Государственные инновационные политики в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:57, реферат

Описание

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Не следует  упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д. 

Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует  отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычитаемых из налоговых платежей. 

Особенностью  Государственной инновационной  политики США также является низкая «ведомственная» концентрации решений  по выработке и реализации инновационных  проектов. 

В целях развития инновационной  деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР", а еще ранее, в 1980 г., был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О  технологических  нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

создания для  их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;

оказание содействия в обмене научным  и  техническим  персоналом между университетами, промышленностью  и федеральными лабораториями;

поощрение частных  лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. 

В США отработан  механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Финансирование  всех разработок и нововведений в  США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35% — из федерального бюджета (около 200 млрд дол. США); 60 — за счет собственных средств производственных компаний; 5% — из средств правительств штатов, органов местного самоуправления, колледжей, университетов и частных фондов. Значительную часть фундаментальных исследований в США осуществляют университеты. Преимущественная часть данных разработок финансируется федеральным правительством через систему фантов. Исполнительная власть в США является проводником национальной политики в сфере инно­вационной деятельности. При этом федеральное правительство не имеет централизованного органа управления научными разработками и данную деятельность осуществляет через небольшое число агентств и компаний. Коммерциализацию результатов НИОКР регулируют более 20 законов и указов президента США, обеспечивающих баланс интересов частных компаний — потребителей НИОКР, университетов и государства как основного инвестора НИОКР.

Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше 5 млрд дол. из государственных средств и 935 млн дол. — из средств частного сектора. К основным формам поддержки относятся:

•   специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

•   займы  полинии государственной поддержки  инноваций;

•    государственные  финансовые вложения;

•   создание разветвленной сети венчурных фондов;

•   финансирование из средств частного сектора и др. 

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский  научный фонд (курирует фундаментальные  исследования);

Американский  научный совет (курирует промышленность и университеты);

НАСА;

Национальное бюро стандартов;

Министерство  обороны;

Национальный  центр промышленных исследований;

Национальная  академия наук;

Национальная  техническая академия;

Американская  ассоциация содействия развитию науки. 

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов — формирование государственной  инновационной инфраструктуры. Государство  может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций и само выступает его агентом. 

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. 

Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных  проектов. 

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет. 

Заключение

Исходя из всего, что было сказано в работе, можно  сделать вывод о том, какой  должна быть антикризисная инновационная  политика государства (на примере – США). Для проведения эффективной политики необходимы:

активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.

создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).

разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)

формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;

выпуск специальных  изданий, регулярно публикующих  информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

Во многих странах  все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

1)ориентирование и поддержка научных исследований;

2регулирование     направлений     научно-технического развития;

3)защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

4)совершенствование системы стимулирования НТП;

5)содействие процессам обращения информации;

6)совершенствование  системы  организации   передачи технологий;

7)лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

8)косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);

9)разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

10)   развитие  методов управления научно-техническим развитием;

11) расширение  масштабов международного разделения  труда и сотрудничества;

12) прямая государственная  помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);

13)   изучение  закономерностей инновационного  процесса;

14) дальнейшее развитие и совершенствование интенсифицирующих методов. 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001;
  2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000;
  3. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2002;
  4. Коротков Э.М. «Антикризисное управление». - М., 2000
  5. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001.
  6. Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 2003
  7. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э., 2004, №1. стр.4-12.

Информация о работе Государственные инновационные политики в США