Денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов, касающихся понятия денежной системы и ее структуры, основных элементов денежной системы, а также понятия денежного рынка.

Задачами курсовой работы являются:

- анализ и рассмотрение функционального характера денежной системы

- обобщение принципов организации денежной системы

- рассмотрение особенностей денежной системы Российской Федерации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….........3

Глава 1. Понятие денежной системы и ее типы……………………………………...5

1.1 Функциональный характер денежной системы…………………………….........5

1.2 Характеристика элементов денежной системы Российской Федерации..……...8

Глава 2. Основные черты современных денежных систем………………….……..15

2.1 Принципы организации денежной системы…………………………………….15

2.2 Структура денежного обращения………………………………………………..17
Глава 3. Особенности денежной системы России………………………………….21
3.1 Денежная система Российской Федерации……………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

сделал денежная система.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

     Государство наделяет как банковские билеты, так  и металлическую монету качествами законного платежного средства, обязательного  к безотказному приему во всех денежных платежах по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Статья 30 Федерального закона «О Центральном банке РФ» прямо предписывает: «Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации». При этом слово «обязательный» относится лишь к обязательности самого факта приема денежных знаков во всех платежах и сделках, к их формальной силе погашать все номинальные денежные обязательства, но отнюдь не к уровню их реальной ценности или покупательной силы.

     Банкноты  и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и  обеспечиваются всеми его активами. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банковские билеты в соответствии с установленными им правилами. 
 

     Эмиссия денежных знаков

     Эмиссия представляет собой выпуск денег  в обращение и изъятие денег  из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В подавляющем большинстве государств банк, осуществляющий эмиссию денег, один. Это центральный (национальный или государственный) банк. Из наиболее крупных государств только в США существует 12 эмиссионных банков, входящих в федеральную резервную систему и представляющих фактически единый банк.

     В Российской Федерации эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в  обращении осуществляет Центральный  банк РФ. Федеральный закон о Центральном  банке РФ указывает на то, что монопольное право выпуска (эмиссии) на территории России банковских билетов и металлической монеты принадлежит Центральному банку РФ (ст. 29). Он является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

     В любом государстве независимо от общественно-политического строя эмиссия денег в обращение носит плановый характер в соответствии с потребностями экономики, которые просчитываются и прогнозируются. На основе эмиссионного планирования Правительство РФ может принимать эмиссионную директиву на определенный период времени, а руководство Центрального банка РФ - соответствующие эмиссионные разрешения.

       Безналичные деньги

     Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается  на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает: а) задолженность банка перед клиентом - владельцем счета и его право требования к банку о выплате определенной денежной суммы или перечислении этой суммы на другой счет; б) право клиента на получение наличных денег.

     Наличными деньгами осуществляются, прежде всего расчеты населения и выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Но в хозяйственной сфере взаимные погашения денежных обязательств и требований юридических лиц осуществляются путем безналичных расчетов, или, что то же самое, путем обращения безналичных денег.

     Правовое  регулирование

     Денежная  система исторически появилась  тогда, когда изготовление, выпуск в  обращение металлических денежных знаков, ответственность за их подделку стали регулироваться нормами права, в числе которых ведущее место заняли нормы финансового права. Можно подчеркнуть: без правового регулирования денежная система как инструмент организации денежного обращения просто немыслима.

     Характеризуя  денежную систему Российской Федерации, следует указать на то, что она имеет конституционную основу. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесены «денежная эмиссия», «установление правовых основ единого рынка», а в ст. 75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

     Однако  практически правовое регулирование  денежной системы Российской Федерации  осуществляется в первую очередь  нормами финансового права, а  также нормами гражданского и уголовного права. Что касается норм финансового права, то они содержатся в ряде федеральных законов. Это: Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» в ред. от 27 декабря 2009 г. с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Многие  вопросы деятельности Центрального банка РФ, обеспечивающие функционирование денежной системы и требующие  их детализации (изготовление денежных знаков, их перевозка в регионы страны, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, их изъятие из обращения, уничтожение и замена устаревших и поврежденных денежных знаков), регулируются нормами финансового права, содержащимися в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ. Так, решение по разработке и изготовлению денежных знаков по постановлению Правительства РФ принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Однако эти решения находят отражение в соответствующих правовых и технико-юридических нормах, содержащихся в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ (указаниях, положениях, инструкциях).

     Важную  роль в регулировании денежной системы в Российской Федерации играют также нормы уголовного права. На банковских билетах, в частности, имеется надпись: «Подделка денежных знаков преследуется по закону». В соответствии со ст. 186 УК РФ к лицам, участвующим в изготовлении в целях сбыта поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты либо иностранной валюты, применяется одно из уголовных наказаний. В правовом регулировании обращения безналичных денег существенную роль играют нормы как финансового, так и гражданского права.

     Правовое регулирование как элемент денежной системы, достаточно наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией. К сожалению, этот аспект денег в теоретическом плане игнорируется в современной отечественной науке финансового права.

     Денежные  знаки, как бумажные, так и металлические, имеют в Российской Федерации  обязательный курс. В литературе по финансовому праву такой курс в отдельных случаях называют принудительным. Данный признак важен  для понимания денег как юридической категории. Достаточно сказать, что фактически две статьи Федерального закона «О Центральном банке РФ», а именно ст. 29 и ст. 30, указывают на обязательный курс банковских билетов и монеты Банка России.

     Деньги, как было сказано выше, выполняют важные экономические функции: измерителя стоимости товаров и услуг; средства обращения; платежного средства; накопления и образования денежных фондов. Но любая из названных функций может быть реализована в экономической деятельности только с помощью юридических норм, и главным образом норм финансового права. В этом заключается еще один признак, характеризующий деньги как юридическую категорию. Например, деньги являются средством накопления стоимости в ее всеобщей форме и образования государственных и муниципальных фондов - бюджетных и внебюджетных, а также вкладов граждан в сбербанк и коммерческие банки. Эти процессы в области финансовой деятельности государства регулируются нормами финансового (бюджетного) и гражданского права.

     Характеризуя  юридическую природу денег, следует несколько слов сказать о бумажных денежных знаках. Бумажные деньги наиболее отчетливо свидетельствуют о двойственной природе денег, о том, что рассматриваемая категория является не только особым экономическим явлением, но и творением государственной власти. Бумажные деньги получили широкое распространение, т.к они обладают многими удобствами как средство обмена и обращения: они не тяжелы, хороши для переноса и хранения. Бумажные деньги совершенно теряют свое товарное качество и становятся, как удачно выразился русский писатель С.Ф. Шарапов, «абсолютными деньгами», своеобразными государственными знаками, на которые государство указывает и гарантирует их платежную силу.

     С учетом изложенного можно сформулировать следующие определения денег и денежной системы.

     1. Деньги - это установленные законом  денежные знаки с определенным  наименованием (рубль, копейка), отпечатанные  или отчеканенные в соответствующей  форме с обозначениями на них  денежных единиц, прием которых  в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации.

     2. Денежная система Российской  Федерации - это установленная  финансовым законодательством форма  организации денежного обращения,  исторически сложившаяся в стране  и включающая в свой состав  денежную единицу со своим наименованием, виды денежных знаков, порядок выпуска (эмиссии) денежных знаков и организацию обращения посредством наличных и безналичных денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные черты современных денежных систем 

     Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях. 

2.1 Принципы организации денежной системы 

     Одним из основных принципов является наличие  централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства  характерно как для рыночной, так  и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

     Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

     Денежная  эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

     Центральный банк подотчетен парламенту страны и  не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.

     Денежные  средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

       Государство обеспечивает постоянный  контроль за денежным оборотом  и его элементами: пропорциями  между объемами наличного и безналичного оборота.

     На  территории государства допускается  функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

     Государством  осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной  валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

     Государством  устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным  оборотом, с другой – через определение  пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

     Важным  принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные  формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

Информация о работе Денежная система