Использование модели Дюпона для планирования основных финансовых пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание

Планирование – одна из важнейших функций любого менеджмента, в том числе и финансового. Существует множество методик планирования. Одна из них предполагает использование модели компании Дюпон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………...- 3 -
1 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…...- 5 -
1.1 Цели, задачи, необходимость финансового планирования………… - 5 -
1.2 Краткосрочное финансовое планирование…………………………..- 9 -
1.3 Долгосрочное финансовое планирование…………………………...- 14 -
2 СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ….- 16 -
2.1 Базовая модель компании Дюпон……………………………………- 16 -
2.2 Трехфакторная модель компании Дюпон…………………………...- 22 -
2.3 Расширенная модель компании Дюпон……………………………...- 25 -
2.4 Применение модели компании Дюпон для прогнозирования рыночной капитализации компании………………………………………………………- 29 -
3 ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПАНИИ ДЮПОН ДЛЯ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОПОРЦИЙ ОАО ОАО «МАСЛОБАЗЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙАЛЬФА-БАНКА»….- 32 -
3.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….- 32 -
3.2 Анализ отчетности предприятия с использованием модели компании Дюпон……………………………………………………………………………- 34 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..- 42 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...- 44 -

Работа состоит из  1 файл

Использование модели Дюпона для планирования основных финансовых пропорций.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

федеральное агентство по образованию российской федерации

российский государственный университет им. канта

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Использование модели Дюпона для планирования основных финансовых пропорций»
(по дисциплине «Финансовый менеджмент»)

 

             

 

 

 

 

Студентки 4 курса
экономического факультета
5 группы очной формы
специальности «финансы и   
кредит» Кикоть Н. В.

Научный руководитель: к. э. н., доц. Лытнев Олег Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2007 г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………...- 3 -

1 Сущность и методы финансового планирования…...- 5 -

1.1 Цели, задачи, необходимость финансового планирования………… - 5 -

1.2  Краткосрочное финансовое планирование…………………………..- 9 -

1.3 Долгосрочное финансовое планирование…………………………...- 14 -

2 Способы моделирования основных показателей….- 16 -

2.1 Базовая модель компании Дюпон……………………………………- 16 -

2.2 Трехфакторная модель компании Дюпон…………………………...- 22 -

2.3 Расширенная модель компании Дюпон……………………………...- 25 -

2.4 Применение модели компании Дюпон для прогнозирования рыночной капитализации компании………………………………………………………- 29 -

3 применение Модели компании дюпон для анализа основных финансовых пропорций ОАО оао «маслобазы калининградскойАльфа-Банка»….- 32 -

3.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….- 32 -

3.2 Анализ отчетности предприятия с использованием модели компании Дюпон……………………………………………………………………………- 34 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..- 42 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...- 44 -


ВВЕДЕНИЕ

Планирование – одна из важнейших функций любого менеджмента, в том числе и финансового. Существует множество методик планирования. Одна из них предполагает использование модели компании Дюпон.

Данная модель рассчитана, в первую очередь, на инвесторов, а не на профессиональных финансовых менеджеров. Но и такие модели, несомненно, нужны для финансового менеджмента. Модель компании Дюпон хороша своею наглядностью, что помогает финансовым менеджерам достаточно доступно обосновать свои решения перед инвесторами. Эта модель многовариантна и затрагивает весьма разнообразные показатели. Самые главные из них – показатели рентабельности – важнейшие показатели для инвесторов. И модель позволяет достаточно подробно отследить, какие факторы и как сказываются на рентабельности. Она очень проста в применении и для ее использования необходимы достаточно доступные показатели – основные показатели баланса. Которые, кстати, при составлении плана непременно прогнозируются. Поэтому модель компании Дюпон особенно удобна и полезна для планирования.

Еще один из несомненных плюсов модели компании Дюпон состоит в том, что эта модель увязывает коэффициенты, рассчитываемые на основе бухгалтерского баланса и тех, что считаются на основе отчета о прибылях и убытках.

Все вышесказанное доказывает, что модель компании Дюпон очень важна и полезна для финансового менеджмента. Поэтому автор в данной работе подробно изучит данную модель. А в конце, дабы продемонстрировать, как данная модель работает, использует ее для планирования основных финансовых пропорций ОАО «Альфа-Банка».

Теперь о работе. Данная работа содержит 3 главы: первая, «Сущность и методы финансового планирования», вторая, «Способы моделирования основных показателей» и третья, «Применение модели компании Дюпон для планирования основных финансовых пропорций ОАО «Альфа-Банка».

Первая глава рассматривает финансовое планирование, его сущность, функции, виды и методы. Вторая глава знакомит с достаточно большим разнообразием вариантов модели компании Дюпон, особенностями их применения, плюсами и минусами. Третья глава – практическая. В ней дается краткая характеристика ОАО «Альфа-Банка» а также проведен анализ отчетности этого банка посредством модели компании Дюпон за пять лет и на основе этого анализа даны рекомендации по изменению финансовых пропорций банка для повышения его привлекательности для инвесторов.

В первой главе три пункта: 1.1 «Цели, задачи, необходимость финансового планирования», 1.2 «Краткосрочное финансовое планирование» и 1.3 «Долгосрочное финансовое планирование». Во второй главе четыре пункта: 2.1 «Базовая модель компании Дюпон», 2.2 «Трехфакторная модель компании Дюпон», 2.3 «Расширенная модель компании Дюпон» и 2.4 «Применение модели компании Дюпон для прогнозирования рыночной капитализации компании». В третьей главе содержатся два пункта: 3.1 «Краткая характеристика предприятия» и 3.2 «Анализ отчетности предприятия с использованием модели компании Дюпон». Также работа содержит один рисунок (схему), 6 таблиц и 12 формул. Общий объем работы – 45 листов.


1 Сущность и методы финансового планирования

1.1 Цели, задачи, необходимость финансового планирования

Управлять – значит предвидеть. Система управления любым объектом должна осуществлять в качестве одной из важнейших функций планирования. И управление финансами, столь тесно интегрированное в общую систему управления организацией, – не исключение. Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. [18]

Однако, несмотря на это, финансовое планирование имеет свойственные лишь ему свойства и методы. Во-первых, объект финансового планирования – финансовые ресурсы (фонды). И их непрерывный кругооборот целиком и полностью определяет степень благополучия предприятия. [18]

Другим важнейшим объектом финансового планирования являются денеж-ные потоки. Они обеспечивают капиталу уровень ликвидности – свойство, без которого последний попросту становится малополезным. Ведь ликвидность – способность капитала быстро превратиться в такие активы, использование кото-рых в будущем приведет организацию к получению максимальной выгоды. [8]

Именно специфика этих своеобразных объектов – финансовых ресурсов и денежных потоков – определяет основные  свойства и методы финансового планирования. Причем методы долгосрочного и краткосрочного планирования различны.

Финансовое планирование необходимо, чтобы:

      Понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

      Знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

      Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

      Предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению. [18]

Главные этапы финансового планирования:

      Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

      прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

      обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

      оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане. [18]

Существуют следующие виды планов:

      Стратегические планы планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

      Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего плани-рования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источ-никами их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

      Оперативные планы это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Известны три основных условия, от которых зависит эффективность финансового планирования:

     Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

     Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

     Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Главные принципы финансового планирования:

      Принцип соответствия гласит: срок, на который предприятие берет те или иные финансовые ресурсы, должен соответствовать сроку использования того, что приобретается за счет этих средств. То есть, приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников, а приобретение основных средств – за счет долгосрочных источников финансирования.

      Принцип постоянной потребности в рабочем капитале сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств организации всегда должна превышать сумму его краткосрочной задолженности. То есть, не стоит планировать «слабо ликвидный» баланс предприятия. Этот принцип плавно вытекает из предыдущего: срок финансирования всегда должен соответствовать сроку службы актива.

      Принцип избытка денежных средств предполагает, что в процессе деятельности организации на ее расчетном счете всегда будет пусть небольшая сумма денежных средств. Необходимо это для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. Но если в какай-то момент у предприятия окажется избыток денежных средств, их необходимо вложить в высоколиквидные ценные бумаги. [6, с. 350-351]

Теперь рассмотрим краткосрочное и долгосрочное планирование более подробно.

 


1.2 Краткосрочное финансовое планирование

В краткосрочном финансовом планировании специфика финансов как самостоятельного вида деятельности находит наиболее полное проявление. Основные методы краткосрочного финансового планирования – это бюджетирование и прогнозирование основных пропорций (коэффициентов). [8]

Как правило, период планирования и составляет ровно год (меньше года он быть не должен), но в крупных мегакорпорациях этот период может достигать трех лет. Тогда самый подробный план составляется на первый год, а на последующие два планы уже менее подробны.

К основные задачи краткосрочного финансового планирования:

      Всесторонний учет всех долгосрочных целей и пропорций, предусмотренных стратегией разви­тия предприятия;

      Обеспечение финансовыми ресурсами каждого мероприятия, заложенного в годовые про­изводственно-технические планы;

      Синхронизация и оптимизация совокупных денежных потоков предприятия, снижение издержек по привлечению финансовых ресурсов;

      Достижение сопоставимости финансовых планов с официальной отчетностью пред­приятия для обеспечения своевременного контроля и анализа хода выполнения плана;

      Обеспечение взаимосвязи и непротиворечивости данных годового и оперативного фи­нансового планирования как важнейшего условия непрерывности процесса управле­ния финансами.

Рассмотрим более подробно основные финансовые пропорции, рассчитываемые при краткосрочном финансовом планировании. К числу наиболее часто прогнозируемых коэффициентов отнесятся:

      Платежеспособность определяется как отношение текущих активов к текущим обязательствам;

      Критическая оценка ликвидности исчисляется как разность текущих активов и товарно-материальных запасов, деленная на текущие обязательства;

      Оборачиваемость товарно-материальных запасов представляет собой объем продаж, деленный на объем товарно-материальных запасов;

      Средний период инкассации – дебиторская задолженность, деленная на объем продаж, в свою очередь, деленный на 360;

      Оборачиваемость основных средств исчисляется как объем продаж, деленный на остаточную (балансовую) стоимость основного капитала;

      Оборачиваемость всей суммы активов представляет собой отношение объема продаж ко всей сумме активов;

      Долг (вся задолженность ко всем активам) – это суммарная задолженность, деленная на всю сумму активов;

      Обеспеченность процентов по активам равна прибыли до вычета процентов и уплаты налогов, деленной на процентные платежи;

      Покрытие денежных потоков определяется как сумма притока денежных средств, деленная на проценты плюс арендные платежи, к этому частному прибавляется сумма дивидендов по привилегированным акциям и погашение долга, деленная на разницу единицы и суммы налогов;

      Покрытие постоянных затрат равно сумме прибыли до уплаты процентов и вычета налогов и обязательств по арендным платежам, деленной на сумму процентных платежей и обязательств по арендным платежам;

      Прибыльность продаж – это чистая прибыль владельцев обыкновенных акций, деленная на объем продаж;

      Базовая прибыльность активов равна прибыли до выплаты до вычета процентов и уплаты налогов, деленной на сумму всех активов;

      Доходность всей суммы активов – это чистая прибыль владельцев обыкновенных акций, деленная на сумму всех активов;

      Доходность собственного капитала равна отношению чистой прибыли владельцев обыкновенных акций и капитала компании в виде обыкновенных акций (то есть, собственного капитала);

      Цена/прибыль определяется как цена одной акции, деленная на прибыль в расчете на одну акцию;

      Рыночная/балансовая стоимость акций – это рыночная цена одной акции, деленная на балансовую стоимость акции. [4, с. 255]

Другой важнейший показатель – соотношение заемного и собственного капитала. На самом деле этот показатель имеет куда большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Это убедительно доказывает печальный опыт корпорации «Патриот Америкэн Хоспитэлити». В девяностых годах она очень быстро росла и постепенно становилась лидером гостиничной отрасли США. Еще в начале 1998 года присваивали акциям этой компании рейтинг «обязательно покупать». Казалось бы, что может быть лучше? но уже к концу года акции потеряли в цене аж 79% своей стоимости! Произошло это из-за простой, однако, весьма соблазнительной ошибки, допущенной финансовым руководством. Для расширения корпорация набрала слишком много кредитов, надеясь оплатить их за счет роста цен на акции, и в итоге в один весьма нехороший день попросту не смогло расплатиться по долгам. На деле акции росли в цене куда медленнее, чем предполагалось. В общем, затеянная «Патриотом» авантюра с громким треском провалилась, а ее руководство вынужденно было с позором и необратимо подсоченной репутацией уволиться. [6, с. 351] Таким образом, эта весьма успешная в свое время корпорация на собственном примере продемонстрировала, как важно поддерживать соотношение собственного и заемного капитала на должном уровне и избегать слишком резких колебаний этой пропорции.

Также в рамках модели компании Дюпон рассматривается еще несколько показателей:

      Финансовый рычаг показывает степень использования задолженности. Определяется как частное от деления совокупных активов на собственный капитал. При помощи показателя можно оценить предел, до которого предприятию следует полагаться на заемные средства;

      Оборачиваемость активов характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы;

      Операционная рентабельность определяется как деление чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько единиц прибыли остается в распоряжении предприятия с каждого рубля средств, полученных от реализации продукции;

      Налоговое бремя определяется как частное от деления чистой прибыли на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности после выплаты процентов. Коэффициент показывает, какая часть прибыли остается в распоряжении организации после уплаты налогов;

      Бремя процентов показывает, какая часть прибыли от основной деятельности остается в распоряжении организации после уплаты процентов. Определяется как частное от деления чистой прибыли на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности после выплаты процентов на операционную прибыль (прибыль до уплаты процентов и налогов).

Бюджетирование же сводится к построению основных финансовых отчетов. В рамках бюджетирования составляется ряд прогнозных документов, таких, как план продаж и отгрузки продукции, график поступления выручки, план производства, отдельные сметы по прямой заработной плате, прямых материальных и накладных затрат, а также запасов и коммерческих расходов, прогнозный расчет себестоимости единицы продукции. Затем на основе этих документов составляются кассовый план, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс. Эти планы также называются бюджетами.

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Для организации системы бюджетирования на предприятии выделяют четыре центра ответственности:

     Центр ответственности по доходам: маркетинговые и коммерческие отделы;

     Центр ответственности по расходам: отдел производства, технического обеспечения и др.;

     Центр ответственности по прибыли – финансовый отдел предприятия;

     Центр ответственности по инвестициям – именно этот отдел и занимается вопросами развития предприятия. [3, с. 192]

Одно из главных свойств краткосрочного финансового планирования – гибкость. Если планы на будущее окажутся излишне расплывчатыми, он попросту потеряют всякий смысл. Но если они будут излишне конкретными и жесткими, то отклонения от таких планов хотя бы по одной из пропорций могут вызвать серьезную диспропорцию и в остальных показателях. А это в  итоге может привести предприятие к потере финансовой устойчивости, а в итоге – даже к банкротству. Поэтому планируются, как правило, только самые важные пропорции и показатели с учетом незначительных отклонений. Более того, в случае возникновения серьезных отклонений от плана должна быть возможность пересчета плана.

Перейдем к рассмотрению долгосрочного финансового планирования.


1.3 Долгосрочное финансовое планирование

Долгосрочное планирование – это, в первую очередь, планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют самые важные финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвести-ционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратеги-ческие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходи-мых для функционирования предприятия. Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта. [14]

Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Также оно может быть связано с разработкой, освоением и внедрением новых технологий, выходом на новые рынки сбыта, созданием новых продукций и даже координальной сменой имиджа компании. В общем, долгосрочное финансовое планирование, как правило, оказывается куда более глобальным, чем краткосрочное. Однако это обстоятельство никак не умаляет значимости последнего. Считается, что осуществлять долгосрочное финансовое планирование проще, чем краткосрочное. Причина в том, что долгосрочные финансовые планы зачастую куда менее конкретны и более расплывчатые, чем долгосрочные. Разделение производят по следующим критериям:

    Группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);

    Решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;

    Плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет). [18]

При разработке финансовых планов на долгосрочную перспективу менед-жер использует математические, статистические и другие методы для прогнози-рования будущей ситуации. Безусловно, чем точнее прогноз, тем лучше “срабо-тает” компания, но основываться только на результатах прогноза было бы нера-зумно. Во-первых, долгосрочные прогнозы отличаются невысокой точностью. Во-вторых, никакой прогноз не сможет предсказать нестандартный поворот со-бытий. В-третьих, прогноз, основанный на наиболее вероятных событиях, своим результатом предполагает конкретный финансовый план, который теряет свою ценность уже после первого маловероятного события, и компания оказывается перед необходимостью разрабатывать новый финансовый план. [18]

Длительность периода планирования во многом зависит от размеров планирующего предприятия. Так, для небольшого предприятия долгосрочным (стратегическим) планом будет считаться план длительностью от трех до пяти лет или того меньше – любой план длительностью больше года. А для крупного предприятия долгосрочными будут считаться планы на пять лет и более. А самые крупные мегакорпорации могут составлять стратегические планы аж на сто лет. В таких планах рассчитывается огромное количество разнообразнейших показателей. Как правило, эти прогнозы не бывают очень подробными. Например, могут рассчитываться темпы роста тех или иных показателей: объемов закупок и продаж, выручки, прибыли, увеличение или сокращение числа рабочих мест и другие.

Также стратегические планы, в отличие от краткосрочных, могут рассматривать такие глобальные вещи, как, например, влияние на деятельность компании экономических циклов. Предприятие может попытаться не только определить, в какой стадии какого цикла оно находится в данный момент, но и вычислить, как это влияет и будет влиять на предприятие в дальнейшем. И, исходя из этого, строить свою стратегию – как, находясь на пике экономического цикла, получить от этого максимум выгоды, а, когда будет спад, минимизировать свои потери. Или вообще не обанкротиться.


2 Способы моделирования основных показателей

2.1 Базовая модель компании Дюпон

Способность приносить доход – одна из важнейших характеристик капитала. Куда бы не направлялся капитал – в сферу ли реальной экономики или же в финансовую сферу, он всегда потенциально способен доход, разумеется, при условии эффективного его использования. То есть, главная цель финансовой деятельности любого предприятия – максимизация благосостояния тех, кто вложил в данное предприятие капитал. И анализируется доходность собственного капитала с помощью методики, разработанной компанией (фирмой) «DuPont». [10]

В современном финансовом анализе для оценки состояния бизнеса применяется множество комплексных показателей: рентабельность продаж, рентабельность активов и собственного капитала, оборачиваемость активов, стоимость компании и другие. [11] Модель компании Дюпон – лишь одна из достаточно многочисленных методик финансового анализа. И, как и любая другая аналогичная методика, она имеет свои плюсы и минусы.

Модель компании (фирмы) Дюпон (The DuPont System of Analysis), разработанная в 1919 году [19], также известная как система Дюпона, схема Дюпона и метод Дюпона, основана на зависимости показателей рентабельности собственного капитала от следующих факторов: рентабельность реализованной продукции, ресурсоотдача и финансовый леверидж. Модель компании Дюпон также иногда называют методом среднеотраслевой рентабельности активов и капитала. [17]

Рентабельность активов в некоторых учебниках по финансовому менеджменту также обозначают как норму прибыли на активы (ПНА). Но первое обозначение более корректно. Чистая рентабельность активов, по-английски return on assets, обозначается аббревиатурой ROA. Взаимосвязь этого показателя с рентабельностью реализованной продукции и ресурсоотдачи выражена следующей формулой (1), известной также как уравнение Дюпона. Но это лишь одна из разновидностей данной модели:

              ROA = Rпр × RO = (NI : S) × (S : A) = NI : A               (1)

Где ROAчистая рентабельность активов,

Rпр – рентабельность реализованной продукции,

RO – ресурсоотдача,

NI – чистая прибыль,

S – выручка от реализации,

A – сумма активов.

Этот показатель подвергается достаточно серьезной критике, так как некоторые эксперты считают, что прибыль на собственный капитал следует сравнивать с величиной собственного капитала, а не с суммарной стоимостью активов. [2, с. 747]

Прибыль может быть как положительной, так и отрицательной, то есть, убытком. Тогда отрицательная рентабельность актива поможет выявить причины возникновения убытков. 

А еще этот показатель не учитывает проценты по кредиту, поэтому он не совсем корректен. Зато этот показатель хорошо подходит для расчета максимально допустимой ставки по кредиту. Например, если ROA = 16,5%, то для фирмы не имеет смысла брать кредит под процентную ставку r ≥ 16,5%. Так как тогда кредит попросту станет «убыточным». Выплаты по процентам «съедят» всю прибыль.

Формула показывает, что повышение рентабельности активов может быть достигнута повышением как рентабельности реализованной продукции, так и ресурсоотдачи. Также эта формула позволяет определить норму прибыли на активы компании. [4, с. 253]

Другой вариант расчета рентабельности активов (2) не особенно сильно отличается от вышеуказанного. Этот показатель также иногда называют базовой прибыльностью активов [4, с. 255]:

              ROA = OM × ОбTotal = (EBIT : S) × (S : A) = EBIT : A               (2)

Где ROA рентабельность активов,

OMоперационная маржа,

ОбTotal оборачиваемость активов,

EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов, то есть, операционная прибыль,

S выручка от реализации,

Aсовокупные активы [2, с. 747].

Этот показатель уже более корректен, так как он учитывает сумму процентов. Но он не учитывает особенности структуры капитала предприятий. То есть, если с помощью данной модели сравнивать предприятия с разной структурой капитала, это может привести к неверным выводам. К тому же эта модель не учитывает налоговых выплат, которые фактически достаются государству, а не инвесторам. [2, с. 748]

Но с другой стороны этот вариант модели компании Дюпон отражает взаимосвязь оборачиваемости активов и операционной маржи. Таким образом, эта модель показывает, что зачастую предприятию, чтобы повысить оборачиваемость активов, придется пойти на понижение нормы прибыли и наоборот. Обусловлено это тем, что, как правило, рост рентабельности для компании ограничен конкуренцией. [2, с. 748]

Есть еще и третий вариант расчета данного показателя:

              ROA = (EBITTTS) : A               (3)

Где ROA рентабельность активов,

EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов,

T – сумма налогов,

TS – налоговая защита,

A – сумма активов. [2, с. 747]

Этот показатель позволяет оценивать и сравнивать между собой эффективность деятельности предприятий с разной структурой капитала.

Чистая рентабельность собственного капитала (она же net income available to common stockholders, он же common equity, он же return on common equity или ROE) рассчитывается путем умножения коэффициента ROA на специальный мультипликатор, характеризующий соотношение собственного капитала и авансированных в деятельность компании средств – финансовый леверидж или финансовый рычаг. Эта взаимосвязь показана в формуле (4):

              ROE = ROA × FL = (NI : A) × (A : E) = NI : E              (4)

Где ROE – рентабельность собственного капитала,

ROA – рентабельность продукции,

FL – мультипликатор собственного капитала, он же финансовый леверидж [5, с. 134],

NI – чистая прибыль,

S – выручка от реализации,

A – сумма активов,

Eсреднегодовая стоимость собственного капитала [1, с. 190].

Рентабельность собственного капитала наиболее важный с точки зрения акционеров компании показатель. Он является критерием оценки эффективности использования инвестированных акционерами средств. [10]

Другой показатель – рентабельность инвестированного финансового капитала (ROCE) рассчитывается по формуле (5):

              ROCE = NOPAT : (E + D) = EBIT (1 –  t) : (E + D)              (5)

Где ROCEрентабельность инвестированного финансового капитала,

NOPAT – чистая посленалоговая операционная прибыль,

D – заемный капитал,

Eсобственный капитал,

EBITоперационная прибыль.

Также в рамках модели компании Дюпон можно рассчитать рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI). Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в компанию (подразделение). Причем под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки). То есть,

              ROI = NI : (E + Dдолг.)              (6)

Где ROI – рентабельность инвестиций,

NI – чистая прибыль,

E – собственный капитал,

Dдолг. – долгосрочный заемный капитал. [9]

Этот показатель хорошо помогает оценить эффективность работы компании, но только в случае, если у компании сопоставимыми данными по аналогичным компаниям или по собственным подразделениям. Можно также использовать для сравнения данные по одному и тому же предприятию за несколько отчетных периодов, чтобы определить динамику развития предприятия. Лучше всего данный показатель рассчитывать на срок, равный одному году. [9]

Но данный показатель имеет также ряд недостатков. Существует возможность искажения этого показателя в результате отсрочки технического обслуживания, сокращения издержек на исследования и маркетинг. То есть, значение рентабельности инвестиций повысится, но в целом ситуация в компании ухудшится. К тому же решения, принимаемые о покупке или продаже подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны. Менеджер, контролирующий несколько подразделений, с более высоким значением рентабельность инвестиций, будет заинтересован продать подразделение "А" с меньшей рентабельностью инвестиций. Однако если в компании есть подразделения, управляемые другими менеджерами, рентабельность инвестиций в которые меньше, чем у подразделения А, то среднее значение рентабельности инвестиций в целом по холдингу снизится. В такой ситуации решение о продаже части бизнеса будет оправданно, только если рентабельность инвестиций реализуемого подразделения меньше стоимости привлечения денежных средств (стоимости банковских кредитов). Другой пример – научное подразделение. Оно, как правило, вообще оказывается для компании убыточным. И значение рентабельности инвестиций в этом случае может оказаться крайне низким. Но это еще не значит, что данное подразделение стоит за ненадобностью продавать. [9]

Почти всегда рассмотренные выше показатели умножают на сто, чтобы они были выражены в процентах.

С помощью модели компании Дюпон можно изучать, какое влияние на рентабельность оказывают увеличение цен реализации, изменение ассортимента продукции, выход на новые рынки сбыта. Причем для финансовых аналитиков наиболее интересна роль изменения тех или иных видов активов. Опытный аналитик может построить множество моделей, подобных формулам компании Дюпон. [1, с. 190]

Модель компании Дюпон вообще считается европейской моделью. Но это не мешает ей весьма активно применяться в США для оценки эффективности работы предприятия. Так, в американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого учета "Измерение эффективности предприятия" (Statement on Management Accounting "Measuring entity performance"; SMA 4D). Среди показателей, прописанных в этом стандарте есть в том числе и рентабельность инвестиций, известная также как рентабельность инвестиций (ROI), о котором было сказано выше. [9]

Однако существуют другие варианты модели компании Дюпон, речь о которых пойдет в следующих пунктах.


2.2 Трехфакторная модель компании Дюпон

Существует также несколько вариантов расширенной модели компании Дюпон. Расширенная модель, пожалуй, завоевала даже большую популярность, чем простая модель. Трехфакторная модель компании Дюпон в общем виде представлена формулой (7):

              ROE = ROA × FL = Rпр × RO × КФЗ = (NI : S) × (S : A) × (A : E)               (7)

Где ROE – рентабельность собственного капитала, иногда также называемая рентабельностью активов,

ROA – рентабельность продукции,

FL – мультипликатор собственного капитала, он же финансовый рычаг, демонстрирует структуру капитала,

Rпр – рентабельность реализованной продукции,

RO – ресурсоотдача, иногда называемая оборачиваемостью активов, [4, с. 256]

КФЗ – коэффициент финансовой зависимости,

NI – чистая прибыль,

S – выручка от реализации,

A – совокупные активы,

E – собственный капитал. [3, с. 191]

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности реализованной продукции, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность. [19]

Чаще всего данная схема анализа рассматривает привилегированные акции как аналог заемных средств. Таким образом, релевантной прибылью является прибыль, принадлежащая владельцам обыкновенных акций, а релевантный мультипликатор собственного капитала определяется делением общей суммы активов на обыкновенный акционерный капитал. Показатель ROE, следовательно, характеризует рентабельность обыкновенных акций. Эта трактовка не противоречит тому, что только владельцы обыкновенных акций осуществляют контроль над фирмой, имея право голоса. К тому же привилегированные акции с их фиксированными дивидендами с позиции анализа эффективности деятельности предприятия фактически ближе к долговым ценным бумагам, чем к обыкновенным акциям. [3, с. 191]

Трехфакторная формула фирмы (ее еще иногда называют расширенной формулой фирмы Дюпон) Дюпон особенно полезна для итоговых заключений о финансовом положении фирмы, так как она расчленяет рентабельность на три важных компонента:

1) Контроль над расходами демонстрируется рентабельностью продукции;

2) Использование активов показывает ресурсоотдача;

3) Использование займов показана посредством финансового рычага. [3, с. 191-192]

Рентабельность продукции, известный также как коэффициент доходности, помогает экспертам по маркетингу предприятия изучать результаты изменений цен реализации, расширения товарного ассортимента или выхода на рынок сбыта с более перспективными показателями и так далее. [4, с. 256]

Оборачиваемость активов наиболее интересна как финансовым экспертам, так и экспертам по производству и маркетингу. Помогает оттискать пути минимизации инвестиций в различные виды активов.

В то же время финансовый отдел компании с помощью финансового рычага может проанализировать последствия альтернативных финансовых стратегий, пытаясь снизить процентные платежи и риски, связанные с долговыми обязательствами. Но при этом, все-таки, полностью не отказываясь от заемных средств для повышения норм прибыли на собственный капитал. [4, с. 256]

Все это позволит организации повысить отдачу на собственный капитал, разработав и применив с указанной целью соответствующий ряд мер. Например, концентрация своего капитала на более прибыльных рынках и уход с менее перспективных в этом отношении рынков сбыта. Эта модель также поможет ответить на вопрос, стоит ли осваивать выпуск новых видов продукции или перемещать капитал в новые районы. [4, с. 2456-257]

Но, с другой стороны, данная модель является упрощенной и улавливает многих нюансов формирования основных финансовых показателей (например, различий между операционной прибылью и NOPAT). Но зато она очень хорошо отражает основные пропорции органичного (сбалансированного) роста предприятия. Тем самым она помогает определить темп сбалансированного роста предприятия. То есть такое увеличение объемов продаж, которое не повлечет за собой резких изменений в структуре капитала предприятия. Этот показатель демонстрирует формула (8):

G = RE : E0 = (NI : E) × (RE : NI) = ROE × KRE   (8)

Где G – величина темпов сбалансированного роста объема продаж,

REсумма нераспределенной (реинвестированной) прибыли за отчетный период;

ROE – рентабельность собственного капитала,

NI – чистая прибыль,

Eучетная стоимость собственный собственного капитала в конце рассматриваемого периода,

E0учетная стоимость собственный собственного капитала в нулевом периоденачале рассматриваемого периода,

KRE  – коэффициент реинвестирования.

 


2.3 Расширенная модель компании Дюпон

Трехфакторная модель фирмы Дюпон это всего лишь «упрощенный» вариант расширенной модели компании «Дюпон». Недаром выше было сказано, что она предназначена для «быстрой и приблизительной» оценки. Еще более развернутая форма модели представлена формулой (9):

              ROE = OM × OTotal × (1 t) × (1 + (БКЗ :
              : (D +E)) × ((EBITI) : EBIT) × (1 + (D : E))               (9)

Где ROE – рентабельность собственного капитала,

OMоперационная маржа,

OTotal – оборачиваемость совокупных активов,

t – ставка налога на прибыль,

БКЗ – спонтанная беспроцентная кредиторская задолженность, начисления в нулевом периоде, 

D – заемный капитал в нулевом периоде,

E – собственный капитал в нулевом периоде,

EBIT – операционная прибыль,

I – проценты за кредит.

Расширенная формула компании Дюпон особенно полезна для итоговых заключений о финансовом положении фирмы. Она позволяет проанализировать влияние на доходность собственного капитала достаточно большого количества факторов.

Итак, аналитики часто прибегают к расширенной модели компании Дюпон для получения «быстрой и приблизительной» оценки финансового положения фирмы. Выводы, полученные при анализе по схеме фирмы Дюпон, могут быть дополнены с помощью вертикального анализа отчетности и расчета необходимых аналитических коэффициентов. [3, с. 192]

Также расширенная модель компании Дюпон позволяет посредством факторного анализа более детально изучить влияние на рентабельность собственного капитала весьма многочисленных и разнообразных показателей. И в результате такого анализа можно будет дать определенные рекомендации по повышению уровня рентабельности.

 

Другая, пятифакторная, модель компании Дюпон тоже весьма интересна. Она показывает зависимость рентабельности собственного капитала от таких факторов, как налоговое бремя и бремя процентов, операционная рентабельность и финансовый рычаг, а также оборачиваемость активов:

              ROE = OR × БрI × БрT × OA × FL              (10)

Где ROE – рентабельность собственного капитала,

ORоперационная рентабельность;

БрI бремя процентов;

БрT налоговое бремя;

OA оборачиваемость активов;

FLфинансовый рычаг.

К сожалению, данная формула не показывает, что чем выше налог на прибыль, тем выгоднее брать кредиты, так как формула не отражает налоговую защиту. Зато влияние налоговой защиты на прибыльность собственного капитала наглядно демонстрирует следующий вариант расширенной модели компании Дюпон (11):

              ROE = (ROCE – (I × (1 – t) : (E + D)) × (1 + (D : E))              (11)

Где ROE – рентабельность собственного капитала,

ROCEрентабельность инвестированного финансового капитала,

I – сумма процентов по долговым обязательствам,

t – ставка налога на прибыль,

E – собственный капитал,

D – заемный капитал.

Данную формулу можно разделить на две части:

«ROCE – (I × (1 – t) : (E + D)» – это дифференциал финансового рычага, показывает, что рост доли заемного капитала уменьшает рентабельность собственного капитала, так как акционерам приходится платить проценты по кредиту. То есть, делиться своей прибылью. Тогда возникает вопрос: а зачем тогда вообще брать кредиты? На этот вопрос помогает ответить вторая часть формулы: плечо финансового рычага.

«1 + (D : E)» – плечо финансового рычага. Этот показатель является своего рода мультипликатором. Он наглядно демонстрирует, что при росте доли заемного капитала, а значит, при снижении доли собственного капитала прибыльность собственного капитала не снижается, а растет. Дело в том, что хотя кредиторы при распределении и стоят в очереди самыми первыми. Даже впереди государства – налоги платятся после всех выплат по заемному капиталу. Отсюда, кстати, возникает эффект налоговой защиты. Доход, выплачиваемый за использование заемных средств, вычитается из налогооблагаемой прибыли. То есть, хозяева бизнеса платят меньше налогов. И все преимущества от налоговой защиты в виде роста богатства достается именно владельцам предприятия, а не кому-то другому. Доход кредиторов четко фиксирован. И проценты, как правило, не превышают подробно рассмотренный в пункте 2.1 «Базовая модель компании Дюпон» показатель рентабельности активов. Акционеры же стоят в очереди на распределение прибыли самыми последними, но зато им абсолютно достается все, что не было распределено между собой их предшественники по очереди. И остаток этот вполне может превышать по размеру все то, что эти предшественники получили. Но рост доли заемного капитала также повышает риски для акционеров, повышает цену привлечения собственного капитала. Это неудивительно: рост доходности, как правило, ведет к росту рисков. Этот интересный механизм и демонстрируется последней из рассмотренных моделей компании Дюпон.

Модель компании Дюпон можно также представить в виде схемы, показанной на рисунке 1 «Модифицированная диаграмма компании Дюпон». Это схема расширенной модели компании Дюпон, одной из наиболее успешных моделей управления бизнесом. Данная модель успешно объединяет основные аспекты управления компанией: доходность собственного капитала, активов и эффективность принятия операционных, инвестиционных и финансовых решений [11]:

Рисунок 1 Модифицированная диаграмма компании Дюпон

 

На рисунке 1 использованы следующие сокращения:

ROресурсоотдача,

S – выручка от реализации,

A – сумма активов,

СК – собственный капитал,

NI –  чистая прибыль,

FA – долгосрочные активы,

NVC – краткосрочные активы, или оборотные средства,

ДС – денежные средства,

ДЗ – дебиторская задолженность,

Зап. – запасы. [3, с. 190]


2.4 Применение модели компании Дюпон для прогнозирования рыночной капитализации компании

Формула Дюпона может использоваться при анализе финансового положения предприятия, позволяя оценить его ценовую политику, уровень расходов, степень использования активов и займов. Она также может быть применена при поиске путей достижения оптимального для предприятия уровня рентабельности активов и определения стратегии финансирования. [5, с. 134]

Модель Дюпона недаром называют методом среднеотраслевой рентабельности активов и капитала. Модель отражает среднюю доходность отрасли на активы, вложенный капитал и инвестиции. То есть, показатели ROA, ROE и ROCE содержат в себе риски, присущие отрасли оцениваемой компании. То есть, данная модель может помочь рассчитать даже ставку дисконтирования. При использовании модели компании Дюпон для этих целей обычно компании в отрасли разбивают на определенные группы. Например, крупные, средние и мелкие по размерам собственного капитала компаний. [17]

Но данный метод для расчета ставки дисконтирования не совсем корректен и применим, разве что для акций компаний, акции которых не котируются на бирже. Однако этот метод позволяет сравнить показатели ROA, ROE и ROCE компании со среднеотраслевыми. А это, в свою очередь, позволит сделать выводы по поводу эффективности работы предприятия. Информацию об этих показателях по отрасли можно получить из среднеотраслевых обзоров аналитических агентств, а также из различных отраслевых рейтингов. [Пс-оцен]

Также в рамках применения модели компании Дюпон рассчитываются некоторые коэффициенты. И после полученные результаты сравниваются со среднеотраслевыми показателями для более детального анализа финансового состояния предприятия. [4, с. 255-256] Эти коэффициенты также отражают эффективность деятельности компании, только каждый по-своему. Однако можно не только сравнивать рассчитанные показатели со среднеотраслевыми, но и посчитать аналогичные коэффициенты за несколько лет работы предприятия. В результате можно проследить динамику развития предприятия и оценить, насколько его развитие и деятельность в прошлом были успешны. А после анализа данных коэффициентов появляется возможность дать определенные рекомендации не только по улучшению рассмотренных пропорций, но и какие из них необходимо менять в первую очередь, а какие можно пока оставить без изменений. А это уже позволяет на основе модели компании Дюпон не только дать достаточно объективную оценку эффективности работы предприятия, но и выстроить достаточно определенную стратегию.

Но с помощью модели компании Дюпон можно не только оценить эффективность работы предприятия, но и определить общую стоимость обыкновенных акций предприятия. То есть, вычислить сумму рыночной капитализации компании, которая определяется по формуле (11):

              MV = ROA × FL × E × (P : E)              (11)

Где MV – сумма рыночной капитализации, или общая стоимость обыкновенных акций,

ROA – рентабельность активов,

FL – финансовый леверидж,

E – учетная (балансовая) стоимость собственного капитала,

P : E – соотношение цена : прибыль на одну акцию.

Данная модель позволяет предприятию определить важнейшие ориентиры будущей работы. Модель учитывает не только уровень эффективности инвестиций, но и финансовые аспекты работы: структуру долгосрочного капитала и дивидендную политику. А коэффициент P/E отражает степень оценки рынком финансовых результатов компании. Последний фактор наименее подконтролен менеджменту предприятия и отражает влияние широчайшего набора воздействующих факторов от степени доверия инвесторов к отчетности предприятия до общерыночной конъюнктуры и состояния экономики в целом.

То есть, данная модель позволяет определить влияние самых разнообразных факторов на важнейший целевой параметр – стоимость предприятия. И в этой модели можно особенно отчетливо проследить, как изменение того или иного показателя повлияет на конечный результат. [19]

А, проведя подробный факторный анализ последней модели (или любой из моделей, рассмотренных в рамках модели компании Дюпон), можно точно установить, каким образом изменение того или иного показателя повлияло на весь результат в целом. [5, с. 133]

С другой стороны, показатели модели компании Дюпон можно использовать для расчета модели формирования рыночной котировки акций:

              Pm = EPS × (P : E) = (NI : Shares) × (P : E) =

              ROE × BPS × (P : E) = ROE × (EB : Shares) × (V : NI)              (12)

Где Pmрыночная котировка одной акции,

EPS – чистая прибыль на одну акцию,

Pцена одной акции,

E – прибыль одной акции,

NI – чистая прибыль за весь период,

Shares – среднегодовое количество акций,

ROE – рентабельность собственного капитала,

BPSучетная стоимость собственного капитала на одну акцию,

EB учетная стоимость собственного капитала,

Vобщая рыночная капитализация предприятия.


3 применение Модели компании дюпон для анализа основных финансовых пропорций ОАО оао «маслобазы калининградскойАльфа-Банка»

3.1 Краткая характеристика предприятия

ОАО «Маслобаза КалининградскаяАльфа-Банк» был учрежден 20 декабря как коммерческий банк в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Позже он сменил форму собственности и стал ОАО. [15] На сегодняшний день этот банк является универсальным банком, то есть, осуществляет весь спектр основных банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг. В том числе и обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. [13]

На сегодняшний день авторитетный финансовый журнал «Euromoney» признал Альфа-Банк одним из ведущих участников российского рынка банковских услуг, то есть, лучшим банком России в 2007 году. Хорошо развитой розничная сеть обеспечивает клиентам повсеместный доступ к банковским услугам и продуктам. Кроме того, за последнее время Альфа-Банк провел ряд крупных сделок на рынке ценных бумаг. Это также укрепило его позиции на внешнем и внутреннем финансовых рынках. [13]

Жюри этого журнала ежегодно отбирает лучшие финансовые учреждения по следующим критериям: уровень обслуживания клиентов, размер прибыли, использованию инновационных технологий в бизнесе и др. Вручается награда за выдающиеся достижения в финансовой сфере. Альфа-Банк и раньше удостаивался различных наград журнала Euromoney. А еще в этом году Альфа-Банк был признан лучшим российским банком в сфере финансирования торговли журналом «Global Finance». [13]

А еще 23 марта 2007 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило Альфа-Банку первую в России оценку устойчивости на уровне «BBB-». [12] Это означает, что у Альфа-Банка есть достаточная способность погасить обязательства, но неблагоприятные экономические условия и изменения экономических обстоятельств могут ослабить его платежеспособность. То есть, рейтинг «BBB-» уже является рейтингом инвестиционного класса, пусть даже самым низким из возможных в этом классе. [7, с. 30] И хотя такой рейтинг, увы, не является самым высоким в мире, однако среди российских частных банков он один из самых высоких. [12]

По величине активов и собственного капитала Альфа-Банк – один из крупнейших в России. По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2006 год, активы группы «Альфа-Банк» (в нее, помимо самого ОАО «Альфа-Банка», входит ряд дочерних банков и финансовых компаний) составили 15,2 млрд. долларов США. А совокупный капитал группы – 1,3 млрд. долларов США, кредитный портфель за вычетом резервов достиг отметки в 9,5 млрд. долларов США. А чистая прибыль по итогам за 2006 год равна 190,3 млн. долларов США (по итогам 2005 года она была лишь 180,6 млн.). [13]

занимается производством, расфасовкой и реализацией масла «Крестьянское» а также собственных сортов калининградских масел. ОАО «Маслобаза Калининградская» производит как оптовую, так и розничную торговлю в Калининградской области. В Калининграде есть 14 торговых точек ОАО «Маслобаза Калининградская». Эта организация успешно и динамично развивается. Уже налаживается выпуск сыров. Выйти за ее пределы мешают границы. Однако это не помешало продукции рассматриваемой организации выиграть золото и серебро на всероссийской выставке в Краснодаре.

Альфа-Банк обслуживает более 45 тысяч корпоративных клиентов и более 2,4 млн. физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом работают 299 отделений и филиалов банка, в том числе дочерние банки в Казахстане и Нидерландах, а также финансовая дочерняя компания в США. [16]

Специфика Альфа-Банка заключается в том, что он относится не к производственной сфере, а, скорее, к сфере распределения. Банк аккумулирует денежные ресурсы для последующего их максимально выгодного перераспределения. И хотя банк оказывает некоторые посреднические услуги и получает некоторый комиссионный доход, этот доход не является для банка основным. Наибольший доход приносят банку выданные кредиты. Однако данная специфика не мешает использовать для анализа отчетности банка модель компании Дюпон. Анализ будет проводиться за последние пять лет (с 2002 по 2006 год), дабы отследить динамику изменения показателей рентабельности и на этой основе осуществить дальнейшее планирование.


3.2 Анализ отчетности предприятия с использованием модели компании Дюпон

Сначала проведем анализ деятельности Альфа-Банка с помощью простой модели компании Дюпон. Для анализа возьмем данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с официального сайта Альфа-Банка. Отчетность находится на данном сайте в общем открытом доступе в рубрике «Информация для инвесторов».

Для того чтобы лучше проследить происходившие изменения, будет взята отчетность с 2002 по 2006 год включительно (то есть, за последние пять лет). Сначала будут использованы варианты модели, взятые из пункта 2.1 «Базовая модель компании Дюпон» данной работы. Для удобства сведем результаты в таблицу 1: «Анализ рентабельности посредством базовой модели компании Дюпон»:

Показатель (млн. руб.)

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Собственный капитал (Е)

21960,346

21243,467

23315,740

25728,749

38576,123

Заемный капитал

122006,998

156021,283

161165,818

207254,349

309743,89

Сумма собственного и заемного капитала

143967,344

177264,75

184481,558

232983,098

348320,013

Операционная прибыль

5126,303

6824,011

9136,993

14195,721

16303,771

Ставка налога

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

Чистая посленалоговая операционная прибыль

3895,99028

5186,24836

6944,11468

10788,74796

12390,86596

Проценты

4415,476

5922,6

6845,856

6621,982

9124,545

Налоги

170598,48

216338,64

549872,88

1817697,36

1723014,24

Налоговая защита

3355,76176

4501,176

5202,85056

5032,706,2

6934,6542

Чистая прибыль

540228,52

685072,36

1741264,12

5756041,64

5456211,76

ROA (формула (1)), %

0,37524

0,38647

0,94387

2,47058

1,56644

ROA (формула (2)) , %

3,56074

3,84962

4,95279

6,09303

4,68069

ROCE (формула (5)) , %

2,706163

2,925708

3,764124

4,6307

3,557322

ROE (формула (4)) , %

2,460018

3,224861

7,468192

22,372023

14,144013

Таблица 1 Анализ рентабельности посредством базовой модели компании Дюпон

 

Очевидно, показатели рентабельности для такого банка, как Альфа-Банк подозрительно низкие. По-видимому, банк «прячет» часть своей прибыли в тех или иных активах. Например, из отчета о прибылях и убытках видно, что в среднем около 12% от суммы операционной прибыли «оседает» в резервах от различных потерь. Это, по мнению автора, подозрительно много. Видимо, такая ситуация связана с тем, что Альфа-Банк разработал весьма грамотную схему занижения реальной прибыли для уменьшения налоговых платежей. Поэтому имеющаяся отчетность, на взгляд автора, не совсем верно отражает реальную картину. И реальная прибыль (а значит, и реальные показатели рентабельности) могут оказаться выше бухгалтерских.

На этом примере виден достаточно существенный недостаток модели компании Дюпон. Она зачастую отталкивается от показателей бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках). Эти показатели, с одной стороны, весьма доступны. По российским законам, каждое открытое акционерное общество, действующее на территории РФ, обязано публиковать эту отчетность в открытой печати. [20] Некоторые ОАО вообще выкладывают ее в Интернете. Но, с другой стороны, бухгалтерские показатели не всегда отражают реальное положение дел. А значит, анализ, сделанный на основе таких показателей и, следовательно, сделанные с помощью этого анализа выводы могут оказаться неверными. Поэтому одна из самых актуальных проблем, связанных с использованием модели компании Дюпон, на взгляд автора – проблема поиска реальной информации для анализа.

Но, к сожалению другой, более достоверной информации найти не удалось. Альфа-Банк, как и любой другой российский банк, не очень-то охотно раскроет о себе правдивую информацию. Тем более, нежелательная к раскрытию информация весьма надежно охраняется службой безопасности банка. Поэтому для анализа придется использовать то, что имеется в открытом доступе.

Чтобы лучше проследить динамику и тенденции изменений, проведем анализ темпов роста и всех этих показателей (базовые и цепные). Снова сведем результаты  расчетов в таблицу 2: «Базовый и цепной темп роста показателей базовой модели компании Дюпон»:

 

Показатель

Базовый темп роста

Цепной темп роста

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Собственный капитал

0,96736

1,06172

1,17160

1,75663

0,96736

1,09755

1,10349

1,49934

Заемный капитал

1,27879

1,32096

1,69871

2,53874

1,27879

1,03297

1,28597

1,49451

Сумма собственного и заемного капитала

1,23128

1,28141

1,61831

2,41944

1,23128

1,04071

1,26291

1,49504

Операционная прибыль

1,33118

1,78237

2,76919

3,18042

1,33118

1,33895

1,55365

1,14850

Ставка налога

1

1

1

1

1

1

1

1

Чистая посленалоговая операционная прибыль

1,33118

1,78237

2,76919

3,18042

1,33118

1,33895

1,55365

1,14850

Проценты

1,34133

1,55042

1,49972

2,06649

1,34133

1,15589

0,96730

1,37792

Налоги

1,26812

3,22320

10,65483

10,09982

1,26812

2,54172

3,30567

0,94791

Налоговая защита

1,34133

1,55042

1,49972

2,06649

1,34133

1,15589

0,96730

1,37792

Чистая прибыль (NI)

1,26812

3,22320

10,65483

10,09982

1,26812

2,54172

3,30567

0,94791

ROA (ф-ла (1)), %

1,02991

2,51535

6,58394

4,17445

1,02991

2,44229

2,61751

0,63404

ROA (ф-ла (2)) , %

1,08113

1,39095

1,71117

1,31453

1,08113

1,28657

1,23022

0,76820

ROCE -ла (5)) , %

1,08113

1,39095

1,71117

1,31453

1,08113

1,28657

1,23022

0,76820

ROE -ла (4)) , %

1,31091

3,03583

9,09425

5,74956

1,31091

2,31582

2,99564

0,63222

Таблица 2 Базовый и цепной темп роста показателей базовой модели компании Дюпон

 

Анализ показывает, что заемный капитал растет быстрее собственного. За последние пять лет размер заемного капитала вырос более чем в 2,5 раза. Когда как размер собственного капитала – лишь в 1,75 раз. Это говорит о том, что за последние годы капитал банка стал более рискованным. Но и базовая прибыльность активов выросла более чем в 4 раза, чистая прибыль – более чем в 10 раз. Это довольно-таки хорошие показатели.

Однако рентабельность инвестированного капитала за это время выросла лишь в 1,3 раза, а рентабельность собственного капитала – лишь в 5,7 раз. Это с учетом того, что 2005 год был для банка куда более успешным, чем последний, 2006 год. Наметились очень нехорошие тенденции по снижению основных показателей рентабельности. Само собой, вряд ли менеджмент Альфа-Банка планировал такие изменения. Возможно, в 2006 году по тем или иным причинам снизилась эффективность работы менеджмента. Показатель цепного темпа роста операционной прибыли за 2006 год оказался ниже темпов роста активов. А значит, в дальнейшем Альфа-Банку необходимо следить, чтобы подобных расхождений в посте показателей не наблюдалось. Нужно составлять планы таким образом, чтобы темп роста операционной прибыли был выше темпа роста активов. Тогда будет наблюдаться рост показателей доходности.

Также можно наблюдать, что сумма процентных платежей с 2002 по 2004 год росла быстрее величины заемного капитала. Видимо, кредиторы в этот период времени относились к банку с некоторой долей скептицизма. И банку приходилось предлагать большие процентные ставки, чтобы привлечь заемный капитал. Зато с 3004 по 2006 год наблюдалась обратная тенденция. И в целом за весь период с 2002 по 2006 год сумма процентов росла медленнее суммы заемного капитала. Это также хороший показатель. Он говорит о том, что стоимость заемного капитала для банка снижается. А значит, растет доверие кредиторов к банку. Для банка также необходимо продумать и принять ряд мер, чтобы это доверие не только сохранить, но и повысить. Это позволит сделать заемный капитал более дешевым для Альфа-Банка. А значит, больше прибыли будет доставаться инвесторам. Тем более, наблюдавшаяся за последние два года динамика в отношении роста заемного капитала и процентных платежей показывает, что, по крайней мере, в глазах инвесторов дела у банка идут весьма хорошо. Он, по мнению инвесторов, активно и успешно развивается.

Теперь проведем анализ рентабельности собственного капитала с помощью формулы (11), подробнее рассмотренной в пункте 2.3 «Расширенная модель компании Дюпон». Снова сведем расчеты в таблицу:

 

Показатель (млн. руб.)

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Собственный капитал (Е)

21960,346

21243,467

23315,740

25728,749

38576,123

Заемный капитал

122006,998

156021,283

161165,818

207254,349

309743,89

Сумма собственного и заемного капитала

143967,344

177264,75

184481,558

232983,098

348320,013

Операционная прибыль

5126,303

6824,011

9136,993

14195,721

16303,771

Ставка налога

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

Чистая посленалоговая операционная прибыль

3895,99028

5186,24836

6944,11468

10788,74796

12390,86596

Рентабельность инвестиро-ванного финансового капитала

2,706163

2,925708

3,764124

4,6307

3,557322

Проценты

4415,476

5922,6

6845,856

6621,982

9124,545

Налоговая защита

3355,76176

4501,176

5202,85056

5032,706,2

6934,6542

Чистая прибыль (NI)

540228,52

685072,36

1741264,12

5756041,64

5456211,76

Платежеспособность

1,50577

1,81033

1,2502

0,94843

0,8548

Плечо финансового рычага

6,555787

8,344436

7,912318

9,055361

9,02942

Дифференциал финансового рычага

0,375244

0,386468

0,943869

2,470583

1,566436

ROE = «рычаг» × «плечо» , %

2,460018

3,224861

7,468192

22,372023

14,144013

ROE = NI / Е, %

2,460018

3,224861

7,468192

22,372023

14,144013

Таблица 3 Расширенная модель компании Дюпон

 

Последняя строка таблицы была взята из предыдущей таблицы для проверки результатов вычислений. Она показывает, что расчет проведен правильно.

Снова проведем анализ темпов роста и темпов прироста рассчитанных показателей. Но только тех, которые не были рассчитаны в таблице 2. итак, таблица 4: «Базовый и цепной темп роста показателей расширенной модели компании Дюпон».

 

Показатель

Базовый темп роста

Цепной темп роста

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Плечо финансового рычага

1,27284

1,20692

1,38128

1,37732

1,27284

0,94821

1,14446

0,99714

Дифференциал финансового
рычага

1,02991

2,51535

6,58394

4,17445

1,02991

2,44229

2,61751

0,63404

Рентабельность собственного
капитала

1,31091

3,03583

9,09425

5,74956

1,31091

2,31582

2,99564

0,63222

Таблица 4 Базовый и цепной темп роста показателей расширенной модели компании Дюпон

 

Рост плеча финансового рычага показывает, что рост Альфа-Банка за последние годы происходил во многом за счет роста заемного капитала. А это делает вложения в акции Альфа-Банка более рискованными. Однако за 2006 год размер плеча финансового рычага сократился, что говорит о том, что менеджмент Альфа-Банка стремится сделать свой капитал менее рискованным. Автор считает, что рока соотношение собственного и заемного капитала нужно сохранять. Зато необходимо бороться с другой опасной тенденцией: снижению платежеспособности – соотношения текущих активов к текущим обязательствам. Этот показатель не должен быть ниже единицы. За год необходимо поднять показатель платежеспособности хотя бы до единицы. Альфа-Банк не выпускает привилегированных акций, и выпускать их в ближайшие годы не стоит. Нужно по возможности обходиться «традиционными» для банка источниками капитала.

Рост дифференциала финансового рычага одновременно с плечом финансового рычага говорит о том, что эффективность работы банка росла – росла прибыльность операций. И только в неудачном 2006 году наблюдалась обратная тенденция. Поэтому, на взгляд автора, этот год должен стать своеобразным «реваншем» – банк должен постараться поднять показатели рентабельности хотя бы до уровня 2005 года. Для начала для этого нужно повысить операционную прибыль. Для этого есть несколько путей: увеличивать объемы продаж банковских продуктов, повысить эффективность инвестиций в различные инвестиционные проекты и ценные бумаги, снизить издержки, повысить цены на некоторые услуги или даже повышать эффективность операций с иностранной валютой. Снижение издержек, на взгляд автора, вполне реально. Если сравнить данные отчетов о прибылях и убытках за 2005 и 2006 год, можно наблюдать, что административно-управленческие расходы выросли более чем в 1,6 раза. По мнению автора, это неоправданно высокий рост и на 2007 год административно-управленческие расходы нужно сокращать. Нужно также повышать эффективность инвестиций. А для этого нужно вкладывать деньги только в такие инвестиционные проекты, чья доходность будет не ниже рентабельности инвестированного финансового капитала.

Итак, проанализировав динамику изменения основных финансовых пропорций за последние 5 лет, можно составить следующий план на 2007 год:

Рост операционной прибыли должен опережать рост активов. Итак, сумма активов должна вырасти на 17%, а операционная прибыль на 2007 год – в 1,5 раза. По мнению автора, это вполне достижимо, так как в 2005 году выручка уже увеличивалась чуть больше, чем в 1,5 разаКаким образом можно достичь такого роста, подробнее было рассмотрено выше. Соотношение заемного и собственного капитала можно немного снизить до 9. Итого совокупный капитал на 2007 год составит 348320,013 × 1,17 = 409276,0153 млн. руб., заемный капитал – 409276,0153 × (8 : 9) = 363800,902 млн. руб., собственный капитал –409276,0153 × (1 : 9) = 45475,113 млн. руб., а операционная прибыль – 16303,771 × 1,5 = 24455,6565 млн. руб. Текущие активы должны сравняться по стоимости с текущими обязательствами, то есть платежеспособность нужно поднять до 1.

Средняя процентная ставка (плата за заемный капитал) за последние годы снизилась до 2,9%. Так как последний год был не очень удачен для Альфа-Бан-ка, на 2007 год процентная ставка может составить 3%. Итого процентные пла-тежи по заемному капиталу составят 363800,902 × 0,03 = 10914,02707 млн. руб.

Теперь на основе сделанных выше расчетов можно составить прогнозную таблицу 5 «Планирование основных финансовых коэффициентов на 2007 год» с расчетом основных финансовых пропорций на 2007 год. Для сравнения в таблицу помещены данные за 2005 и 2006 год.

 

Показатель

2005 год

2006 год

План

Собственный капитал

25728,749

38576,123

45475,113

Заемный капитал

207254,349

309743,89

363800,902

Активы

232983,098

348320,013

409276,0153

Операционная прибыль

14195,721

16303,771

24455,6565

Ставка налога

0,24

0,24

0,24

Чистая посленалоговая операционная прибыль

10788,74796

12390,86596

18586,29894

Проценты

6621,982

9124,545

10914027,07

Налоговая защита

5032,7062

6934,6542

8294,660576

Чистая прибыль

5756,04164

5456,21176

10291,63836

Платежеспособность

1,2502

0,8548

1

ROA = NI / A

2,47058

1,56644

2,51460

ROA  EBIT / A

6,09303

4,68069

5,97535

ROCE NOPAT / A

4,6307

3,557322

4,5413

ROE = NI/E

22,372023

14,144013

22,63136

Плечо финансового рычага

9,055361

9,02942

9

Дифференциал финансового рычага

2,470583

1,566436

2,51460

ROE = плечо × дифференциал

22,372023

14,144013

22,63136

Таблица 5 Планирование основных финансовых коэффициентов на 2007 год

Итак, за 2007 год предприятие должно улучшить свои основные финансовые пропорции для повышения эффективности своей работы, и как следствие, повышения доходности инвестиций. При успешном выполнении данного плана банк сможет поднять эффективность своей работы как минимум до уровня 2005 года. А по некоторым показателям – даже «обогнать» этот столь удачный год. Показатель финансовой зависимости (плечо финансового рычага) должен ненамного снизиться. Также для повышения эффективности работы банка не стоит допускать слишком высокого роста активов, так как это может в дальнейшем снизить показатели рентабельности.

Итак, на основе предыдущих расчетов можно составить прогнозный баланс на 2007 год.

 

Актив, млн. руб.

Пассив, млн. руб.

Статья

Начало года

Конец года

Статья

Начало года

Конец года

Внеоборотные активы:

3392,164

3642,678

Собственный капитал:

 

 

Оборотные активы:

 

 

Уставный капитал

1328,038

1328,038

Денежные средства

10355,458

12725,574

Добавочный капитал

31791,87324

33855,43664

Обязательные резервы

5738,217

6059,569

Чистая прибыль за период

5456,21176

10291,63836

Дебиторы

298694,129

356924,689

Итого:

38576,123

45475,113

Ценные бумаги

18110,301

27368,564

Заемный капитал

 

 

Прочее

12029,744

2554,9413

Долгосрочный

41154,936

3642,678

Итого:

344927,85

405633,337

Краткосрочный

268588,954

360158,224

 

 

 

Итого:

309743,89

363800,902

Баланс

348320,013

409276,0153

Баланс

348320,013

409276,0153

Таблица 6 Прогнозный баланс на 2007 год

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пункте 1.1 «Цели, задачи, необходимость финансового планирования» дано определение финансовому планированию. Финансовое планирование – управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Два важнейших объекта финансового планирования – финансовые ресурсы и денежные потоки. Финансовое планирование нужно, чтобы понимать, что, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать, знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей, добиться эффективного использования привлеченных ресурсов и предвидеть неблагоприятные ситуации. Одна из важнейших черт всех финансовых планов – гибкость.

В пункте 1.2 «Краткосрочное финансовое планирование» говорится, что основные методы краткосрочного финансового планирования – бюджетирование (составление прогнозной отчетности) и прогнозирование основных пропорций (коэффициентов). Срок краткосрочного финансового планирования, как правило, составляет один год.

В пункте 1.3 «Долгосрочное финансовое планирование» говорится что, как правило, срок долгосрочного планирования составляет от двух до пяти лет. Однако бывают долгосрочные планы сроком и на сто лет. Долгосрочные планы куда менее подробны, чем краткосрочные. Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта. Именно долгосрочное планирование предполагает покупку долгосрочных активов и любые долгосрочные вложения.

В пункте 2.1 «Базовая модель компании Дюпон» подробно рассмотрены простейшие способы расчета основных показателей рентабельности: рентабельности собственного капитала, рентабельности инвестированного финансового капитала, рентабельности инвестиций и три способа исчисления рентабельности активов. Рассмотрены особенности применения каждой модели, ее плюсы и минусы.

В пункте 2.2 «Трехфакторная модель компании Дюпон» рассмотрена соот-ветствующая модель этой компании. В этом случае рентабельность капитала исчисляется как произведение рентабельности реализованной продукции, ресур-соотдачи, (оборачиваемости активов) и коэффициента финансовой зависимости. Модель хороша тем, что расщепляет рентабельность продукции на три компо-нента: контроль над расходами использование активов и использование займов.

В пункте 2.3 «Расширенная модель компании Дюпон» показаны три варианта расширенной модели компании Дюпон и особенности их применения. А также показана модель сбалансированного роста. Показана подробная схема модели компании Дюпон.

В пункте 2.4 «Применение модели компании Дюпон для прогнозирования рыночной капитализации компании» рассмотрены некоторые аспекты применения модели компании Дюпон. Разобраны формула рыночной капитализации компании и формула котировки обыкновенной акции компании.

Пункт 3.1 «Краткая характеристика предприятия» характеризует ОАО «Альфа-Банк». Показано, что Альфа-Банк – один из самых крупных и успешных банков России. Альфа-Банк сегодня единственный банк, которому международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило оценку устойчивости на уровне «BBB-». То есть, по мнению рейтингового агентства, акции Альфа-Банка относятся к акциям инвестиционного класса.

В пункте 3.2 «Анализ отчетности предприятия с использованием модели компании Дюпон» проведен детальный анализ эффективности работы банка за 5 лет, сделан вывод, что наиболее удачным для банка был 2005 год. А в 2006 году основные показатели рентабельности значительно ухудшились. Составлен план на 2007 год, позволяющий банку вернуться к показателям рентабельности 2005 года.

Список использованных источников

1.    Басовский Л. Е., Лунева А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2005 г, 222 стр.

2.    Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов – М. ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997 г., 1120 стр.

3.    Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-х томах СПб: Экономическая школа, 1997 г., т. 2, 669 стр.

4.    Бригхем Ю., Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента – М.: РАГС; ОАО «Издательство «Экономика», 1998 г., 823 с.

5.    Вакуленко Т. Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для приня­тия управленческих решений СПб.: “Издательский дом Герда”, 2001 г., 288 стр.

6.    Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры – М.: Финансы и статистика, 2002 г., 560 стр.

7.    Лытнев О. Н. Основы финансового менеджмента ч. 2: Учебное пособие – Калининград: Изд-во КГУ, 2001 г., 109 стр.

8.        13. Финансовое планирование и бюджетирование в фирме – http://media.karelia.ru/~resource/econ/teor_fin/3.htm

9.    Аверчев И. Как оценить эффективность работы компании – Финансовый директор – http://www.fd.ru/

10.                 Анализ доходности собственного капитала по методике фирмы «Дюпон» – http://www.iteam.ru/articles.php?pid=7&tid=2&sid=30&id=291

11.   Булатова Е. Модель эффективного управления бизнесом (модель Дюпона)http://recearch.rbc.ru

12.   Годовые и социальные отчеты ОАО «Альфа-Банк» – http://www.alfabank.ru/about/annual_report/

13.   Журнал «Euromoney» назвал «Альфа-Банк» лучшим банком в России в 2007 году – http://www.alfabank.ru/press/

14.   Зачем необходимо финансовое планирование? – http://dist-cons.ru/fonm/tm7/fm7_0.html

15.   История банкаhttp://www.alfabank.ru/about/awards/history/1991/

16.   История банкаhttp://www.alfabank.ru/about/awards/history/2007/

17.   Оценка бизнеса http://www.ps-ocenka.ru/biznes/index.htm?127

18.   Савчук В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия – http://www.cfin.ru/management

19.   Характеристика многофакторной модели Дюпон – http://www.dist-cons.ru/modules/DuPont/section3.html

20.   Программа «КонсультантПлюс»

- 45 -

 

Информация о работе Использование модели Дюпона для планирования основных финансовых пропорций