Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.

Содержание

Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

выход пр-й на рынок цб.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)
    1. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции.
      1. Динамика рынка акций

     Количество  открытых акционерных обществ в России постоянно растет. Причем за 2009 г. зафиксирован рост их числа на 9%, что больше, чем в предыдущие годы. Российское законодательство требует регистрировать все выпуски акций всех акционерных обществ (в том числе закрытых), и подавляющая часть всех акций абсолютно неликвидна. Крайне малая часть эмитентов акций представлена на фондовых биржах. В табл. 1 приведены сводные данные по акциям, которые предлагаются на российских фондовых биржах.

     Таким образом, на фондовых биржах в качестве эмитентов акций представлено менее 0,5% всех открытых акционер ных обществ, и этот показатель остается практически неизменным в течение последних лет. В целом число публичных эмитентов акций имеет незначительную тенденцию к росту. Обращает на себя внимание определенное сокращение котировальных списков, произошедшее за 2009 г.

     Следует отметить, что большинство выпусков акций, представленных на организованных рынках (около 70% от общего числа), относятся к ценным бумагам, допущенным к торгам без прохождения процедуры листинга (внесписочным ценным бумагам).

     Значительная  часть эмитентов акций представлена на двух основных российских фондовых биржах – ФБ ММВБ и РТС. Свыше  половины эмитентов акций представлены одновременно на обеих биржах, причем этот показатель демонстрирует тенденцию к уменьшению, то есть проявляется разделение эмитентов акций между фондовыми биржами. Депозитарные расписки на акции ряда российских эмитентов торгуются на зарубежных биржах. В табл. 2 приведены данные о распределении эмитентов акций по основным российским фондовым биржам, а также оценки агентством Standard&Poor’s2 количества российских эмитентов, акции которых допущены к торговле на РТС, ФБ ММВБ, NYSE, NASDAQ и входят в LSE-listed S&P EMDB Russia index. Незначительные отличия данных в табл. 2 и 3 связаны с особенностями учета. Таким образом, на внутреннем и внешнем организованных рынках акций представлено немногим более 330 российских компаний – эмитентов акций, и этот показатель увеличивается незначительно.

 

     Количество эмитентов акций, представленных как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет незначительную тенденцию к росту и составило по итогам года около 330 компаний. Темпы роста количества эмитентов акций, представленных на организованном рынке, значительно отстают от темпов роста количества зарегистрированных в стране открытых акционерных обществ. На внутреннем рынке около 55% компаний – эмитентов акций одновременно представлены на двух ведущих фондовых биржах – ФБ ММВБ и РТС. За год произошло определенное уменьшение количества выпусков акций, представленных в котировальных списках на внутреннем организованном рынке.

      1. Динамика  рынка корпоративных  облигаций

     В последние годы рынок корпоративных  облигаций развивался достаточно интенсивно. В табл. 12 приведены сводные годовые данные по количеству эмитентов облигаций и выпусков облигаций, относящихся к категории «рыночных», то есть тех, которые можно найти на рынке во вторичном обороте.

     Развитие  рынка корпоративных облигаций  до 2007 г. Характеризовалось быстрым  увеличением числа эмитентов и выпусков облигаций. Однако в 2007 г. темпы роста рынка корпоративных облигаций резко замедлились, а в 2008 г. проявился спад.

     В течение 2009 г. спад продолжился, в результате по итогам года количество «рыночных» эмитентов и эмиссий снизилось на 12% и составило 405 эмитентов, количество эмиссий снизилось на 3% и составило 630 выпусков. Необходимо обратить внимание, что сокращение количества эмитентов значительнее, чем сокращение количества эмиссий.

     На  рис. 14 приведен помесячный график объема рынка корпоративных облигаций (размещенные выпуски по номинальной стоимости) за 2005–2009 гг., в табл. 13 – сводные данные по итогам каждого года (как «рыночные» так, и «нерыночные» выпуски). В разные годы объемы корпоративных облигаций в обращении росли с разным темпом. Так, в 2005–2006 гг. отмечался заметный годовой прирост. Однако в следующие два года темпы роста резко снизились, и большую часть 2007–2008 гг. на рынке корпоративных облигаций новые размещения практически не проводились. Начиная с середины 2009 г. рост рынка корпоративных облигаций возобновился.

     Общий объем корпоративных облигаций  российских компаний в обращении  на конец 2009 г., по данным агентства CBONDS, составил 2526,4 млрд руб. по номинальной  стоимости, увеличившись за год на 58%. Необходимо отметить, что в 2009 г. существенно изменилась доля «нерыночных» выпусков корпоративных облигаций. Если в 2005 – начале 2008 гг. она оценивалась в среднем в 0,5% от общего объема выпущенных облигаций, то в 2009 г. этот показатель превысил уже 10%, в абсолютном выражении, по данным агентства CBONDS, объем таких эмиссий в конце года оказался свыше 260 млрд руб.

     Характерно, что в общем объеме корпоративных  облигаций в обращении постоянно  растет доля компаний финансового сектора3: от 18% в 2005 г. до 37% в 2009 г. Таким образом, финансовые компании, в первую очередь кредитные организации, все в больших объемах используют долговой рынок для финансирования.

     По  отношению к ВВП внутренний рынок  корпоративных облигаций российских компаний выглядит незначительным (2–6%). Размещения новых выпусков корпоративных облигаций происходят крайне неравномерно. В табл. 14 приведены данные о размещениях (суммарно, как «рыночных», так и «нерыночных» выпусков) в течение 2005–2009 гг., а в табл.14 – в 2009 г.

     Скачок  объемов размещений, а также количества выпусков корпоративных облигаций произошел в 2006–2007 гг. В кризисном 2008 г. При незначительном увеличении суммарного объема размещений количество эмитентов, проведших размещения, снизилось на 42%. Прошедший 2009 г. характерен тем, что при рекордном объеме размещений, превысившем 1 трлн руб., количество эмитентов, проведших размещения, снова сократилось более чем на 30%. Таким образом, все меньшее число предприятий используют возможности фондового рынка для долгового финансирования, но те, у кого такие возможности имеются, используют их все в больших объемах и более часто. В течение года скачок размещений корпоративных облигаций пришелся на второй квартал (увеличение объема размещений – более чем в пять раз). Также 2009 г. характерен повышенным объемом «нерыночных» размещений. Объем «рыночных» размещений, по имеющимся оценкам, составляет от 926 млрд руб.4 до 948 млрд руб.5 Основной торговой площадкой для публичного размещения корпоративных облигаций на организованном рынке является ФБ ММВБ. В табл. 16 приведены данные по первым десяти эмитентам, осуществившим наиболее крупные размещения корпоративных облигаций на внутреннем рынке. Концентрация эмитентов корпоративных облигаций по объемам размещений достаточно высока – на долю первых десяти наиболее крупных заемщиков пришлось более 70% всего объема привлеченных средств. В табл. 17 сводные данные по итогам каждого года объемов торгов (как биржевых, так и внебиржевых) на внутреннем долговом рынке в 2005–2009 гг.

      1. Проблемы  IPO на Российском рынке

Проведение IPO –  это более ответственный шаг, в отличие, например, от перехода с  векселей на облигации. Сравнивая итоги 2009 года по количеству эмитентов и числу размещений, выпуск корпоративных облигаций значительно опережает эмиссию акций.

     Что же удерживает российские компании от проведения IPO? Здесь имеет смысл  рассматривать проблему в двух аспектах:

     1. Компании, желающие провести IPO, сталкиваются  с рядом проблем и трудностей, в результате которых отказываются  от этой затеи.

     2. Компании, пожелавшие провести IPO и  способные привести свой бизнес  в соответствие с необходимыми  требованиями и стандартами, предпочитают  западные рынки ценных бумаг  отечественному.

     В первом аспекте стоит отметить ряд  причин, а также трудностей, которые уже не раз были озвучены представителями ведущих банков и инвестиционных компаний, а также представителями самих эмитентов:

     1. Отечественные компании демонстрируют  бурный рост, и их собственники  не готовы делиться прибылью  с кем-либо.

     2. Опасение собственников компании пустить кого-то со стороны в свой бизнес;

     3. Страх оказаться первой компанией  в своей отрасли, осуществившей  проведение IPO. Всегда проще «выходить  на IPO», прогнозируя его возможные  результаты на уже имеющемся  аналоге.

     4. Возникновение обязанности по систематическому раскрытию информации, в т. ч. о собственниках компании и аффилированных лицах.

     5. Отсутствие четкой и понятной  инвестору структуры компании. Агрессивная  внешняя среда, в которой компания  вынуждена работать, очень часто  заставляет ее «дробить» бизнес в целях его безопасности на случай возникновения непредсказуемых рисков.

     В ходе подготовки компании к проведению IPO могут  возникнуть следующие  проблемы:

     Множественность лиц и отсутствие интегрированности:

    • отсутствие прозрачной и целостной структуры управления бизнесом;
    • отсутствие целостной структуры владения бизнесом. Собственность распылена небольшими пакетами между различными компаниями, холдингами, физическими и юридическими лицами.

     «Серые  схемы» (незаконные действия в настоящем):

    • уклонение от уплаты и/или минимизация налогов;
    • трудовые отношения;
    • права и объекты интеллектуальной собственности;
    • недружественные поглощения.

     Появление информации о незаконных действиях в прошлом:

    • криминальный захват собственности;
    • оспаривание результатов приватизации и/или прав собственности;
    • уклонение от уплаты и/или минимизация налогов;
    • криминальное прошлое акционеров компании.

     Все перечисленные выше причины могут  оказать существенное влияние на решение владельцев компании сделать  выбор в пользу размещения облигационного займа, предпочтя его проведению компанией IPO.

     Рассматривая  второй аспект, стоит предварительно дать объяснение фразе «IPO российских компаний за рубежом». Под этой фразой в материалах прессы очень часто  понимают следующие варианты:

     1. Компания, зарегистрированная в  России, размещает свои акции  в виде депозитарных расписок (DR) за пределами РФ.

     2. Иностранная компания, владеющая  активами в РФ, размещает свои  акции в виде депозитарных  расписок (DR), за пределами РФ.

     3. Иностранная компания, владеющая активами в РФ, размещает свои акции (OS) за пределами РФ.

     Данное  обобщение может вызывать споры  среди специалистов, так как компании, зарегистрированные за пределами РФ и проводящие там IPO (пункты 2, 3), не являются российскими компаниями, следовательно, не могут подчиняться российскому законодательству.

     Однако  компании, которые можно отнести  ко второй и третьей группам, часто  присутствуют в таблицах «IPO российских компаний за рубежом» на страницах  презентаций и прочих информационных материалов.

 

Заключение

     Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Мы выяснили, что существует несколько  способов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемыми в России являются банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют некоторые недостатки и в сравнении с преимуществами IPO не являются наиболее эффективными методами привлечения инвестиций, так как:

      - банковские кредиты относительно  дороги и с их помощью тяжело  удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях;

     - корпоративные облигации также  влекут риски и нежелательные  последствия долгового характера  и не решают ряд проблем  привлечения капитала на долгосрочной  основе.

     Таким образом, мы сделали вывод, что привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся предприятий является наиболее выгодным способом привлечения денежных средств, так как предоставляет следующие преимущества:

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций