Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.
Не менее известным является тот факт, что банки – это своего рода «кровеносная система» экономики, тогда как роль «сердца» выполняет Центральный Банк.
Так же, как и сердечно - сосудистая система - наиболее слабое место в организме человека, так и финансово-банковская система реагирует раньше всех и острее всех на болезнь экономики.
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. А в тяжелой форме кризиса - в банкротстве и ликвидации банковских учреждений.
К счастью между благополучием банка и отзывом у него лицензии есть стадия, когда банк еще можно спасти и именно на этой стадии кредитная организация совместно с Банком России применяют меры по финансовому оздоровлению.
В данной работе мне хотелось бы раскрыть сущность финансового оздоровления кредитных организаций, отразить основные причины возникновения затруднений у банков, провести анализ методов и этапов финансового оздоровления , а так же рассказать о перспективах развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-экономические аспекты финансового оздоровления кредитных организаций.
1.1. Понятие, сущность и цели финансового оздоровления кредитных организаций.
1.2. Регулирование процедур финансового оздоровления кредитных организаций.
1.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Глава 2. Анализ мер и этапов финансового оздоровления кредитных организаций.
2.1. Критерии оценки финансового состояния кредитной организации.
2.2. Основания и порядок направления Банком России требования к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению
2.3. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления.
Глава 3. Перспективы развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 75.58 Кб (Скачать документ)

Закон дает определение банкротству  кредитной организации как признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:

 

1) финансовое оздоровление  кредитной организации. Для целей  настоящего Федерального закона  под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона 

2) назначение временной  администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций

3) реорганизация кредитной  организации.

 Указанные меры осуществляются в случаях когда кредитная организация:

- не удовлетворяет неоднократно  на протяжении последних шести  месяцев требования кредиторов (кредитора)  по денежным обязательствам (обязательству)  и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей  в срок до трех дней со  дня наступления даты их исполнения  в связи с отсутствием или  недостаточностью денежных средств  на корреспондентских счетах  кредитной организации;

(в ред. Федерального  закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

- не удовлетворяет требования  кредиторов (кредитора) по денежным  обязательствам (обязательству) и  (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей  в сроки, превышающие три дня  с момента наступления даты  их удовлетворения и (или) даты  их исполнения, в связи с отсутствием  или недостаточностью денежных  средств на корреспондентских  счетах кредитной организации;

(в ред. Федерального  закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

- допускает абсолютное  снижение величины собственных  средств (капитала) по сравнению  с их (его) максимальной величиной,  достигнутой за последние 12 месяцев,  более чем на 20 процентов при  одновременном нарушении одного  из обязательных нормативов, установленных  Банком России;

(в ред. Федерального  закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

- нарушает норматив достаточности  собственных средств (капитала), установленный Банком России;

- нарушает норматив текущей  ликвидности кредитной организации,  установленный Банком России, в  течение последнего месяца более  чем на 10 процентов;

- допускает уменьшение  величины собственных средств  (капитала) по итогам отчетного  месяца ниже размера уставного  капитала, определенного учредительными  документами кредитной организации,  зарегистрированными в порядке,  установленном федеральными законами  и принимаемыми в соответствии  с ними нормативными актами  Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

(абзац введен Федеральным  законом от 19.06.2001 N 86-ФЗ; в ред.  Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

В рамках финансового оздоровления может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными  лицами. Она может быть оказана в следующих формах:

1) размещения денежных  средств на депозите в кредитной  организации со сроком возврата  не менее шести месяцев и  с начислением процентов по  ставке, не превышающей процентной  ставки рефинансирования (учетной  ставки) Банка России;

2) предоставления поручительств  (банковских гарантий) по кредитам  для кредитной организации;

3) предоставления отсрочки  и (или) рассрочки платежа;

4) перевода долга кредитной  организации с согласия ее  кредиторов;

5) отказа от распределения  прибыли кредитной организации  в качестве дивидендов и направления  ее на осуществление мер по  финансовому оздоровлению данной  кредитной организации;

6) дополнительного взноса  в уставный капитал данной  кредитной организации;

7) прощения долга кредитной  организации;

8) новации, а также в  иных формах, способствующих устранению  причин, вызвавших необходимость  принятия мер по финансовому  оздоровлению кредитной организации.

 

Финансовое оздоровление также может быть выражено в изменении  структуры активов и структуры  пассивов кредитной организации.

 

1.Изменение структуры  активов кредитной организации  организации может предусматривать:

1) улучшение качества  ее кредитного портфеля, включая  замену неликвидных активов ликвидными  активами;

2) приведение структуры  активов по срочности в соответствие  со сроками обязательств, обеспечивающее  их исполнение;

3) сокращение расходов  кредитной организации, в том  числе на обслуживание долга  кредитной организации, и расходов  на ее управление;

4) продажу активов, не  приносящих дохода, а также активов,  продажа которых не будет препятствовать  выполнению банковских операций  кредитной организацией;

5) иные меры по изменению  структуры ее активов.

2. Изменение структуры  пассивов кредитной организации  может предусматривать:

1) увеличение собственных  средств (капитала);

2) снижение размера и  (или) удельного веса текущих  и краткосрочных обязательств  в общей структуре пассивов;

3) увеличение удельного  веса среднесрочных и долгосрочных  обязательств в общей структуре  пассивов;

4) иные меры по изменению  структуры ее пассивов.

 

Также в рамках финансового  оздоровления применяется приведение в соответствие размера уставного  капитала кредитной организации  и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а  также изменение организационной  структуры кредитной организации, означающие, например, изменение состава  и численности сотрудников кредитной  организации, сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной  организации

 

    1. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

 

Меры, которые предпринимает  центральный банк, по финансовому оздоровлению кредитных организаций перечислены в федеральном законе

N 40-ФЗ от 25.02.1999 "О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций" (ред. от 28.07.2012) и уже были раскрыты мной в параграфе 1.2.

Мероприятия по финансовому  оздоровлению (санации) могут проводится либо по инициативе руководителя кредитной организации либо по требованию Банка России.

Руководитель кредитной  организации в случае возникновения  обстоятельств, перечисленных выше, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Это ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению.

Органы управления кредитной  организации, которым было направлено ходатайство, должны рассмотреть его и принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента получения и уведомить о принятом решении Банк России.

Если же органы управления (учредители) отказались принять участие  в осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации либо не приняли соответствующего решения в срок, руководитель банка должен обратиться с этим ходатайством в Банк России.

Во втором случае Центральный  банк, в соответствии со статьей 4  Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и статьей 75 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вправе направить  в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому  оздоровлению при наличии оснований  перечисленных выше. Это требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Когда руководитель банка  получает требования от ЦБ РФ, он обязан обратиться в органы управления кредитной  организации (срок 5 дней), с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации.

При получении требования Банка России об осуществлении мер  по финансовому оздоровлению кредитной организации до момента получения разрешения Банка России кредитная организация не может принимать решение о распределении прибыли, выплате (об объявлении) дивидендов. Если меры по финансовому оздоровлению были выполнены, то Банк России направляет кредитной организации разрешение о распределении прибыли, выплате (об объявлении) дивидендов.

Банк России вправе требовать  у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению (представляется в Банк России в срок, им устанавливаемый). Он должен в обязательном порядке содержать:

  • оценку финансового состояния кредитной организации;
  • указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
  • меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
  • меры по получению дополнительных доходов;
  • меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
  • меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
  • срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации. Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.

Если руководитель не предпримет меры по финансовому оздоровлению, то он может быть привлечен к ответственности  в соответствии с федеральными законами.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут  осуществляться следующие меры:

  1. оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  3. изменение организационной структуры кредитной организации;
  4. иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Учредители могут  оказать финансовую помощь следующими способами:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При рассмотрении плана санации, в Банке России анализируется  финансовое состояние (в первую очередь  платежеспособность) учредителей (участников), желающих оказать финансовую помощь, для определения реальности того или иного мероприятия.

Для улучшения  финансового состояния банка  его руководство может так  же прибегнуть к  изменению структуры  активов и структуры пассивов кредитной организации.

Изменение структуры  активов кредитной организации  может предусматривать:

1) улучшение качества  ее кредитного портфеля, включая  замену неликвидных активов ликвидными  активами;

2) приведение структуры  активов по срочности в соответствие  со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций