Внутрифирменный контроль за исполнением бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:33, реферат

Описание

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль - это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей

Содержание

1. Содержание основных понятий внутрифирменного контроля в организации…..3
2. Методы проведения контроля……………………………………………………….7
3. Оценка эффективности системы контроля в организации……………………….11
4. Порядок контроля за исполнением бюджетов ……………………………………14
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

реферат тофм.docx

— 37.22 Кб (Скачать документ)

Законодательные (представительные) органы власти осуществляют предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законопроектов по бюджетно-финансовым вопросам, текущий  контроль — в процессе исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, последующий контроль — в период рассмотрения и утверждения отчетов  об исполнении бюджетов. Кроме того, законодательные органы вправе получать от органов исполнительной власти необходимые сопроводительные материалы при утверждении бюджетов и оперативную информацию о ходе их исполнения. Важнейшим правом законодательных органов является утверждение или неутверждение отчетов об исполнении бюджетов и вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. 

Законодательные органы государства и представительные органы муниципальных образований  согласно ст. 265 БК РФ имеют право  получать информацию по всем бюджетным  вопросам функционирования бюджетов муниципальных  образований. 

Помимо  этого контроль обеспечивается специальными органами, созданными исполнительной властью, — Минфином РФ, Федеральным  казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных  образований, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств. За ними закреплено право осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Главное место в этом принадлежит Минфину  РФ. Министерство осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных  средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Очень важно, что этот орган получил право в случаях, установленных Бюджетным кодексом, осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также вправе организовывать финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. 

Не менее  важную роль в этом играет и Федеральное  казначейство РФ, которое осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. Оно не только исполняет функции контроля, но также координирует работу других контролирующих структур, созданных исполнительными органами власти. 

В пределах своей компетенции финансовый контроль осуществляют главные распорядители, распорядители бюджетных средств, которые помимо прочего наделены правами проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений. 

В случае самостоятельного исполнения своих  бюджетов, и этот факт интересен  сам по себе, осуществление финансового  контроля финансовыми органами субъектов  РФ и муниципальных образований  может осуществляться за операциями с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. А при передаче исполнения бюджета  органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль в отношении тех же субъектов  за соблюдением условий выделения, распределения, получения, целевого использования  и возврата бюджетных кредитов, бюджетных  ссуд, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий. 

Большую роль в обеспечении исполнения и  контроля за исполнением бюджетов играет отчетность об исполнении бюджета, которая может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой и представляется уполномоченными исполнительными органами в законодательные и контролирующие органы. 

В ст. 241 Бюджетного кодекса РФ устанавливается  порядок, согласно которому вся отчетность будет строиться на основе единой методологии, право на установление которой закреплено за Правительством РФ. На федеральном уровне в конце каждого финансового года на основе распоряжения министра финансов РФ о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности все получатели бюджетных средств должны готовить свои годовые отчеты по доходам и расходам. В них указываются данные о степени выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. 

Все отчеты в конечном счете поступают в Минфин РФ, где обобщаются и сводятся в единый документ. Совместно с Министерством государственного имущества РФ Минфин РФ готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. 

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или  органе местного самоуправления может  быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Осуществляется она  органами Минфина РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между  органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ. 

Не позднее 1 июня текущего года Правительство  РФ ежегодно обязано представлять в  Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме проекта федерального закона. В таком же порядке вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных  целевых бюджетных фондов. Отчет  об исполнении федерального бюджета  должен быть составлен в соответствии со структурой бюджета и бюджетной  классификацией. 

Вместе  с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляются и другие документы и материалы, в том числе: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ, отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др. 

Перед началом рассмотрения отчета об исполнении бюджета контрольные органы представительных органов власти проводят внешнюю  проверку указанного отчета. 

На федеральном  уровне такую проверку в течение 1,5 месяцев после представления  данного отчета в Государственную  Думу осуществляет Счетная палата РФ, которая использует при этом материалы  и результаты ранее проведенных  проверок и ревизий. По результатам проверки Счетной палатой готовится заключение, которое содержит материал по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с обозначением сумм кассовых расходов, использованных по целевому назначению, и случаев нецелевого применения бюджетных средств с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение об их нецелевом использовании, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей. 

В данном заключении подробно указываются факты, по которым допущено расходование средств  федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх  бюджетной росписи, каждый случай финансирования расходов, не предусмотренных федеральным  законом о федеральном бюджете  либо бюджетной росписью, а также  нарушения порядка предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и т.д. 

Порядок рассмотрения Государственной Думой  отчета об исполнении федерального бюджета  предусматривает, чтобы он был рассмотрен в течение 1,5 месяцев после получения  заключения Счетной палаты РФ. В  процессе рассмотрения отчета депутаты Государственной Думы заслушивают  доклады руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета, министра финансов об исполнении федерального бюджета, Генерального прокурора  РФ о соблюдении законности в области  бюджетного законодательства и заключение председателя Счетной палаты РФ. В  обсуждении могут принять участие  председатель Конституционного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ. 

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной  палаты РФ Государственная Дума принимает  решение либо об утверждении данного  отчета, либо о его отклонении. Согласно ст. 273 БК РФ представительный орган власти вправе принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете при условии, что не вводился режим сокращения и блокировки расходов. 

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета  представительный орган власти имеет  право обратиться в прокуратуру  для проверки обстоятельств нарушения  бюджетного законодательства и привлечения  к ответственности виновных должностных  лиц. Обращение в прокуратуру  также возможно при наличии фактов превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов. 

При выявлении  фактов недостоверности и неполноты  сведений, содержащихся в заключениях  и иных документах, представляемых в Государственную Думу, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ освобождаются  от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации. Иные должностные  лица несут ответственность за недостоверность  и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с законодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования  законодательный (представительный) орган  субъекта РФ, муниципалитет вправе возбудить процедуру выражения  недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным  лицам, отзыва выборных должностных  лиц субъектов РФ, муниципальных  образований, привлечения к иным формам ответственности исполнительного  органа либо его должностных лиц. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.  Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Б 2-х т.: К., Ника-центр. - 2001. – 390 с.

2.  Бурцев В.В. Методологические аспекты внутреннего контроля на предприятии // Современный бухучет. – 2005. - № 2. – с.35-37

3.  Волосский А.А. Корпоративный финансовый контроль: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2000. - 186с.

4.  Ефимова О. В. Финансовый анализ. / 4-е изд. перераб. и доп. М., Бухгалтерский учет. - 2003. – 354 с.

5.  Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент.: М., Финансы и статистика, 2006. – 440 с.

 6. Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами.: М., Финансы и статистика. - 2006. – 234 с.

 7. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры.: М., Финансы и статистика, 2006. – 350 с.

 8.  Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М., ТК Велби. - 2005. – 332 с.

 9.  Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая / В.Д.Новодворский, Н.В.Клестова, А.В.Шпак // Финансы. - 2005. - № 4. - С.64-68.

 10. Тарасов А. Как нам организовать контроль? // Финансовый контроль. - 2004. - № 4. - С.50-56.

 11.  Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. – М.: «Финансы и статистика». – 2006. – 423с.

12.  Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. - М., 2005. - 751с.

Информация о работе Внутрифирменный контроль за исполнением бюджета