Финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Цель – исследование финансового анализа на примере ОАО «Севрыба».
Задачи:
1. Раскрыть содержание и значение финансового анализа.
2. Описать методику финансового анализа.
3. Провести финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба»).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и значение финансового анализа 5
1.1. Цель и задачи финансового анализа 5
1.2. Роль финансового анализа в принятии управленческих решений 7
1.3. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа 11
Глава 2. Методика финансового анализа 14
2.1. Классификация методов финансового анализа 14
2.2. Характеристика аналитических процедур 16
2.3. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса 19
2.4. Виды анализа баланса предприятия 23
2.4. Финансовая устойчивость и диагностика возможного банкротства организации 24
Глава 3. Финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба») 28
3.1. Общая характеристика предприятия 28
3.2. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ОАО «Севрыба» 30
3.3. Сравнительный аналитический баланс ОАО «Севрыба» 34
3.4. Анализ финансовой устойчивости ОАО «Севрыба» 36
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 45

Работа состоит из  1 файл

Финансовый_анализ.doc

— 538.00 Кб (Скачать документ)

Мурманский  Институт Экономики и Права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По предмету: «Комплексный экономический анализ» 
 
 
 
 

На тему: «Финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба»)» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил:   студен 4 курса БУДО

Москаленко  Виталина Викторовна  
 

                                                                              

Проверил: профессор, д.э.н.,

Академик  МАРЭ

Щебарова  Наталья Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск 

2005

 

Содержание

 

Введение

 

     Сущность  финансового анализа заключается  в определении небольшого числа  ключевых (наиболее информативных показателей), отражающих состояние его финансовых ресурсов, средств в активах и источников их финансирования в пассивах, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, прибылей и убытков, возможности дальнейшего развития или наоборот прогнозирование сворачивания производственной деятельности и т.п.

     Выбранная тема актуальна, так как с помощью анализа финансового состояния вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства и разрабатываются мероприятия по их использованию.

     Данную  тему исследует большое количество авторов. Это такие фамилии как В. В. Бочаров, М. В. Романовский, И. Т. Балабанов, Д. К. Варн Хорн и др. Они в своих пособиях очень детально раскрывают эту проблему.

     Анализом  финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так  же учредители, инвесторы с целью  изучения эффективного использования  ресурсов. Банки для оценки условий  предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей , налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются во- первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.  

     Также важнейшую роль играет финансовый анализ при оценке инвестиционной привлекательности  предприятия, когда возникает необходимость  решить вопрос о целесообразности и  экономической эффективности бизнес- плана или предлагаемого инвестиционного проекта. При этом наряду с обычными приемами финансового анализа в этих случаях можно выделить два ключевых аспекта. Во-первых, оценка текущего состояния финансово- хозяйственной деятельности предприятия и его динамики за последние 2-3 года использует ее потенциальными инвесторами при принятии решений об участии в финансировании предприятия. Во-вторых, такая же оценка, осуществляется самим предприятием для выявления слабых сторон, обуславливающих недостаточную привлекательность для инвесторов или повышенный риск для кредиторов. Результаты этого анализа и оценки могут и должны использоваться руководством предприятия для выработки производственной и финансовой стратегии, позволяющей в максимально короткие сроки улучшить финансово- хозяйственное состояние.

     Предмет – методика определения финансового анализа предприятия.

     Объект - предприятие как единое целое на примере ОАО «Севрыба».

     Цель  –  исследование финансового анализа на примере ОАО «Севрыба».

     Задачи:

     1. Раскрыть содержание и значение финансового анализа.

     2. Описать методику финансового анализа.

     3. Провести финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба»).

 

Оценка  эффективности хозяйственной деятельности

Эффективность деятельности предприятия может  исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как единое целое.

Оценка общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей эффективности.

Основными задачами оценки эффективности являются:

• оценка хозяйственной  ситуации;

• выявление  факторов и причин достигнутого состояния;

• подготовка и  обоснование принимаемых управленческих решений;

• выявление  и мобилизация резервов повышения  эффективности хозяйственной деятельности.

Результаты оценки эффективности способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации – субъектов оценки – о состоянии интересующих их объектов. Цели субъектов оценки могут быть самыми различными, но все они сходятся в главном – это получение небольшого числа ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития.

Субъектами оценки эффективности выступают внешние  и внутренние пользователи информации, как непосредственно так и косвенно заинтересованные в деятельности предприятия. К первым относятся собственники средств предприятия. Заимодавцы (банки и прочие), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал и руководство предприятия. Каждый субъект оценки изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам, кредиторам и поставщикам – выгодность помещения в предприятия своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные хозучета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей информации – это  субъекты оценки, которые хотя непосредственно  и не заинтересованы деятельностью предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

1.2.3 Взаимосвязь  факторов, источников и конечных  результатов эффективности хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. (рис. 1)

В основе всех экономических  показателей хозяйственной деятельности предприятия лежит технико-организационный  уровень производства (блок 1), т.е. качество продукции используемой техники, прогрессивность технологических процессов, техническая и энергетическая вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность, уровень организации производства и управления.

Техническая сторона  производства непосредственно не является предметом экономического анализа. Но экономические показатели изучаются  в тесном взаимодействии с техникой и технологией производства, его организацией и экономический анализ в этом случае приобретает характер технико-экономического анализа.

На уровень  экономических показателей значительное влияние оказывают природные  условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности. Степень использования природных ресурсов во многом зависит от состояния техники и организации производства и изучается наряду с показателями технико-организационного уровня производства.

Рисунок 1. Формирование обобщающих показателей хозяйственной  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Условные обозначения:

F – основные  производственные средства (фонда);

N – продукция;

- фондоотдача  (N/F); 1l

А – амортизация;

- материалоотдача  (N/М); 2l

R – производственный  персонал;

- производительность  труда (N/R); 3l

U – оплата  труда персонала;

S – себестоимость  продукции;

К – авансированный капитал;

Р – прибыль;

Е – оборотные  средства;

С – источники  формирования оборотных средств.

Экономические показатели характеризуют не только технические, организационные природные  условия производства, но и социальные условия жизни производственных коллективов, внешнеэкономические  связи предприятия – состояние  рынков финансирования, купли и продажи. От всех этих условий производства (технико-организационного уровня, природных условий, условий социального развития производственного коллектива и внешнеэкономических условий) зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3), и самого живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов в свою очередь проявляется в  трех измерениях:

1) в объеме  и качестве произведенной и  реализованной продукции (блок 5) причем, чем выше качество изделия,  тем, как правило больше объем продукции, выраженной в отпускных ценах,

2) величине потребления  или затрат ресурсов на производство (блок 6), т.е. себестоимости продукции;

3) в величине  примененных ресурсов (блок 7), т.е.  авансированных для хозяйственной  деятельности основных оборотных средств.

Сопоставление показателей объема продукции и  себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельность продукции (блок 8), также затраты на 1 грн. продукцию. Сопоставление объема продукции  и величины авансированных основных оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала (блок 9), т.е. фондоотдачу основных производственных функций и оборачиваемость оборотных средств. Полученные показатели в свою очередь в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Уровень общей рентабельности в числителе формулы отражает не только прибыль от реализации продукции, но и другие финансовые результаты.

От выполнения плана по прибыли и в целом  финансового плана, с одной стороны  и от оборачиваемости оборотных средств – с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия (блок 11). Такова общая принципиальная схема формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия. Обобщающие показатели каждого блока называют синтетическими. Например, объем реализованной продукции синтетический показатель для блока 5, полная себестоимость этой продукции – для блока 6. Синтетический показатель одного блока, являющейся выходом для этого блока подсистемы, для другого, соподчиненного с ним, будет играть роль входа, иначе говоря посредством этих обобщающих показателей осуществляется связь между отдельными блоками в системе экономического анализа. Каждый блок как относительно обособленная система входит в систему аналитических показателей, из которых складываются эти обобщающие показатели.

Обобщающий показатель складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель надо различать факторы первого, второго, ... , n-порядка. Различия понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя и наоборот.

Информация о работе Финансовый анализ предприятия (на примере ОАО «Севрыба")