Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:04, реферат
Сегодня трудно найти человека, который бы не был наслышан о выдающихся экономических успехах Китая. Эти успехи вызывают в нашей стране неоднозначную реакцию, но в целом их принято воспевать и ставить в пример отечественным политикам и экономистам: дескать, смогли же китайцы перейти на рыночные рельсы без социальных и экономических потрясений..
На 10 мая 2011г. курс валют составляет:
С 1999 года были введены банкноты нового
образца (5, 10, 20-раньше такой купюры не
было, 50 и 100). На всех новых китайских банкнотах
изображен Мао Цзедун. Это очень символично.
Мао Цзедуна тоже очень уважают. При социализме
деньги мало что значили, а вот, когда чего-
нибудь лишаешься... Китайцы очень любят
деньги: они экономят, копят, складывают
деньги в банк.
Один фэнь |
|
5 фэней |
角jiăo (毛máo употребляется в устной речи)=10 фэням |
Два цзяо |
Пять цзяо |
Два юаня |
Пять юаней |
Десять юаней |
Двадцать юаней 1999 года (новая купюра) |
Пятьдесят юаней |
Пятьдесят юаней 1999 года (новая купюра) |
Сто юаней 1999 года (новая купюра) |
3
Банковская система
Китая
В структуре китайского банковского сектора лидирующее положение занимают четыре крупных государственных банка: Народный Банк Китая – People’s Bank of China – BC; Китайский строительный банк – China Construction Bank – ССВ; Промышленно-коммерческий банк Китая – Industrial & Commercial Bank of China – ICBC; Сельскохозяйственный банк Китая – Agricultural Bank of China – АBС. Они образуют костяк китайской банковской системы с общей долей порядка 75–85% всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала 90-х гг. прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит ко все возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны.
Народный Банк Китая, созданный в 1912 г. с санкции Сунь Ят-сена, – самый старый в стране. Сегодня филиалы банка открыты по всему миру. Он может предоставлять коммерческие и инвестиционные услуги, а также услуги по страхованию. Насчитывает 12,5 тыс. отделений и 202 тыс. сотрудников. Зарубежные филиалы – 593 – расположены в 36 странах и регионах мира.
Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC), созданный в 1984 г. путем выхода из структуры Центрального банка, – самый крупный государственный банк, на долю которого приходится 1/4 всех банковских активов. Он имеет по всей стране 22 тыс. отделений, в которых работают 400 тыс. служащих. Банк обслуживает 8 млн фирм и 100 млн частных лиц; он – лидер также и в такой пока прибыльной и надежной сфере, как ипотечное кредитование, которое возникло в последние годы, но уже превратилось в достаточно рискованное поле деятельности из-за быстро растущих цен и большого спроса на рынке недвижимости. В международной статистике ICBC входит в десятку крупнейших банков мира.
После создания Китайского строительного банка (ССВ) в 1954 г. основной сферой его деятельности стали средне- и долгосрочные кредиты в государственные инвестиционные проекты, например, в строительство железных дорог, электростанций и автомагистралей.
Четырем крупнейшим банкам противостоят 44 тыс. кредитных кооперативов, которые находятся в деревнях и маленьких городах и функционируют, в основном, как сберегательные кассы. Объем предлагаемых ими услуг невелик и сконцентрирован на нескольких простых видах операций. Небольшая численность персонала и неумелое руководство приводят к высокой доле безнадежных долгов и вынуждают государственные органы строго контролировать, а то и закрывать кредитные кооперативы. Местное или региональное денежное обращение, как правило, осуществляется только в редких случаях, а депозиты часто перенаправляются в крупные города, так как «на местах» отсутствуют необходимые кредитные средства. Парадоксально, но факт: в слаборазвитой деревне отчасти больше накоплений, чем инвестиций.
Между крупными банками и большим числом мелких кредитных организаций находится третья группа – около 30 частных банков, которые созданы в качестве акционерных обществ и работают с частным и государственным капиталом. Образцом такого банка можно считать Миншен Банк, хотя он и не является 100%-ным частным предприятием. Его прибыль в 4–5 раз выше, чем у конкурентов из государственной сферы. Приватизация этого и других банков со смешанной формой собственности продолжается. Такие банки развиваются весьма динамично и в большей степени зависят от хода реформ в целом и монетарных реформ в частности, чем четыре упомянутых крупнейших банка. Присутствуют на китайском финансовом рынке и порядка 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможной настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доли на рынке мизерны.
Правительство Китая своевременно осознало серьезность положения в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков – расширены. Главная составляющая концепции – замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив «сверху» в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.
Для предотвращения банковского кризиса, связанного с невозвратными долгами, правительство Китая приняло следующие меры:
Для улучшения работы четырех крупнейших государственных банков во второй половине 90-х гг. было создано четыре компании по управлению активами (AMС): «Ориент», «Цинда», «Хаурон» и «Грейт Уолл», которые получили от государства капитал в размере 10 млрд юаней. Одновременно были выпущены гособлигации со сроком действия 10 лет, с помощью которых АМС выкупили у государственных банков несостоятельные долговые обязательства на сумму 1,4 трлн юаней (около 169 млрд долл.). В результате эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Компаниям предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производство и формирование рыночных отношений. АМС должны были поставить плохо управляемые предприятия на «рыночные рельсы» и осуществить их санацию, а если получится – вывести их акции на биржу. Для этого у них были соответствующие полномочия: они могли приобретать землю, покупать иностранную валюту и продавать принадлежащие им акции.
Эта попытка использования долгов для акционирования предприятий не дала в полной мере ожидаемых результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30%. Кроме того, АМС, несмотря на привлечение иностранных экспертов, не имели достаточного опыта по санации предприятий, почему и не смогли оказать на госпредприятия конструктивного воздействия. Следует отметить и то, что, во-первых, по-прежнему не решен вопрос о начислении процентов и конкурентоспособности государственных ценных бумаг, а во-вторых, покупатели облигаций – прежде всего иностранные – являются просто спекулянтами, а не осуществляющими санацию субъектами, участвующими в переводе государственных предприятий на рельсы рыночной экономики. Поэтому сегодня речь идет не об успешной реструктуризации невозвратных кредитов, а всего лишь о переводе их долгов с одного счета на другой, т. е. о перекладывании проблемы с банков на АМС. Отметим, что после первой ликвидации задолженности госпредприятий и рекапитализации госбанков с помощью облигаций качество отраженных в балансах активов АМС не поддается объективной оценке.
Значительная часть несостоятельных долговых обязательств возникла у госбанков вследствие принудительного кредитования государственных, региональных и местных проектов по инфраструктуре. Кредиты банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки своих денег обратно практически не получали. Так осуществлялось финансирование строительства высотных домов, некоторые из которых все еще стоят полупустыми, кредиты не возвращаются, а вопрос об использовании кредитного обеспечения по политическим причинам в Китае не ставился.
Для
прекращения подобного
Создание специальных банков соответствовало традиционным международным нормам. Правда, вследствие воздействия различных причин оно вряд ли поможет быстро решить проблемы – речь в данном случае скорее идет о переадресовывании проблем. Государство не собирается в будущем ни выпускать новых облигаций, ни использовать бюджетные средства для компенсации по-прежнему возникающих долгов. Банки развития не имеют в своем распоряжении надежной информационной системы, из которой они могли бы черпать данные о китайских предприятиях, коммунах и их кредитоспособности. До сих пор не созданы действующие в рыночной сфере информационные центры или аналогичные учреждения для лучшего распознавания кредитных рисков.
Для Китая различный качественный уровень столичных и провинциальных банков – это не противоречие, а проявление стремительного развития и экономической неоднородности страны. Большинство китайцев почти все свои покупки оплачивает наличными. Доля наличных платежей уменьшается очень медленно. Население начинает открывать для себя банки в качестве платежных институтов, получать зарплату на частные счета в банках и через банки же оплачивать счета за коммунальные услуги. Время безналичного платежного оборота только наступает.
Банки пользуются у населения высокой степенью доверия, в том числе и благодаря предполагаемой государственной гарантии сберегательных вкладов.
В 90-е года весомо заявил о себе и фондовый рынок Китая, где осуществляется торговля ценными бумагами. Участниками торгов согласно действующему законодательству могут быть специализированные фирмы или предприятия, которые имеют специальное разрешение Госсовета КНР. Основную часть ценных бумаг, которые находятся в обращении, представляют государственные облигации: государственные обязательства казны, облигации на строительство ведущих объектов народного хозяйства, облигации финансового займа. Часть облигаций покупает население, часть - предприятия и организации; часто это имеет принудительный характер.
Поиски путей модернизации всей денежно-кредитной системы страны, эффективной перестройки механизма ее функционирования могут позволить обеспечить решение таких общеэкономических задач, как превращение хозяйствующих субъектов в независимые подлинные рыночные предприятия при условии сдерживания негативного влияния так называемых "горячих" денег и в связи с этим, обеспечение условий, которые бы дали возможность полностью проявляться всем функциям, присущим деньгам.
Следовательно,
преобразование банковской системы Китая
в условиях развивающихся рыночных экономических
отношений объективно необходимо для
обеспечения действия высокоэффективных
инструментов
регулирования экономических процессов,
для обеспечения быстрого развития экономики
страны.
4 Формирование политики Китая в отношении
«рыночного»
курса юаня
Уже несколько лет в мире оживленно обсуждается вопрос о поддерживаемом в Китае, заниженном курсе юаня. Официальные представители заявляют о том, что реформа национальной денежной единицы, несмотря на давление со стороны мировой общественности, будет проводится постепенно, поскольку китайским банкам и компаниям требуется некоторое время для того, чтобы приспособиться к условиям гибкого валютного курса.
В связи с этим Заместитель председателя Народного банка Китая (местного ЦБ) Су Нин раскритиковал руководство США за рекомендации относительно необходимости укрепления юаня. По его словам, стоимость юаня не может являться предметом политизации и не вызывает дисбалансов в мировой торговле.
Су добавил, что странам не следует полагаться на советы других государств при разрешении собственных финансовых трудностей. В марте 2010 года президент США Барак Обама призвал Китай начать движение в сторону более "рыночного" курса юаня. Таким образом, добавил он, будет сделано необходимое усилие для стабилизации ситуации в мировой экономике.