физических лиц. На предложенные услуги влияет не только социально-экономическая составляющая предприятия ЖКХ, но и степень его оснащенности, техническое вооружение, производительность труда. На спрос и предложение жилищно-коммунальной услуги влияет также динамика цен. Понижение цены увеличивает спрос, а повышение уменьшает.

     На  предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в данную сферу. В административно-командной системе по отношению к жилищной сфере применялся остаточный принцип финансирования, что обрекало данную сферу на постоянное отставание от других отраслей, и это сказывалось на количестве и качестве услуг. Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложении. В лучшем положении на первых порах оказались те, кто стал применять более качественные зарубежные материалы и технологии. В дальнейшем высокая цена на их услуги заставила население обратиться к производителям услуг, использующих более дешевые отечественные материалы.

     Сущность  услуги складывается в зависимости  от ряда факторов, влияющих на нее.

  • Затраты труда по ее оказанию, включающие затраты и транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, поставку запасных частей, обучение персонала, страховые взносы и т. д.
  • Затраты труда, связанные с повышением качества, надежности, применением оригинальных конструкторских решений и современных технологий.
  • Учитываются все выплаченные налоги, сборы, пошлины, а также условия предоставления продавцам кредитов.

     Соотношение между спросом и предложением жилищно-коммунальной услуги зависит не только от динамики цен. Отличие производства товаров в материально-вещественной форме от услуг заключается в том, что эти товары в силу циклического характера развития экономики могут накапливаться и не реализовываться по стоимости. Старые товары с их высокой стоимостью начинают оказывать давление на новые товары. В сфере услуг нет места переполнению товарного рынка, так как услуга не принимает материальную форму. Здесь может происходить простой мощности предприятия, а это имеет следствием рост затрат предприятия на выплату заработной платы работникам, поддержание эксплуатационной готовности машин, оборудования, увеличение налогооблагаемой базы и т.д.

     Спрос на жилищно-коммунальные услуги может  определяться сезонными факторами. Как правило, он более высок в период марта-октября, особенно в связи с подготовкой и использованием жилья и необходимостью ликвидации отрицательных явлений, вызванных неполадками в жилищном фонде при его эксплуатации в зимних условиях.

     Рынок жилищных услуг в отличие от тех рыночных структур, где происходит процесс купли и продажи товаров (средств производства, предметов потребления), при наличии достаточно больших возможностей для развития конкуренции не будет характеризоваться функционированием здесь крупных предприятий, которые выступали монополистами. Наличие большого разнообразия потребностей населения в жилищных услугах, их высокий динамизм будут содействовать функционированию в сфере ЖКХ малых и средних предприятий.

     Развитие  рынка жилищных услуг связано как с состоянием дел по вводу нового жилья, так и с происходящим физическим износом жилья, находящегося в эксплуатации. Если иметь в виду новое жилье, то оказываемые жилищные услуги в основном связаны с обустройством жилого объекта (транспорт, дороги, зоны отдыха и т.д.).

     Следует обратить внимание, во-первых, на то, насколько  эта услуга значима по сравнению  с другими услугами, во-вторых, является она постоянной или эпизодической, в-третьих, каковы тенденции в спросе на эту услугу. Спрос же определяется как ценовыми, так и многочисленными неценовыми факторами. Так, спрос на энергоносители будет отличаться в зависимости от районов проживания населения, сезона, погодных, порой непредсказуемых, явлений.

     Рынок жилищно-коммунальных услуг отличается от рынка товаров тем, что его развитие не связано с таким институтом рынка, как биржа, которая во многом определяет положение покупателя и продавца в рамках текущего периода и перспективы на год, два. Это не исключает того, что ситуации на товарных биржах могли быть использованы для предприятий ЖКХ. Организация новых предприятий, освоение природных ресурсов диктуют необходимость увеличения объемов производимого и сдаваемого жилищного фонда, а это напрямую связано с развитием жилищно-коммунального комплекса и оказываемых им услуг.

      1.2 Содержание и особенности финансовых потоков жилищно-коммунального хозяйства

     ЖКХ – это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а так же предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, тепла и др. Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-производственных и экономических основ.

     В настоящее время ЖКХ представляет собой наиболее отсталую в техническом, экономическом и организационном отношении сферу, где присутствуют элементы нового рынка и старой командно- административной системы, открытой и теневой экономики.

     Техническое состояние основных фондов ЖКХ страны неудовлетворительное. Предприятия, которые до последнего времени содержали на своем балансе жилые дома и жилищно-эксплуатационные участки, не могут в полном объеме финансировать эту убыточную сферу и пытаются избавиться от нее.

     Основными источниками финансирования жилищно-коммунального  комплекса в настоящее время являются:

  • платежи населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги;
  • дотация бюджетов муниципальных образований в тарифах, оплачиваемых населением, льготы и субсидии;
  • другие источники финансирования от хозрасчетной деятельности предприятий.

     Но  данные источники не могут покрывать  затраты текущей деятельности и  способствовать развитию жилищно-коммунальных предприятий.

     Активный  процесс передачи ведомственного жилья  в муниципальную собственность  не всегда экономически подготовлен. Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для обслуживания жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования не готова оказывать качественные услуги.

     Учитывая  рост требований к качеству услуг, с одной стороны, и финансовый кризис и скачки цен – с другой, муниципальным предприятиям и ЖКХ в целом требуются значительные дотации, на покрытие которых средств ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет.

     Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферы эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

     Основной  проблемой также остается сохраняющее монопольное положение как по управлению жилищным фондом, так и по его обслуживанию организаций, предоставляющих услуги, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным.

     Монополизм, который до сих пор сохраняется, влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными.

     В результате сегодня и бюджет, и  население несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.

     В отличие от многих стран в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным  грузом «висит» на бюджете и находится  в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере.

      1.3 Понятие и направления финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства

     Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей российской экономики, ввиду  чего его развитие стоит в ряду наиболее приоритетных направлений  социально-экономической политики РФ.

     Несмотря  на это, множество организаций ЖКХ является в настоящее время безнадежными должниками и находится на грани банкротства. Причём, прослеживается неутешительная тенденция к постоянному увеличению задолженности данных организаций перед кредиторами, что свидетельствует об эскалации финансового кризиса в коммунальной сфере. Подобное положение дел влечёт за собой безусловное снижение инвестиционной привлекательности отрасли.

     Сложившаяся ситуация является следствием:

  • ненадлежащего исполнения бюджетами различных уровней своих обязательств перед организациями ЖКХ, влекущего, в свою очередь, невозможность надлежащего исполнения данными организациями своих обязательств перед ресурсоснабжающими организациями;
  • значительного износа объектов коммунальной инфраструктуры;
  • неэффективного использования имущества организаций ЖКХ;
  • отсутствия действенных правовых механизмов, направленных на нормализацию финансового положения организаций ЖКХ.

     Необходимо  отметить, что решение хозяйственного аспекта указанной проблемы требует  серьезных изменений в экономической организации всей жилищно-коммунальной отрасли. Это может потребовать немало времени. Вместе с тем, пути решения правового аспекта проблемы просматриваются достаточно четко и должны быть реально обеспечены в максимально сжатые сроки.

Информация о работе Анализ отклонений фактических расходов от назначенных