Планирование структуры капитала корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – ознакомиться с понятием структуры капитала, рассмотреть основные направления планирования и оптимизации структуры капитала корпорации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и сущность структуры капитала;
произвести анализ состава, структуры и динамики капитала в ОАО «Витебские ковры»;
рассмотреть основные направления управления капиталом.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы структуры капитала корпорации
7
1.1 Понятие капитала корпорации. Теории структуры капитала
7
1.2 Анализ структуры, состава и динамики капитала корпорации
22
2 Анализ структуры капитала предприятия ОАО «Витебские ковры»
28
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Витебские ковры»
28
2.2 Анализ структуры капитала предприятия ОАО «Витебские ковры»
36
3 Управление капиталом корпорации
48
3.1 Основные направления управления капиталом корпорации
48
3.2 Финансовые методы увеличения капитала корпорации
51
Заключение
54
Список использованных источников
57

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ БАЗА.docx

— 145.07 Кб (Скачать документ)

Данная формула открывает  широкие возможности по определению  безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования, облегчению налогового бремени для  предприятия, определению целесообразности приобретения акций предприятия  с теми или иными значениями дифференциала, плеча рычага и уровня ЭФР в  целом.

Попробуем применить данную формулу  и рассчитать эффект финансового  рычага ОАО «Витебские ковры» по состоянию на 01.01.2011 года.

Экономическая рентабельность рассчитывается по формуле 2.2:

 

 .       (2.2)

 

В данном случае, из-за недостатка информации, при расчете экономической рентабельности будем учитывать только балансовую прибыль и итог баланса. Таким образом, расчет экономической рентабельности представлен в формуле 2.3:

 

.                                 (2.3)

 

Из-за недостатка информации примем среднюю  расчетную ставку процента равной 40%. Таким образом, расчет эффекта финансового рычага проводится по формуле 2.4:

 

.             (2.4)

 

В нашем случае наблюдается отрицательный  эффект финансового рычага, в результате чего происходит уменьшение собственного капитала. Предприятию следует срочно увеличить свою экономическую рентабельность, иначе такая ситуация может негативно сказаться на будущем финансовом положении организации [8, с.246].

Привлечение заемных средств в такой ситуации невыгодно, поэтому предприятию следует ограничить привлечение заемных средств при такой низкой экономической рентабельности и высокой процентной ставке. Следует искать альтернативные источники привлечения капитала.

Таким образом, во второй главе  данной курсовой работы мы ознакомились с краткой характеристикой предприятии  ОАО «Витебские ковры», провели анализ состава, структуры и динамики капитала предприятия, рассчитали основные показатели, характеризующие эффективность  использования собственного и заемного капитала. Также следует отметить, что на основании результатов  проведенного анализа мы сделали  вывод о том, что  предприятию  следует улучшить управление как  собственным, так и оборотным  капиталом. Основные направления управления капиталом компании, а также методы увеличения последнего более подробно мы рассмотрим в третьей главе данной курсовой работы.

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ

 

    1. Основные направления управления капиталом корпорации

 

Управление капиталом является важной и необходимой составляющей системы управления предприятием в целом, обеспечивающей стабильность его работы в современных рыночных условиях. Система управления капиталом предприятия представляет собою совокупность взаимосвязанных элементов, которые включают принципы и методы управления, направленные на формирование оптимальной величины и структуры капитала, эффективное его использование в хозяйственной деятельности предприятия [2, с.112].

К принципам, на которых основывается система управления капиталом предприятия, можно отнести:

– интегрированность с  общей системой управления предприятием;

– системный характер принятия управленческих решений;

– высокий динамизм управления;

– множественность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

– направленность на стратегические цели развития предприятия;

– правовая защита;

– оптимизация управления.

На современном этапе  развития экономики основной целью  управления капиталом является обеспечение  финансовой устойчивости и безопасности предприятия в долгосрочном периоде  с учетом максимизации его рыночной стоимости. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– формирование оптимальной  величины и структуры капитала предприятия;

– распределение сформированного  капитала предприятия по видам деятельности и направлениям использования;

– обеспечение условий  достижения максимальной доходности капитала при ожидаемом уровне финансового риска;

– минимизация уровня финансового  риска, связанного с использованием капитала, при запланированном уровне его доходности;

– обеспечения постоянного  финансового равновесия предприятия  в процессе его развития;

– обеспечение достаточного уровня финансового контроля над  предприятием со стороны учредителей;

– обеспечение достаточного уровня финансовой гибкости предприятия;

– оптимизация показателей  оборотности капитала предприятия;

– своевременное реинвестирование капитала предприятия [4, с.123].

Система управления капиталом предприятия включает в себя следующие подсистемы:

– управление собственным  капиталом, сформированным как из внутренних, так и из внешних источников;

– управление заимствованным капиталом, привлеченным с использованием таких внутренних источников как  взносы участников, выпуск акций и  др.;

– управление заемным капиталом (банковский, товарный кредиты, эмиссия  облигаций и др.);

– оптимизация структуры  капитала.

Управление капиталом  предприятия основывается на стратегии  и тактике управления. Стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности предприятия для достижения поставленных целей. Стратегия управления капиталом предприятия не должна противоречить общей стратегии развития самого предприятия, поскольку является ее составляющей. Определение стратегии управления капиталом предприятия необходимо осуществлять с учетом особенностей его формирования и использования, условий внешней среды, а также целей и направлений деятельности предприятия. Следовательно, стратегия управления капиталом должна быть ориентирована на улучшение основных показателей, характеризирующих эффективность формирования и функционирования капитала, содействовать укреплению финансовой устойчивости предприятия.

Тактика управления предусматривает  использование конкретных методов  и приемов для достижения поставленной цели в определенной ситуации и в  определенный момент времени. Основным заданием тактики управления является выбор наиболее оптимального решения  и способов его реализации на определенном этапе развития предприятия.

Управление капиталом  предприятия предполагает использование  двух групп инструментов:

  • внешние инструменты представляют собою совокупность определенных рычагов на макроуровне, которые влияют на процессы формирования и использования капитала на микроуровне (государственное нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий, рынка ценных бумаг, валютное регулирование; доступность кредитных ресурсов и др.);
  • внутренние инструменты управления капиталом направлены на повышение эффективности его формирования и использования за счет оптимизации влияния внутренних факторов развития предприятия, выявления скрытых возможностей и резервов (стратегия формирования капитала и целевая финансовая политика, методика выбора оптимального источника финансирования, система внутренних нормативов по отдельным аспектам формирования капитала и др.) [12, с.275].

Таким образом, управление капиталом  предприятия предусматривает поиск  и принятие наиболее рациональных управленческих решений с целью повышения  эффективности его использования, посредством влияния на величину, структуру и источники формирования капитала. При этом механизм управления капиталом предприятия предусматривает: определение целей и задач  управления, контроль над их выполнением; разработку стратегии и тактики управления капиталом; использование современных методов и моделей в процессе управления; своевременный анализ эффективности использования капи тала; оптимизацию управления капиталом предприятия с учетом внешних и внутренних факторов.

 

3.2 Финансовые  методы увеличения капитала корпорации

 

Капитал – специфическая категория, несущая различную «нагрузку» в зависимости от:

    • роли в производстве;
    • источников формирования;
    • характера оборота и ликвидности;
    • метода исчисления.

Основной метод  увеличения капитала – наращивание реинвестируемой прибыли, которое, как известно, зависит от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны с формированием массы валовой прибыли и её базового компонента – предпринимательского дохода, а с другой – с решениями финансового менеджера:

  • о распределении валовой прибыли и расширении её инвестируемой части;
  • о выборе инвестиционного проекта и привлечения источников его финансирования [5].

Эти решения принимаются по трем основным критериям: эффективности (растущей рентабельности, доходности), безрисковости (достаточно низкой степени риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости или высвобождения денежных средств из борота).

В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, образуя  систему финансовых динамических показателей, предопределяющих масштаб, сумму, время  и иные условия увеличения капитала.

Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной количественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детерминированных  факторов увеличения капитала важен фактор роста объема производства и реализации продукции, работ, услуг, которые сам по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает ещё более значительный рост прибыли за счет относительной экономии условно-постоянных элементов себестоимости. Этот фактор заслуживает особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность и взрывы имеют первопричиной падение объема производства и «бегство» капитала от физических инвестиций.

Однако наука и практика финансового менеджмента разработали специфические финансово-кредитные методы расширения капитала или привлечения финансовых ресурсов в собственный оборот. К ним можно отнести:

  • эмиссию и куплю-продажу акций, облигаций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг;
  • операции с иностранной валютой;
  • лизинг;
  • ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов;
  • чисто финансовые методы, мобилизирующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли;
  • оффшорные операции, которые охватывают и законные способы оптимизации налоговых платежей;
  • франчайзинг.

Франчайзингом называют продажу  лицензии (франшизы) или прав пользования  товарным знаком, технологиями, консультациями, другими методами на рынке известной  фирмы (франчайзера) малоизвестной  фирме (франчайзи), что обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в бизнес франчайзера, укрепляя конкурентоспособность последнего и качество продукции работ, услуг, ибо франчайзи, как правило, обязуется соблюдать предписанные франчайзером стандарты качества и технологий.

Методы такой мобилизации  инвестиционного капитала очень  разнообразны. Это получение франчайзером дохода практически из всех названных  в этом подпункте источников, а  также аренды и субаренды земли, которую арендует и благоустраивает  франчайзи для организации франчайзером своих производств и последующей  их субаренды, от совместной производственной, торговой, рекламной, финансовой деятельности. Однако и при производственном, и торговом, и деловом франчайзинге финансовая схема традиционна; акт продажи франшизы сопровождается первым, разовым платежом, вносимым иногда частями, а затем проводятся систематические платежи за услуги, оказываемые франчайзером франчайзи согласно контракту, реализацию товаров или отдельных ассортиментных групп продукции франчайзера, рекламу, предоставление гарантии или залога для привлечения ссуд и средств инвесторов, скидки на все виды деятельности, в том числе на организацию новых производств, обучение, консалтинговую помощь в бизнесе и т.п.

Франчайзинг, ставший весьма распространенным в мировом бизнесе  методом мобилизации инвестиционного  капитала, способен привлекать собственный  и заемный капитал многих инвесторов, включая предпринимателей малого бизнеса  и даже физических лиц, стремящихся организовать собственное дело [14, с.597].

Таким образом, в данной главе  мы ознакомились с основными направлениями  управления капиталом корпорации, рассмотрели  систему управления капиталом, основные принципы. Также мы ознакомились с  финансовыми методами увеличения капитала, выделив при этом франчайзинг  как наиболее распространенный метод  привлечения собственного и заемного капитала в мировой практике.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Капитал любой корпорации может быть представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами.

Собственный капитал представлен  уставным, добавочным и резервным  капиталом, а также нераспределенной прибылью. Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные  обязательства предприятия перед  третьими лицами. К основным видам  обязательств предприятия относятся: долгосрочные и краткосрочные кредиты  банков, долгосрочные и краткосрочные  займы, кредиторская задолженность.

При формировании структуры капитала одной из важнейших проблем является проблема оптимального соотношения  собственных и заемных средств. Здесь одним из инструментов, применяемых  финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового  рычага. Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Информация о работе Планирование структуры капитала корпорации