Анализ показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть систему пенсионного страхования России и проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть эволюцию системы пенсионного страхования в России; 2) Рассмотреть системы пенсионного обеспечения в России и за рубежом; 3) Рассмотреть динамику доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.

Содержание

Введение2
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования4
1.1 Этапы развития пенсионной системы в России4
1.2 Структура пенсионной системы РФ8
1.3. Исследование деятельности Пенсионного фонда10
Глава 2. Анализ показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг13
2.1 Анализ диагностики показателей доходов ПФ РФ13
2.2 Исследование направления расходования денежных средств ПФ РФ18
2.3 Проблемы функционирования Пенсионной системы в РФ23
Заключение23
Список использованной литературы25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МОЯ.docx

— 159.51 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение2

Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного  страхования4

      1.1 Этапы развития пенсионной системы в России4

      1.2 Структура пенсионной системы РФ8

      1.3. Исследование деятельности Пенсионного  фонда10

Глава 2. Анализ показателей бюджета Пенсионного  фонда РФ за 2006-2008 гг13

      2.1 Анализ диагностики показателей доходов ПФ РФ13

      2.2 Исследование направления расходования денежных средств ПФ РФ18

      2.3 Проблемы функционирования Пенсионной  системы в РФ23

Заключение23

Список  использованной литературы25

Приложения 
 

 

Введение

    Пенсия  – это гарантированная ежемесячная  денежная выплата для обеспечения  граждан по достижении ими определенного  законом возраста, а также в  случае потери трудоспособности, потери кормильца.

    В нашей стране до начала 90-х годов  пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

    В условиях усиливающегося финансового  кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

    С 1 января 1991 года средства, предназначенные  для выплаты пенсий и некоторых  государственных пособий, по решению  высших законодательных органов  Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению  средств была возложена на Пенсионный фонд.[20;473]

    Пенсионный  фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

    Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.[21;28]

    Система пенсионного обеспечения большинства  стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньга на свою пенсию.

    Пенсионеры  этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

    В России понимание необходимости  самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсионной системы.

    Таким образом, все вышесказанное в  совокупности и раскрывает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

      Цель курсовой работы – рассмотреть  систему пенсионного страхования  России и проблемы формирования  и использования пенсионного  фонда.

    Задачи  курсовой работы: 1) Рассмотреть эволюцию системы пенсионного страхования  в России; 2) Рассмотреть системы  пенсионного обеспечения в России и за рубежом; 3) Рассмотреть динамику доходов и расходов Пенсионного  фонда РФ.

    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты пенсионного  страхования

1.1 Этапы развития пенсионной системы в России

    Историю развития системы пенсионного обеспечения  в нашей стране можно разделить  на несколько этапов. Еще в восьмидесятые  годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в  России государственной кассы страхования  рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной  пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились  в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые  кассы. Фактически все государственные  служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия  имели свои отдельные кассы или  создавали объединенные. Расчеты  страховых тарифов и актуарные  расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам  касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни  с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.

    Эмеритальные  кассы обеспечивали выплаты пособий  и пенсий своим участникам, как  правило, четырех видов:

  • пенсия по выслуге лет;
  • пенсии по инвалидности;
  • вдовьи и сиротские пенсии;
  • пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

    Характерен  следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров путей сообщения  были сделаны актуарные расчеты  вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной  России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.2

    Второй  этап развития пенсионной системы начался  после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской России был Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить позаимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%». Первоначально политика в этом вопросе обуславливалась стремлением осуществить свои социально-экономические преобразования на базе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании», отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию декретов о полном социальном страховании на основе следующих рабочих страховых лозунгов:

  • распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;
  • распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы;
  • возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;
  • возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
  • полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

    Однако  уже через год вышло «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918. В нем был намечен  переход от принципов социального  страхования к социальному обеспечению  всех членов трудовой коммуны, хотя среди  источников средств на социальное обеспечение  были названы работодатели, частных  предприятий, национализированных  и государственных предприятий  и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход  объяснялся экономическими условиями  «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального  обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.

    В период Новой экономической политики (НЭП), в связи с переходом предприятий  на хозяйственный расчет, был осуществлен  и переход от государственного социального  обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых  наемным трудом» обеспечение  за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального  страхования, т.е. специальных фондов, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всем учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.

    Параллельно с социальным страхованием развивается  и государственное социальное обеспечение. Таким образом, в двадцатые годы используются две различные организационно-правовые формы: социальное страхование и  социальное обеспечение, имеющие различные  механизмы формирования и расходования средств.

    Начиная с 30-х годов государственная политика в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы социальной защиты пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Кроме того, получили широкое распространение льготные пенсии. Контингент имеющих право на льготы определялся обширными перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946-1956 гг. сложилось довольно сложное законодательство о льготных пенсиях, что привело к существованию двух параллельных систем.

    В связи со сложившейся ситуацией, для упорядочения процесса пенсионирования 14 июля 1956 году был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября того же года. В этом же году Советом Министров СССР было издано Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (Свод законов СССР, т. 2, с. 532, 1990 г.), а также постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах). Новым законом были значительно повышены размеры пенсии. Коэффициент замещения составлял от 50 до 100% заработка. Кроме того, были установлены различные надбавки, существенно повысившие уровень пенсионного обеспечения. Впервые закон установил возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже – в размере пропорциональном этому стажу. Но все это не изменило основу, сложившуюся в 30-е годы организационно-правовую форму пенсионного обеспечения.

    Следует сказать, что недостатки пенсионной системы, побудившие начать ее реформирование в 1956 году, через некоторое время  в полной мере проявились и после  проведения пенсионной реформы 1956 года: несдерживаемый рост численности пенсионеров, получающих льготные пенсии; расширение круга лиц, получающих одновременно и пенсию и заработную плату; существенное отставание темпа роста размера  пенсий от темпов роста заработной платы, ведущие как к уравнительности пенсионного обеспечения, так и к неуклонному снижению коэффициента замещения заработной платы; и, самое главное, неуклонный рост бюджетных расходов на выплаты пенсий.

    Новый этап берет начало в связи с  созданием новой российской государственности  и либерализацией экономики. Согласно действующей Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В отличие от административно-командной  системы, характерными чертами которой  является общественное (а в действительности, зачастую, - государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы в новой экономической  системе происходит расширение свободы  экономических действий хозяйствующих  субъектов, снятие ограничений на экономическую  деятельность, раскрепощение предпринимательства. Личность перестает быть объектом воздействия  со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью  по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Естественно, что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой, в различных областях экономики, и, в первую очередь, в социальной сфере возникают кризисные ситуации. 

 

1.2 Структура пенсионной  системы в РФ

    Пенсионная  система в Российской Федерации  как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия [14, с.66], состоит из следующих частей:

Информация о работе Анализ показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг