Дивидентная политика в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 20:11, реферат

Описание

Формирование и реализация политики предприятия в области выплаты дивидендов является одним из важных заданий финансового менеджмента. Главной задачей финансовой политики предприятия является распределение чистой прибыли на фонд потребления и фонд развития, т.к. пропорции этого распределения определяют возможности самофинансирования субъекта хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

див .doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

К позитивным чертам данной дивидендной политики следует  отнести ее простоту и понятность при употреблении. Еще одним превосходством считают прозрачность механизма  начисления. Акционеры корпорации, которая использует эту дивидендную политику, понимают, что величина их персональных дивидендных доходов зависит не от непостоянных (а иногда и произвольных) решений менеджмента компании, а от объективных финансовых характеристик корпорации, прежде всего, величины полученной в данном учетном периоде чистой прибыли. Учитывая, что чистая прибыль корпорации преимущественно имеет тенденцию к росту со временем, акционеры часто ожидают и роста дивидендных выплат в расчете на одну акцию. 

Одним их важных моментов данной дивидендной политики, который определяет ее специфику, является наличие сезонных аномалий в прибылях корпораций в зависимости от специфики их операционной деятельности. Это связано, прежде всего, с сезонностью их продаж. Чистая прибыль и сумма, предназначенная для дивидендных выплат, становятся тесно взаимосвязанными величинами с продажами компании, то есть, они преимущественно колеблются в соответствии с сезонностью продаж. Как результат, сезонные аномалии продаж отображаются в сезонных аномалиях дивидендов в случае политики выделения на дивиденды фиксированного процента из прибыли. 

6. Прогрессивная дивидендная  политика 

Прогрессивная политика является одной из наиболее популярных среди акционеров. Прежде всего, это потому, что она предусматривает  постепенное постоянное увеличение дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Очень часто это постепенное увеличение дивидендов выражается постоянным темпом прироста дивидендных выплат. Практика стран с развитыми рыночными экономическими системами показывает, что большинство акционерных корпораций совершают поквартальную выплату дивидендов. По причинам, приведенным выше, квартальные дивидендные выплаты отображают сезонные аномалии продаж корпорации. Итак, для внедрения прогрессивной дивидендной политики следует обеспечивать прирост по отношению к дивидендным выплатам аналогичного квартала предыдущего года. Итак, если акционерная компания придерживается прогрессивной дивидендной политики, то, прежде всего, в процессе определения величины текущих дивидендных выплат следует:

установить величину дивидендных выплат на одну акцию в аналогичном квартале предыдущего года;

принять решение  о темпе прироста текущих дивидендных  выплат по сравнению с аналогичным  кварталом прошлого года;

на основе установленного темпа прироста определить текущие  дивидендные выплаты на одну акцию;

определить, какая  сумма денег необходима для обеспечения  данных текущих дивидендных выплат, для этого необходимо текущие  дивидендные выплаты на одну акцию  умножить на количество обычных акций  в обращении;

установить, какой  процент чистой прибыли составляет сумма, необходимая для обеспечения текущих дивидендных выплат;

решить окончательно, может ли акционерная корпорация выделить эту часть прибыли на дивидендные выплаты. 

В случае, если данная часть чистой прибыли может быть выделена на дивидендные выплаты, то приступают к реализации дивидендной политики, а если нет, то уменьшают темп прироста текущих дивидендных выплат и повторяют приведенную выше последовательность действий или даже отказываются от прогрессивной дивидендной политики. 

7. Регрессивная дивидендная  политика 

Регрессивная  дивидендная политика фактически представляет собой антипод прогрессивной  дивидендной политики, поскольку  предусматривает постепенное и  постоянное уменьшение дивидендных  выплат, что эквивалентно их приросту с отрицательным темпом. Это наименее популярный вид дивидендной политики среди акционеров. Применение данной политики часто приводит к тому, что акционеры решают продать акции данной корпорации. Если прогрессивная дивидендная политика часто приводит к росту курса акций, то регрессивная к падению. Тем не менее, акционерные общества часто бывают вынуждены использовать данную дивидендную политику в силу объективных обстоятельств. Рост конкуренции часто приводит к уменьшению величины чистой прибыли. В начале рыночных преобразований в Украине некоторые отечественные акционерные общества получали значительные анормальные прибыли, вызванные низким уровнем конкуренции и неэффективностью отечественного рынка. В те времена они устанавливали неоправданно большие дивидендные выплаты по своим акциям. Со временем уровень конкуренции существенно повлиял на прибыль таких компаний, однако, задав значительный темп высоких дивидендных выплат, теперь эти акционерные общества вынуждены употреблять непопулярную регрессивную дивидендную политику. 

8. Политика неденежных  выплат 

Иногда ввиду  отсутствия необходимых финансовых ресурсов акционерные корпорации используют политику неденежных дивидендных выплат. В этом случае вместо прямых денежных дивидендных выплат употребляют, как правило, ближайшие денежные субституты. Заслуживает внимания политика выплаты дивидендов в виде выпуска новых ценных бумаг, например, акций или облигаций. Поскольку сами ценные бумаги владеют целым спектром специфических финансовых характеристик, то политика неденежных выплат может далеко выходить за рамки данного исследования и привести к объяснению характеристик ценных бумаг вообще. 

9. Политика накопившихся  кумулятивных дивидендов 

Иногда не желая  применять политику неденежных выплат и не имея достаточных финансовых ресурсов для денежных дивидендных выплат, корпорация решает использовать политику накопившихся денежных дивидендов. В этом случае дивиденды объявляются, но их выплаты отсрочивается до лучших времен. 

Практика и  теория реализации дивидендной политики знают много примеров реализации дивидендных выплат в соответствии с обозначенными выше политиками или даже в соответствии с некоторыми специфическими обстоятельствами, в которых находится данная корпорация. Ученые делают попытки расклассифицировать теоретические принципы, согласно с которыми применяется на практике та или иная дивидендная политика. Так, в соответствии с классификацией, приведенной И.О.Бланком, теории, которые пробуют объяснить как «правильно» применять дивидендную политику, выдвигают гипотезы касательно поведения инвесторов в зависимости от дивидендной политики. Это, прежде всего, теории: про независимость дивидендов, про предпочтение дивидендов, про минимизацию дивидендов, сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования), теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория клиентуры).

Как видим, среди  множества приведенных выше часто  противоречивых, ни одна теория не может  окончательно и исчерпывающе объяснить  как «правильно» использовать каждый вид дивидендной политики. По мнению автора, абсолютный ответ находится в области практического применения дивидендной политики украинскими корпорациями. 

4.Форма выплаты дивидендов 

По форме выплаты  дивиденды можно классифицировать на два вида: 

— дивиденды, выплачиваемые денежными средствами. Они наиболее распространены в практике и выплачиваются на каждую акцию в сумме, обусловленной самим акционерным обществом в зависимости от полученной прибыли; 

— дивиденды, выплачиваемые  в форме акций этого акционерного общества. В этом случае на общем собрании принимается решение о выплате дивидендов, прибыль направляется в фонд дивидендов и осуществляется начисление надлежащей суммы каждому акционеру, имеющему право на получение дивидендов. В случае, если акционеры персонально заявляют, что желают получить дивиденды акциями, то начисленные им средства перечисляются на счет акционерного капитала, принимается решение об увеличении уставного фонда, осуществляется выпуск акций на эту сумму и акционерам выдается соответствующее количество акций реинвестицией дивидендов нового выпуска.

Других форм выплаты дивидендов (например, продукцией предприятия) не существует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Володин А.А.  Управление финансами (Финансы  предприятий): Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 504 с. 

2. Данилюк М.О., Фінансовий менеджмент: Навчальний  посібник./ М.О. Данилюк, В.І. Савич  – К.: Центр навчальної літератури, 2004 – 204с. 

3. Билык М.Д. Финансовый анализ / М.Д. Билык– К.: КНЕУ, 2005. – 592с.

4. Бланк И.А. Финансовая стратегия / И.А. Бланк - К.:  Ника, 2006. - 546с.

Информация о работе Дивидентная политика в Украине