Курс лекций по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 23:07, курс лекций

Описание

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.


1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

2. Функции финансового менеджмента.

3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые

концепции финансового менеджмента.

4. Основные этапы развития финансового менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по фин менеджменту.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Курс  лекций по финансовому  менеджменту

 

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового  менеджмента. 

1. Сущность, цель  и задачи финансового менеджмента.

2. Функции финансового  менеджмента.

3.  Терминология  и  базовые  понятия   финансового   менеджмента.   Базовые

   концепции  финансового менеджмента.

4. Основные этапы  развития финансового менеджмента. 

     1. Сущность, цель и  задачи финансового  менеджмента. 

      Финансовый менеджмент представляет  собой важную часть менеджмента,  или

форму    управления    процессами     финансирования     предпринимательской

деятельности.

      Финансовый менеджмент, или управление  финансами предприятия,  означает

управление  денежными  средствами,  финансовыми  ресурсами  в  процессе   их

формирования, распределения и использования с целью получения оптимального

конечного результата.

      Финансовый  менеджмент   представляет   собой   управление   финансами

предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса  акций,

максимизацию стоимости  бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня  дивидендов,

чистых  активов  в  расчете  на  одну  акцию,   а   также   на   поддержание

конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

      Финансовый менеджмент как наука   управления  финансами  направлена  на

достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

      Финансовый  менеджмент  как   система  управления   состоит   из   двух

подсистем:

      1) управляемая подсистема (объект  управления)

      2) управляющая подсистема (субъект управления). 

      Финансовый менеджмент реализует  сложную систему управления  совокупно-

стоимостной  величиной  всех  средств,  участвующих  в   воспроизводственном

процессе, и  капиталом,  обеспечивающим  финансирование  предпринимательской

деятельности.

       Объектом  управления  является  совокупность  условий   осуществления

денежного оборота  и  движения  денежных  потоков,  кругооборота  стоимости,

движения  финансовых  ресурсов  и  финансовых  отношений,   возникающих   во

внутренней  и  внешней  среде  предприятия.  Поэтому  в  объект   управления

включаются следующие  элементы:

      1) Денежный оборот;

      2) Финансовые ресурсы;

      3) Кругооборот капитала;

      4) Финансовые отношения. 

      Субъект управления – совокупность  финансовых  инструментов,  методов,

технических средств, а также  специалистов,  организованных  в  определенную

финансовую     структуру,     которые     осуществляют      целенаправленное

функционирование  объекта   управления.   Элементами   субъекта   управления

являются:

      1) Кадры (подготовленный персонал);

      2) Финансовые инструменты и методы;

      3) Технические средства управления;

      4) Информационное обеспечение. 

      Целью финансового менеджмента  является выработка определенных  решений

для достижения оптимальных  конечных результатов  и  нахождения  оптимального

соотношения   между   краткосрочными   и   долгосрочными   целями   развития

предприятия и  принимаемыми решениями в текущем  и  перспективном  финансовом

управлении.

      Главной целью финансового менеджмента является  обеспечение роста

благосостояния  собственников предприятия в  текущем и перспективном  периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении  максимизации  рыночной

стоимости бизнеса (предприятия) и  реализует  конечные  финансовые  интересы

его владельца. 

      Основные задачи  финансового менеджмента:

1). Обеспечение   формирования  достаточного  объема  финансовых  ресурсов  в

соответствии с  потребностями предприятия и  его стратегией развития.

2). Обеспечение  эффективного использования   финансовых  ресурсов  в  разрезе

основных направлений  деятельности предприятия.

3). Оптимизация  денежного оборота и расчетной  политики предприятия.

4). Максимизация  прибыли при допустимом уровне  финансового риска и

     благоприятной  политике налогообложения.

5). Обеспечение  постоянного финансового равновесия  предприятия  в  процессе

его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и

     платежеспособности. 

     2. Функции финансового  менеджмента. 

     Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта  управления

      - воспроизводственная, обеспечивает  воспроизводство  авансированного

        капитала на расширенной основе;

      -  производственная  –  обеспечение   непрерывного   функционирования

        предприятия и кругооборота капитала;

      - контрольная (контроль управления  капиталом, предприятием). 

2). Функции субъекта  управления

      - прогнозирование финансовых ситуаций  и состояний;

      - планирование финансовой деятельности;

      - регулирование;

      - координация деятельности всех  финансовых подразделений с   основным,

        вспомогательным и обслуживающим  подразделениями предприятия;

      - анализ и оценка состояния  предприятия;

      - функция стимулирования;

      -  функция   контроля   за   денежным   оборотом,   формированием   и

        использованием финансовых ресурсов. 

     1. Терминология  и базовые  понятия  финансового   менеджмента.  Базовые

        концепции финансового менеджмента. 

      Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных

концепциях:

      1). Концепция денежного потока.

      2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

      3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

      4). Концепция цены капитала.

      5). Концепция эффективности рынка  капитала.

      6). Концепция асимметричности информации

      7). Концепция агентских отношений.

      8). Концепции альтернативных затрат. 

      1). Концепция денежного потока  предполагает

      -  идентификацию денежного потока,  его продолжительность и   вид

        (краткосрочный, долгосрочный, с  процентами или без);

      - оценка факторов, определяющих  величину элементов денежного  потока;

      -  выбор  коэффициента  дисконтирования,  позволяющего   сопоставить

        элементы потока, генерируемые в  различные моменты времени;

      - оценка риска, связанного с  данным потоком, и способы его  учета 

      2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

      Временная ценность – объективно существующая  характеристика  денежных

ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

      А) Инфляцией

      Б) Риском недополучения, или  неполучением ожидаемой суммы

      В) Оборачиваемостью 

      3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

      Смысл концепции: получение любого  дохода в бизнесе практически   всегда

сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо  пропорциональная.  В  то

же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть  сопряжена

с минимизацией риска. 

      4). Концепция цены капитала –  обслуживание того  или  иного   источника

финансирования  обходится  для  фирмы   неодинаково,   следовательно,   цена

капитала показывает минимальный уровень  дохода,  необходимый  для  покрытия

затрат по  поддержанию  каждого  источника  и  позволяющий  не  оказаться  в

убытке.

      Количественная оценка цены капитала  имеет ключевое значение в   анализе

инвестиционных  проектов и  выборе  альтернативных  вариантов  финансирования

предприятия. 

       5). Концепция эффективности рынка капитала – операции  на  финансовом

рынке (с ценными  бумагами) и их объем зависит от того,  на  сколько  текущие

цены  соответствуют  внутренним  стоимостям  ценных  бумаг.  Рыночная   цена

зависит от  многих  факторов,  и  в  том  числе от  информации.  Информация

рассматривается как основополагающий фактор, и насколько  быстро  информация

отражается на ценах, настолько меняется уровень  эффективности рынка.

      Термин  «эффективность»  в   данном   случае   рассматривается   не  в

экономическом, а  в информационном плане, т. е. степень  эффективности  рынка

характеризуется  уровнем  его  информационной  насыщенности  и   доступности

информации участникам рынка.

      Достижение информационной эффективности  рынка базируется на выполнении

следующих условий:

      - рынку свойственна множественность  покупателей и продавцов;

      -  информация  доступна  всем  субъектам  рынка  одновременно,  и  ее

        получение не связано с затратами;

      -  отсутствуют  транзакционные  затраты,  налоги  и другие  факторы,

        препятствующие совершению сделок;

      - сделки, совершаемые отдельным  физическим или юридическим лицом,  не

        могут повлиять на общий уровень  цен на рынке;

      - все субъекты рынка действуют  рационально, стремясь  максимизировать

        ожидаемую выгоду;

      -  сверхдоходы  от  сделки  с   ценными   бумагами   невозможны   как

        равновероятностное  прогнозируемое  событие  для  всех   участников

        рынка. 

      Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на  этом рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать

     больше, чем в среднем доход на инвестиционный  капитал при заданной

Информация о работе Курс лекций по "Финансовому менеджменту"