Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей денежно-кредитной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
определить сущность, направления и условия осуществления денежно-кредитной политики;
проанализировать влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику России;
рассмотреть и охарактеризовать возможную модель денежно-кредитной политики России в условиях глобализации экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Направления и условия осуществления денежно-кредитного регулирования экономики
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
2.1 Состояние денежного рынка России
2.2 Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики
3. ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики  и права

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

Тема: Денежно-кредитная  политика в условиях финансового кризиса 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2010 

 

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность  денежно-кредитной политики государства

1.2 Направления  и условия осуществления денежно-кредитного  регулирования экономики

2. АНАЛИЗ  ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ

2.1 Состояние  денежного рынка России

2.2 Основные  мероприятия в области денежно-кредитной  политики

3. ВЫБОР  МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ  РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ  ЭКОНОМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика — очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

     Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.

     Лишь  очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

     В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

     Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.

     Таким образом, теоретический анализ денежного  рынка как экономического явления, осмысление изменений в его функционировании за последнее время, выработка подходов в государственной экономической политике, учитывающих своеобразие денежного рынка, анализ денежно-кредитной политики РФ приобретают в настоящее время особую актуальность.

     Целью данной работы является анализ особенностей денежно-кредитной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса.

     Задачами  данной курсовой работы являются:

  • определить сущность, направления и условия осуществления денежно-кредитной политики;
  • проанализировать влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику России;
  • рассмотреть и охарактеризовать возможную модель денежно-кредитной политики России в условиях глобализации экономики.

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

     1.1 Сущность денежно-кредитной  политики государства

     денежный  кредитный политика экономика

     Действия  правительства, направленные на изменение  количества денег, находящихся в обращении, принято называть денежно-кредитной политикой.

     Денежно-кредитная  политика по сути преследует те же самые  цели, что и фискальная политика:

  • обеспечение роста национального дохода;
  • полной занятости;
  • стабильности цен.

     Однако в отличие от фискальной политики, кредитно-денежная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через рынок благ, а с помощью денежного рынка. Кредитно-денежная политика имеет также ряд преимуществ перед фискальной политикой: большая быстрота и гибкость, фактическая независимость от политических давлений1.

     В соответствии с названной целью  на денежном рынке осуществляется стремление кредитно-денежной политики решить ряд  задач:

  • повысить деловую активность;
  • снизить инфляцию;
  • поддерживать платежный баланс.

     Основными инструментами денежно-кредитной  политики, наиболее часто используемыми  Центральным банком (ЦБ), являются:

     1. установление обязательной нормы  резервных требований;

     2. регулирование официальной учетной  ставки;

     3. операции на открытом рынке.

     Резервные требования означают, что коммерческие банки обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в  Центральном банке, который играет роль резервного финансового института  страны и может использовать накопленные  таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов коммерческим банкам в чрезвычайных обстоятельствах.

     Изменение норм минимальных резервных требований — один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г.

     Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно ограничивают кредитную эмиссию, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку Центральный банк все большее предпочтение отдает более гибкому инструменту регулирования2.

     Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются разграничением по степени «денежности» различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы минимальных резервных требований.

     Нормы обязательных резервов неодинаковы  в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив норма минимальных резервов в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует такой инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств в коммерческом банке3.

     В России закон о Центральном банке  также предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обязательную норму банковского резерва (от 3% до 20%).

     Политика  установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

     Учетная ставка — это процент, под который  ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

     Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так. Рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке. Что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумага и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, сросту рыночного курса4.

     Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного  воздействия на ликвидность коммерческих банков посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

     Операции  на открытом рынке — купля-продажа  государственных ценных бумаг или  первоклассных коммерческих векселей. Посредством них Центральный  банк воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и ставки процента. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение ставок процента, покупка приводит к противоположному результату.

     Операции  на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики Центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а, следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования.

     Однако  операции на открытом рынке имею и  слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит  от того, покупают ли их банки и частные  лица. Если их покупают банки, то воздействие  на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко банки поддерживают свой коэффициент ликвидности к минимально допустимому уровню. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

     Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал  денежно-кредитного регулирования  экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня ставок процента по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависят прежде всего от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

     При проведении денежно-кредитной политики государственные органы воздействуют на денежную массу и процентные ставки, а через них — на потребительский  и инвестиционный спрос. Преимущества денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования — ее быстрота и гибкость; недостатки связаны с тем, что она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса