Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта.

Содержание

Введение 3
Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия 4
Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия 9
Методики и порядок дивидендных выплат 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)
  • по обыкновенным акциям - чистая прибыль общества, включая накопленную (в последней редакции Закона об акционерных обществах было отменено уточнение, что для выплат по обыкновенным акциям может быть использована только чистая прибыль за текущий год);
  • по привилегированным акциям - чистая прибыль, а также специально формируемые для этого фонды. Использование резервного фонда на эти цели запрещено.

В соответствии с российским законодательством акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды в случаях, если:

  • не полностью оплачен уставный капитал компании;
  • компания не расплатилась за собственные акции, по которым наступил срок их обязательного выкупа;
  • к моменту наступления срока выплаты дивидендов финансовое состояние компании отвечает законодательно определенным формальным признакам несостоятельности (банкротства) либо станет соответствовать этим признакам в случае выплаты дивидендов;
  • стоимость чистых активов компании меньше суммарной величины уставного капитала, резервного фонда и разницы (превышения) между номинальной и ликвидационной (определенной в уставе) стоимостью привилегированных акций либо станет меньше этой величины в случае выплаты дивидендов.

Акционерное общество вправе принимать решение о выплате  дивидендов по размещенным акциям по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев и в целом финансового года. Положение о дивидендной политике, самостоятельно разрабатываемое акционерным обществом на основе действующего законодательства, должно определять периодичность выплат, методику начисления дивидендов, определение круга акционеров, имеющих право на дивиденды, условия, формы и очередность выплат, источники финансирования дивидендов.

Решение о выплате дивидендов по результатам I квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Если выплачен промежуточный дивиденд, то окончательный (годовой) дивиденд учитывает выплаты промежуточного. При этом годовой дивиденд не может быть меньше суммы выплаченных промежуточных дивидендов.

Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. При этом размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованных советом директоров и меньше выплаченных промежуточных. Если дивиденд объявлен общим собранием, то его выплата является обязательной. При выплате промежуточных дивидендов решение о выплате данного объема дивидендов принимается на основании сведении о финансовом состоянии акционерного общества, его инвестиционных потребностях. В случае изменения финансового состояния предприятия к концу года может оказаться, что излишне выплаченные дивиденды было бы лучше направить на инвестиции, однако акционерная компания обязана выплатить объявленные дивиденды. Общество вправе принимать решение о невыплате дивидендов по акциям определенных категорий, а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25%.

Процедура выплаты дивидендов, определенная Законом об акционерных обществах, практически не отличается от схемы, принятой в практике большинства стран. Ее соблюдение является обязательным для всех акционерных обществ.

Процедура выплаты дивидендов осуществляется в четыре этапа:

1) дата объявления дивидендов;

2) экс-дивидендная дата;

3) дата переписи акционеров;

4) дата выплаты дивидендов.

Дата объявления дивидендов - это день, когда принимается  решение о выплате дивидендов, их размере, дате переписи акционеров и дате выплаты дивидендов. Решение  о выплате годовых дивидендов принимается общим собранием  акционеров по рекомендации совета директоров. Размер годовых дивидендов не может  быть больше рекомендованной советом  директоров величины и не может быть меньше величины промежуточных дивидендов. Совет директоров также может  принять решение о выплате  промежуточных дивидендов, их размере, форме выдачи по различным типам  акций. Как правило, информация о размере и порядке выплаты дивидендов публикуется в средствах массовой информации.

Экс-дивидендная дата - это  дата, после которой приобретенные  ценные бумаги не имеют права на получение дивидендов за предыдущий период. Экс-дивидендная дата назначается  обычно за четыре деловых дня до даты переписи акционеров.

Дата переписи акционеров - это день регистрации акционеров, которые имеют право на получение  объявленных дивидендов. Как правило, она назначается за 2-4 недели до даты выплаты дивидендов.

Дата выплаты дивидендов - это день, в который производится рассылка чеков, платежных поручений  или почтовых переводов акционерам. По неполученным в срок дивидендам проценты акционерным обществом  не начисляются.

Четвертый этап формирования дивидендной политики – оценка эффективности  проводимой дивидендной политики.

Для оценки эффективности  проводимой компанией дивидендной  политики используется множество показателей. Основными из которых являются:

Коэффициент дивидендного выхода. Порядок расчета этого показателя приведен при изложении методики постоянного процентного распределения прибыли. Коэффициент дивидендного выхода показывает, какая часть чистой прибыли компании направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям.

Показатель дивидендного дохода (ДД), рассчитываемый как отношение суммы дивиденда, выплаченного на одну обыкновенную акцию, к рыночной цене одной акции, рассчитывается по формуле

ДД = Да : Ца,

где Да - сумма дивиденда, выплаченного на одну обыкновенную акцию;

Ца - цена одной акции.

Показатель дивидендного дохода является мерой текущего дохода, т. е. дохода акционера без учета прироста стоимости капитала компании. Повышение дивидендного дохода может быть вызвано не только увеличением дивидендных выплат на акцию, но и снижением рыночной цены акции.

Коэффициент соотношения  цены и дохода по акции (Кц:д). Это коэффициент, обратный показателю дивидендного дохода. Он рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции к сумме дивидендов, выплаченных на одну акцию:

Кц:д = Ца : Да.

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц необходимо вложить акционеру в акции  компании для получения одной  денежной единицы дохода.

Коэффициент соотношения  рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию (Кц:п), рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции к прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию:

Кц:п = Ца : Па,

где Па - прибыль, приходящаяся на одну обыкновенную акцию.

Этот коэффициент показывает цену, которую инвесторы готовы платить за единицу дохода данной компании.

Уровень дивидендных  выплат на одну обыкновенную акцию (Удв) определяется как отношение разницы между общей суммой фонда дивидендных выплат и суммой фонда дивидендных выплат по привилегированным акциям к количеству обыкновенных акций, эмитированных акционерным обществом:

Удв = (Фдв - Дп) : К,

где Фдв - сумма фонда дивидендных выплат;

Дп - сумма фонда дивидендных выплат по привилегированным акциям;

К - количество обыкновенных акций, эмитированных акционерным обществом.

В большинстве стран размер дивиденда объявляется без учета  налога. Взимание налога на доходы по ценным бумагам в соответствии с российским законодательством происходит у источника получения дохода. Следовательно, при выплате акционерам дивидендов часть их удерживается компанией и перечисляется государству в виде налога на доходы по ценным бумагам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате выполненной  работы можно сделать следующие  выводы:

  1. Дивидендом является доход на вложенный участниками капитал при любой форме долевого финансирования. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства.
  2. Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.
  3. Практика разработки дивидендной политики предприятий базируется на следующих основных теориях дивидендной политики:

Иррелевантность дивидендов – согласно данной теории акционерам безразлично, в какой форме будет осуществляться распределение чистой прибыли: в форме дивидендов или дохода от прироста стоимости капитала. А также при определенных идеальных условиях дивидендная политика не влияет на стоимость компании.

Теория существенности дивидендной  политики – согласно данной теории дивидендная политика существенно  влияет на прирост капитала. Поэтому  инвесторы отдадут предпочтение менее рискованным текущим дивидендным  выплатам по сравнению с потенциально возможным приростом капитала в  будущем.

Теория налоговой дифференциации – согласно данной теории на выбор  дивидендной политики влияет действующая  практика налогообложения доходов  акционеров. При наличии налоговых преференций в области инвестирования капитала акционеры могут предпочитать выплате дивидендов капитализацию прибыли.

Сигнальная теория дивидендов построена на том, что выплата  высоких дивидендов сигнализирует  о том, что компания находится  на подъеме и ожидает рост прибыли  в предстоящем периоде.

Теория клиентуры предполагает, что компания должна осуществлять такую  дивидендную политику, которая соответствует  ожиданиям большинства акционеров.

  1. При разработке и проведении дивидендной политики компания должна учесть множество различных факторов. Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:
  • правовое регулирование дивидендных выплат;
  • обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;
  • поддержание достаточного уровня ликвидности компании;
  • сопоставление стоимости  собственного  и привлеченного капитала;
  • соблюдение интересов акционеров;
  • информационное  значение   дивидендных  выплат.

Таким образом, дивидендная  политика призвана решать, как прибыль  компании будет распределена между  выплатами акционерам и нераспределенной прибылью. Финансовый управляющий должен принять решение вывести прибыль корпорации из-под контроля или реинвестировать ее внутри самой компании, когда это более выгодно.

Дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и  финансовых средств, ликвидность, структуру капитала, цену акций и цену компании. Поэтому финансовый управляющий,  принимая решение, берет на себя большую ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент: учебник. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
  2. Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанов А.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.
  3. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 284 с.
  4. Стоянов Е.С. финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Перспектива», 2009. – 656с.
  5. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 236 с.
  6. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учебник. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 480 с.

 


Информация о работе Дивидендная политика предприятия