Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание

Реструктурирование предприятий - относительно новое понятие для российской экономики. Анализ современной литературы позволяет сделать вывод, что существующее положение в отечественной экономической науке можно охарактеризовать как становление теоретико- методологических основ, обобщение эмпирического материала, практических результатов, адаптация зарубежного опыта реструктуризационных преобразований хозяйствующих субъектов. Чаще всего в работах по данной проблематике описывается опыт реструктурирования конкретных предприятий, преобразование отдельных составляющих деятельности предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Зарубежный опыт структурных преобразований предприятий и возможности его использования в России
1. Понятие структурных преобразований предприятий и необходимость их проведения………………………………………………………………………...6
2. Через новых собственников - к новой промышленности……………………7
3. Зеленый свет малому бизнесу…………………………………………………8
4. Перераспределение и процветание……………………………………………9
5. Точки роста…………………………………………………………………....11
6. Значение СЭЗ………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

   Беларуси  нужно определиться, какие предприятия  можно предложить в состав транснациональных  корпораций, а каким национальным компаниям есть необходимость создавать предприятия за рубежом.

   Перераспределение промышленного потенциала возможно в процессе банкротства предприятий. При этом усиливается роль таких  форм перелива капитала, как продажа  и покупка предприятий, а также  процесс слияния поглощения фирм. Германии с 1985 по 1989 г.г. количество слияний и поглощений увеличилось с 1,4 тыс. до 3,5 тыс. Число наиболее крупный трансакций такого рода, подлежащих регистрации в Федеральном картельном ведомстве ФРГ, только за 6 лет (1983-1988 г.г.) выросло в два раза - с 530 до 1000.

   В качестве национальных приоритетов  в мировой практике широкое распространение  получили программы приватизации государственной  собственности и национализации убыточных предприятий и производств. Роль национализации состояла в возможности проведения масштабных структурных преобразований за счет мобилизации государственных средств. В основном эта форма охватывала отрасли или производства, имеющие общегосударственную значимость.

   Успешное  проведение структурных преобразований промышленности во многом зависит от уровня системы государственного регулирования. В промышленно развитых странах структурные преобразования регулируются с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, контрактной системы, а также мер административного контроля. Для этого используется широкий спектр экономических и юридических инструментом: прямые государственные капитальные вложения, целевое финансирование и субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, инвестиционные скидки, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, система протекционизма, налоговые льготы, правила и нормы амортизации, комплексные целевые государственные программы. В формировании спроса на передовую технику и новейшее оборудование важное место отводится государственной контрактной системе. Формируются целевые государственные заказы на производство нового оборудования для реконструкции перспективных предприятий. С целью поддержания спроса на новую технику и технологии возможна частичная оплата государством их стоимости при покупке для модернизации производства.

5. Точки роста

   Сложно  рассчитывать на успех промышленной политики без соответствующей региональной политики, без учета множества местных факторов и особенностей. В Беларуси необходима разработка концепции создания нескольких центров экономического и научно-технического роста с предприятиями, позволяющими привлечь зарубежных стратегических инвесторов, которые знают наш рынок и имеют опыт работы на нем. Речь идет о технополисах, зонах высоких технологий, специальных экономических зонах.

   Стратегия создания в России технополисов должна быть направлена на научно-технический  прорыв в такие сферы деятельности, которые позволили бы создать два города передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок, а также на создание идей и механизмов сотрудничества между зарождающимся отечественным и международным бизнесом, научными организациями и органами власти. По моему мнению, этими двумя городами могли бы стать Москва и Санкт-Петербург. В Москве сосредоточен самый большой научно-технический потенциал страны и грех не использовать этот важнейший для дальнейшего развития страны фактор.

6. Значение СЭЗ

   Сегодня многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия  в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к  странам, реализующим модель развития национальной экономики, ориентированную  на мировой рынок. Одной из важных составляющих стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения платежного баланса и в конечном счете для развития национальной экономики и ее более тесно интеграции в экономику мировую. Такими зонами (свободными производственно-территориальными) можно было бы объявить площадки крупных, но неперспективных предприятий.

   К 2000 году через все мировые СЭЗ  будет проходить от 10 до 20% международного товарооборота. Все это наглядно свидетельствует о значительном росте вклада СЭЗ в мировой  интеграционный процесс. По характеру  деятельности, функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа СЭЗ: зоны свободной торговли (ЗСТ), экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

   Важно также создать системы заинтересованности региональных властей в развитии промышленности на подведомственной им территории. В практику должны войти региональные программы развития как части целостной программы развития страны.

   Из  зарубежного опыта следуют два  вывода - о значительной роли государства  в осуществлении структурных  преобразований промышленности и длительности периода их проведения. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи, чтобы исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурный преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

   Долгосрочную  стратегию целесообразно развить  на ряд этапов - в виде государственных  программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующе законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств. Программы могут реализовываться и параллельно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Если  подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:

  1. Создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в т.ч. для реализации промышленной политики.
  2. Определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов).
  3. Программа модернизации инфраструктуры, автомобильных и железных дорог.
  4. Целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей).
  5. Реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, определение критериев для включения предприятий в состав транснациональных корпораций).
  6. Законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта деталей и узлов, импорта высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов.
  7. Создание системы поддержки и развития малого предпринимательства.
  8. Формирование целенаправленной региональной экономической политики:
    • создание технополисов;
    • зон высоких технологий (инновационных центров);
    • свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-террториальных, торговых, технопарков, оффшорных зон и др.);
    • организации системы приграничной торговли;
    • внедрение системы самостоятельного формирования местных бюджетов, ответственности регионов за результаты экономического развития, формирование региональных программ развития.
  9. Программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов.
  10. Методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.).
  11. Стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения (пенсионных, медицинских, страховых и др. организаций).

Список  использованной литературы

1. Дугельный  А.П., Комаров В.Ф. Структурные  преобразования промышленного предприятия.  – Новосибирск: Новосиб. гос.  ун-т., 2001.

2. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Кризисное  управление для руководителей  и менеджеров. Р.Хит. - М.: Издательство ЛОРИ, 2004

4. Антикризисное  управление. Учебник/ Е.П Жарковская, Б.Е. Бродский. - 3-е изд., испр. И  доп. - М.: Омега-Л, 2006.

5. Антикризисное  управление: учебное пособие для  студентов ВУЗов. / А.Т. Зуб - М.: Аспект Пресс, 2005.

6. Методология  антикризисного управления: учеб.-практ.  пособие/ Г.Б. Юн. - М.: Дело, 2004.

7. Антикризисное  управление: учебное пособие/ Под  ред. К.В.Балдина. - М.: Гардарики, 2005.  


Информация о работе Антикризисное управление