Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.
Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.
Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Капитал - оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предпр.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия»

 

 

Введение

 

Изучение дисциплины «Экономика организации» играет большую  роль в процессе формирования истинного представления о своей будущей профессии у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Предыдущие изученные экономические дисциплины имели более масштабный объект познания и давали знания об экономике в целом. «Экономика организации» сужает объект изучении до масштабов отдельной организации (предприятия). Изучая предприятие (организацию) как единую систему со всем многообразием ее компонентов, мы познаем основы и принципы функционирования любого предприятия. А теоретические знания в содружестве с практическими навыками гарантируют успех в любом деле, в том числе и в менеджменте. Основную задачу менеджера – грамотно руководить, управлять организацией – выполнить практически не возможно, не зная законов ее функционирования. Информация, полученная в ходе изучения вышеназванной дисциплины, формирует первоначальный багаж профессиональных знаний будущего менеджера.

Тема данной работы выбрана  неслучайно: оборотный капитал наряду с основным капиталом играет основополагающую роль в «жизни» любого предприятия. Нет капитала – нет предприятия. Этот закон универсален как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций.

Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.

Задачами являются:

  • анализ теоретических основ;
  • анализ деятельности конкретного предприятия;
  • вывод практических рекомендаций для анализируемого предприятия.

В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем  деятельность конкретного предприятия  и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.

Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.

Курс работы состоит из трех частей:

  1. В первой части данной работы излагаются теоретические основы: что именно представляют собой оборотные средства предприятия; кроме того, дается историческая справка термина «предпринимательство»; детально раскрывается сущность понятий «предприятие» и «торговое предприятие в частности»
  2. В данной части рассматривается организационно-правовая форма предприятия, выявляются ее достоинства и недостатки. Также отмечается вид предприятия по размеру (т.е. по числу занятых на данном предприятии) В данной главе производится анализ и оценка использования оборотных средств предприятия;
  3. В данной главе приводятся рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия на основе выявленных недостатков.

 

 

 

1. Анализ теоретических основ формирования оборотных средств предприятия

 

1.1 История возникновения  и сущность предпринимательства в России. Предприятие как субъект рыночной экономики. Определение и характеристики торгового предприятия

 

В России предпринимательство  существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689–1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства  стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности – акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой  войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление  в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – нэп (1921–1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 90-е года началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.

В зарубежной литературе в настоящее время под термином предпринимательство понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние  века – антрепренер) и «предпринимательство» /22, С. 18/.

  • 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;
  • 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;
  • 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;
  • 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;
  • 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;
  • 1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;
  • 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;
  • 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

В Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

В соответствии с законом  РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» «предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке установленным настоящим законом, для производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли». /1.С. 1/

То есть, при детальном  раскрытии понятия «предприятия» целесообразно его рассматривать в следующих аспектах: организационно-экономическом, правовом, места и роли предприятия в рыночной экономике.

С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, используемых для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления социально-значимых функций.

Однако данное определение  «предприятия» неполное, т. к. оно раскрывает только одну его сторону, а именно, что предприятие – это хозяйствующий субъект, целью и задачами которого является предпринимательская деятельность.

Предприятие должно помимо этого самостоятельно принимать решения по всем видам и результатам деятельности, нести ответственность за свои действия. С этой точки зрения предприятие выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект рынка, т.е. должно иметь самостоятельность. Иначе это не предприятие, а просто хозяйственная единица. Причем самостоятельность может быть двоякой: полной экономической и оперативно-хозяйственной. В первом случае предприятие функционирует за счет собственных средств, т.е. имеет полную экономическую самостоятельность, во втором – за счет средств другого предприятия, местного органа власти, государства и имеет только оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Предприятия производят, транспортируют, реализуют товары, осуществляют иные виды предпринимательской  деятельности, необходимые для рынка, общества. Следовательно, предприятие является основным звеном общественного производства.

Предприятие должно быть юридическим лицом: иметь в собственности  обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, ПРЕДПРИЯТИЕ – это основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли и осуществления социально-значимых функций./1, С. 24/

Основные признаки предприятия:

  • должно иметь определенную систему организации коллектива работников, свою структуру, технологию, порядок управления;
  • должно иметь обособленное имущество (самостоятельно им распоряжаться);
  • нести имущественную ответственность за свои действия и обязательства;
  • иметь собственное имя (наименование).

Данное определение  относится к любому предприятию, независимо от формы его собственности, целей создания, видов деятельности.

В настоящее время  в Российской Федерации могут  создаваться и действовать предприятия  находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности общественных организаций. А также в Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятии смешанной формы собственности, на собственности Российской Федерации и входящих в ее состав республик, автономных областей, местных Советов и органов местного самоуправления, иностранных государств, международных организаций, юридических лиц и граждан России.

В данной работе мы анализируем  деятельность конкретного предприятия ЗАО «ЦУМ», занимающегося торговлей, следовательно, имеет смысл подробнее остановиться на определении торгового предприятия.

Торговое  предприятие – это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли.

Не зависимо от формы  собственности предприятия торговли, как правило, работают на условиях полного  хозяйственного расчета, самоокупаемости  и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры и ведет расчеты с производителями и поставщиками потребительских товаров, а также с потребителями этих товаров.

Важными задачами действующих  предприятий торговли являются:

– удовлетворение потребностей и обеспечение населения потребительскими товарами;

– получение прибыли;

– недопущение сбоев в работе (ритмичность и равномерность реализации товаров, снижение рентабельности);

– информационное и консалтинговое обслуживание;

– маркетинговые исследования и др.

Информация о работе Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия