Дивидендная политика на примере организации ОАО «Аврора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

Содержание

Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики
1.2 Этапы формирования дивидендной политики акционерного общества
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов
Глава 2. Дивидендная политика на примере организации ОАО «Аврора»
2.1 Характеристика ОАО «Аврора»
2.2 Разработка дивидендной политики общества
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Финансов. менед. курс. раб.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

Определенные противоречия могут возникать и среди акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут иметь относительно небогатые акционеры.

Наконец дивидендная политика тесно связана с проблемой» разжижения» права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

 

6. Ограничения рекламно-информационного характера

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.

Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании [2, c. 662-664].
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов

 

Размер выплачиваемых дивидендов зависит от:

      суммы полученной прибыли;

      размера неотложных расходов организации и возможности направления на дивиденды части полученной прибыли с учетом этих расходов;

      доли привилегированных акций организации в общем объеме акций и уровня объявленных по ним выплат;

      размера уставного капитала организации;

      размера обязательного резервного капитала организации.

Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров.

Например, размер дивидендов по обыкновенным акциям рассчитывается по формуле:

 

,

 

где ЧП.Д – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧП – чистая прибыль организации;

ДЧ.П – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

КП.А – номинальная стоимость всех привилегированных акций;

ДП – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в % к номиналу).

Уровень дивидендов по обыкновенным акциям можно рассчитать по формуле:

,

где ДО – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;

КА – номинальная стоимость всех акций в обращении.

Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат:

1. Дата объявления дивиденда. Это дата, когда совет директоров акционерной компании официально объявляет о выплате дивидендов, их размере, датах переписи, регистрации акционеров, имеющих право на получение дивидендов. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе.

Акционерная организация не имеет права принимать решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если:

      не полностью оплачен уставный капитал организации;

      не выкуплены собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;

      на момент выплаты дивидендов у организации имеются признаки банкротства или эти признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов;

      стоимость чистых активов организации меньше суммарной величины ее уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидной стоимости размещенных привилегированный акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.

2. Дата регистрации владельцев акций. Необходимость в такой регистрации определяется тем, что состав акционеров постоянно меняется ввиду обращения акций на рынке ценных бумаг. Дата регистрации обычно начинается за 2 – 4 недели до начала выплаты дивидендов. Начиная с нее, акционер имеет право на получение дивидендов.

3. Дата, когда акция теряет право на дивиденд, т.е. дата, освобождающая акцию от права на получение дивиденда. Право акции на получение дивидендов сохраняется за акцией на срок не позднее, чем за четыре дня до даты регистрации владельцев акций.

4. Дата платежа – дата, когда организация выдает чеки, на основании которых выплачиваются дивиденды.

Согласно российскому законодательству акционерное общество вправе объявлять о выплате дивидендов ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере и форме выплаты по различным типам акций принимается советом директоров; аналогичное решение по годовым дивидендам принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Величина годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной советом директоров и меньше величины промежуточных дивидендов. Отсюда следует, что совет директоров играет решающую роль в определении факта выплаты дивидендов: если промежуточные дивиденды не выплачивались, и совет директоров не рекомендовал объявление годовых дивидендов, то общее собрание акционеров не сможет повлиять на это решение. В случае невыплаты или неполной выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций они получают право голоса на всех последующих собраниях акционеров до момента первой выплаты дивидендов в полном объеме. То же самое имеет место и в том случае, если на собрании обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы владельцев привилегированных акций в части дивидендной политики.

В большинстве стран, в том числе и в России, размер дивиденда объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами) [2, c. 666].

Дивиденд в форме акций – это способ дополнительный пакет акций, распределяемый среди акционеров. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:

1.      акционерная организация находится в неустойчивом финансовом состоянии и испытывает затруднения с денежной наличностью. Чтобы не вызывать недовольства акционеров, организация предлагает им в счет денежных выплат дополнительное количество акций;

2.      акционерная организация успешно развивается. Для сохранения прибыли в качестве инвестиционного ресурса она предлагает акционерам дополнительный пакет акций;

акционерная организация, увеличив количество акций, хочет снизить их рыночную стоимость и тем самым ускорить их реализацию на фондовом рынке [5, c. 161].
Глава 2. Дивидендная политика организации на примере ОАО

«Аврора»

2.1 Характеристика ОАО «Аврора»

 

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Аврора»

Сокращенное наименование: ОАО «Аврора».

ОАО «Аврора» начало работу «12» октября 2006 года.

Высшим органом управления ОАО «Аврора» является общее собрание  акционеров Общества, которое может быть очередным или внеочередным.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – Директором.

ОАО «Аврора» является коммерческой организацией,  в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности ОАО «Аврора» является:

      предоставление услуг по производству продукции общественного питания, ее доставке и организации потребления различными контингентами населения;

      деятельность баров и розничная торговля.

Основной задачей ОАО «Аврора» является предоставление услуг по организации питания в ЗАО «Пансионате «Буревестник».

Исходя из этой задачи ОАО «Аврора» производит продукцию общественного питания с соблюдением и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, производит реализацию собственной продукции в залах питания, а также организует деятельность баров и розничную торговлю.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

На праве собственности Обществу принадлежит имущество, переданное ему участниками Общества в качестве вкладов в уставный капитал ОАО «Аврора», а также имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям.

 

2.2 Разработка дивидендной политики общества

 

Часть нарабатываемой ОАО «Аврора» чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд.

Так, к примеру, в 2009 году, если прибыль после уплаты налога равна 100 млн. руб, а сумма дивидендов — 23 млн. руб, то НР равна 23 % или 0,23.

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР).

Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики компании на примере в сочетании с финансовым прогнозированием на основе следующей структуры аналитического баланса:

Актив за вычетом кредиторской задолженности – 10 млн. руб.

В пассиве – 4 млн. руб. собственных и 6 млн. руб. заемных средств.

Оборот составляет 30 млн. руб. Валовая прибыль (ВП) достигает 1,8 млн. руб. Средний размер процентов за кредит (ПК), уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала – 14%. Условная ставка налогообложения прибыли составляет 1/3.

Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33).

Рассчитаем ключевые показатели.

Экономическая рентабельность равна:

Эффект финансового рычага

 

 

Таким образом, компания при внутренних темпах роста 10,8% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. руб. до 4,43 млн. руб. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 6,65 млн. руб.:

 

 

Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам) до 11,08 млн. дол. (6,65 млн. руб. + 4,43 млн. руб.). Это плюс 10,8% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн. руб. То есть, сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста – на столько процентов можем увеличить и актив!

Поэтому первый вывод: при неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива.

Далее, если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн. руб. принесет 33,24 млн. руб. оборота. Опять плюс 10,8%!

Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.

Сделанные выводы открывают прямой и короткий путь к овладению одним из главных методов финансового прогнозирования – методом формулы. В прогностических вариантных расчетах по этому способу начинают, как правило, с постановки цели: добиться такого-то увеличения оборота.

Итак, компания ставит цель: добиться 20%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо, и какой может оказаться норма распределения?

Уже подсчитано, что без структурных изменений, «свом ходом» обеспечивается рост оборота на 10,8%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36 млн. руб.

Под него при коэффициенте трансформации, равном 3, надо 12 млн. руб. актива (у нас пока 11,08 млн. руб.) и столько же пассива (см. рис. 2.2).

 

 

Рис. 2.2.

 

 

 

 

Попробуем использовать компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн. руб. и одновременно заимствуем 0,46 млн. руб.

 

Тогда ЗС : СС = (6,65 млн. руб. + 0,46 млн. руб.) :

:(4,43 млн. руб. + 0,46 млн. руб.) = 1,5.

 

Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упрощенное решение.

Зачастую не только можно, но и должно произвести структурные изменения:

      если удастся улучшить коэффициент трансформации (например, нарастить выручку и сэкономить на управленческих и др. расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% актив ради 20%-ного увеличения оборота;

      благодаря этому, возможно, удастся отыграть сколько-нибудь процентных пунктов коммерческой маржи (скажем, получить семь процентов вместо шести процентов);

Информация о работе Дивидендная политика на примере организации ОАО «Аврора»