Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть цели, объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно- кредитной политики.
2.Проанализировать основные концепции денежно- кредитной политики: её теоретические и практические аспекты.
3.Расмотреть разработку денежно- кредитной политики Банком России.

Содержание

Введение. 3
1. Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной
политики. 4
1.1. Цели, объекты, субъекты денежно- кредитной политики. 4
1.2 Инструменты денежно - кредитной политики. 13
2.Основные концепции денежно- кредитной политики: теоретические и практические аспекты . 23
2.1Теоретические аспекты. 23
2.2 Практические аспекты . 26
3.Разработка денежно-кредитной политики Банком России. 34
Заключение . 40
Список используемой литературы. 43

Работа состоит из  1 файл

ДКБ-ГОТОВАЯ.docx

— 103.38 Кб (Скачать документ)

    Изменение нормы обязательных резервов.

    Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого  банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном  банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались  центральными банками как экономический  инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а  в случае массового изъятия депозитов  предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым  защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее  время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных  требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый  в целях наиболее быстрой коррекции  денежно- кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

    - если центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, это  приводит к сокращению свободных  резервов банков, которые они  могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

    - при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное  расширение предложения денег;

     Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к  изменениям в кредитной политике коммерческих банков. Он является настолько  мощным, что в действительности его  применяют раз в несколько  лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

  Ограничение кредитования.

  Этот метод  кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие  от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

  Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

  Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

  При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что  использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Механизм  действия денежно-кредитной  политики.

Нужно добавить, что для достижения значимых результатов  в наиболее короткие сроки  нужно  задействовать все инструменты  одновременно. Например:

  Чтобы не допустить перегрева экономики  необходимо уменьшить объем денежной массы. Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим  образом. Центральный банк продает  государственные ценные бумаги под  заманчивый процент для того, чтобы  урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. А затем поднять учетную ставку для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам, В этой ситуации банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Этот механизм действует и в обратном направлении.

  Допустим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег.

  В условиях надвигающегося спада правительство  через центральный банк скупает  ценные бумаги на открытом рынке у  населения и у коммерческих банков. В результате проведенных мер  увеличатся избыточные резервы системы  коммерческих банков, следовательно, возрастут  их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное  увеличение кредитных денег в  экономике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения  денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности. А так же в этой ситуации Центральный Банк может понизить нормативы по резервным отчислениям. Хотя такое воздействие используется не так часто как операции на открытом рынке или манипулирование учетной  ставкой.  Из вышесказанного можно  заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

  Существует  и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

  Другой  негативный фактор заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

  Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при  обратном ходе событий политика дорогих  денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Таким образом, в механизме действия денежно-кредитной  политики можно выделить пять последовательно  связанных рычагов:

*Приведение в действие инструментов денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтирование, изменение нормы обязательных резервов);

*Увеличение и сжатие объема денежной массы;

*Движение ставки процента на денежном рынке;

*Динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией и ослаблением инвестиционной деятельности в экономике;

*Изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса. Каждый из указанных элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики.  Так например, слабая реакция инвесторов на заметное снижение процентной ставки, вызванной, в свою очередь,  существенным расширением объема денежной массы, не вызовет адекватного расширения совокупного спроса, а конечном итоге и совокупного предложения, на что было направлено действие денежно-кредитной политики в целом. При этом может наблюдаться усиление инфляционных процессов. Данная ситуация может быть связана с нестабильной политической ситуацией в стране, подавляющей инвестиционную активность.  
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

      Теоретические аспекты

В основе денежно-кредитной политики лежит  теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

    Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

    И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос на деньги и их предложение.

    Кейнсианский подход

    Сторонники  кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению уровня национального производства. Однако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и как при этом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

    В связи с изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политик не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Монетаристский  подход

    Формирование  теории монетаризма в 60—70-е годы XX века происходил в условиях возрождения  традиций неоклассического направления  в экономической теории и количественной теории денег. Специфика монетаризм по сравнению с традиционными  неоклассическими идеями состоит в toм, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфер «Деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.

Информация о работе Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики